Найти тему
Про Мой Район

«Морозовка»: 120 лет главной детской больнице Москвы

Оглавление

В 1903 году в Москве была открыта одна из крупнейших городских больниц для детей. Три инфекционных корпуса построили на средства семьи купца Викулы Морозова. В этом году Морозовская детская городская клиническая больница – а мы все знаем ее как Морозовку – отмечает свое 120-летие. Конечно, это уже совсем другая больница. В 2017-м году было построено новое здание с самой современной аппаратурой, а в 2022-м завершилась реконструкция старого педиатрического корпуса. Сегодня каждый четвертый московский ребенок, нуждающийся в медицинской помощи, получает её в Морозовской больнице

О том, как меняется Морозовская больница и какую помощь получают там дети, подкаст «Про Большой город» беседует с главным врачом больницы Валерием Викторовичем Горевым.

🎧 Слушать подкаст 👉

Морозовская больница в 2020 году. Фото: АГН Москва
Морозовская больница в 2020 году. Фото: АГН Москва
Один из инфекционных корпусов Морозовской больницы, 1911 год. Фото: pastvu.com
Один из инфекционных корпусов Морозовской больницы, 1911 год. Фото: pastvu.com

Впервые – в Морозовке

Запись этого подкаста началась с опозданием. Все дело в том, что главный врач Валерий Горев был на уникальной операции, которая впервые проводилась в стенах больницы. И не он один – целая бригада специалистов разного профиля помогала появиться на свет маленькому человеку. Да, Морозовка – не акушерский стационар. Но дело в том, что операция делалась еще не родившемуся ребенку, у которого в верхних дыхательных путях была большая опухоль. Сделать свой первый самостоятельный вдох он просто не мог. Поэтому в операционной кроме акушеров-гинекологов были неонатологи, врачи челюстно-лицевой хирургии, отоларингологи, специалисты торакальной хирургии, сердечно-сосудистой хирургии. И операцию делали еще не полностью родившемуся ребенку, когда пуповина еще продолжала доставлять ему кислород. Без помощи докторов рассчитывать на счастливый исход было просто невозможно.

Позднее Валерий Викторович объяснил: за последние два года это уже одиннадцатая сложнейшая и уникальная операция с привлечением различных специалистов.

Морозовка привыкла к слову «впервые». Многие прорывные достижения врачей случились именно здесь. Больница открывалась как инфекционная, но со временем стала многопрофильной. Здесь в 1905-м впервые в детском стационаре был установлен первый рентгеновский аппарат, а много лет спустя и первый компьютерный томограф. В 1947 году в Морозовке впервые в мире началось лечение туберкулёзного менингита.

В 1967 году здесь появились первые в СССР отделения для новорожденных с поражением нервной системы, а также отделения онкологии и гематологии, был открыт кардиоревматологический диспансер. В 2014 году в больнице открылся единственный в стране детский инсультный центр. Он объединил гематологов, неврологов, специалистов лучевой диагностики, хирургов-эндоскопистов. Да, к сожалению, сегодня инсульт – это и про детей.

Отдельная история про орфанные заболевания. О чем речь? Есть заболевания, которые встречаются крайне редко. Пациентов с такими заболеваниями очень мало, именно поэтому возникает много сложностей: поздняя постановка диагноза, отсутствие медицинского персонала, который готов оказывать помощь, отсутствие лечения. Пациенты с орфанными заболеваниями – это особая группа, которая требует междисциплинарного внимания. С учетом необходимости и важности помощи детям с орфанными заболеваниями, в Москве в 2015 году на базе Морозовской больницы впервые в России был создан Референс-центр врожденных и наследственных заболеваний, генетических отклонений, орфанных и других редких заболеваний. Все дети стали получать квалифицированную помощь в одном учреждении.

Морозовская больница. Фото: АГН Москва
Морозовская больница. Фото: АГН Москва

Есть группа наследованных заболеваний, которые могут проявиться у ребенка достаточно рано. При этом их можно и нужно диагностировать, когда болезнь еще не заявила о себе, и, что самое важное, лечить. Для ранней диагностики и нужен скрининг на наследственные заболевания. В 2018 году впервые в системе городского здраво­охранения для жителей Москвы программа неонатального скрининга была расширена с 5 до 11 заболеваний. Исследования проводятся на базе Морозовской больницы.

В 2023 году неонатальный скрининг в России расширен, было принято решение проводить скрининг 36 нозоологий. И Морозовская больница, которая давно занималась этой работой, оказалась максимально к этому готова. Централизованная клинико-диагностическая лаборатория Морозовской больницы стала межрегиональной лабораторией для проведения расширенного неонатального скрининга, не только для Москвы, но и для Московской, Магаданской областей и для Чукотского автономного округа.

Какая разница между лечебным учреждением с историей и новой клиникой?

Главный врач Валерий Горев считает: «Наша история дает уверенность в том, что мы делаем». Сейчас московские клиники оснащены самым современным оборудованием, столичным врачам доступны все новые виды диагностики. Но с аппаратурой работает человек. 120 лет опыта и традиции – это история про человеческий фактор, про то, что любую медицинскую технологию надо уметь внедрять и с нею работать. «Наш коллектив, – говорит Валерий Викторович, – научился принимать инновации. Много новых технологий родились именно в этих стенах».

120 лет Морозовской больницы – это множество научных школ и опыт, который позволяет эффективно работать с новыми технологиями. Кстати, именно поэтому, когда открывают новую клинику, туда переводят сложившиеся коллективы.

Где начинается больница

Почти все родители города хоть раз, да переступали порог Морозовки. Для тех, кто постарше и бывал здесь лет 15 назад, этот визит оказывается потрясением. Сегодня Морозовская больница – это современный красивый город для детей. Врачебное оборудование – самое передовое. А большой кабинет главврача – что-то вроде Центра управления полетами. Одна стена сплошь занята экранами – можно увидеть все, что происходит в Морозовке.

Рядом с современными корпусами – старинные розовые здания, с которых все начиналось. Многие уже отремонтированы и отреставрированы. В одном из них уже полтора года работает детский городской трансфузиологический центр, который обеспечивает кровью все детские стационары Москвы. Только здесь подготавливают кровь для самых маленьких пациентов – индивидуально для каждого.

Этим летом был открыт корпус паллиативного отделения на 40 коек, куда переехали дети с хроническими заболеваниями.

Корпус паллиативного отделения Морозовской больницы. Фото: АГН Москва
Корпус паллиативного отделения Морозовской больницы. Фото: АГН Москва

Но, конечно, гордость больницы – новый Первый корпус, он уже почти год принимает пациентов. Современный, удобный, красивый и уютный. Здесь, в Первом, сделано все, чтобы настроить пациентов на выздоровление. Как говорит главный врач, «мы должны создать доверительную партнерскую среду, это одно из главных условий эффективного лечения. Потому что первое, что лечит – это слово».

В Первом корпусе сосредоточено всё самое современное диагностическое оборудование. Здесь – обновлённые отделения функциональной лучевой диагностики, новые ультразвуковые аппараты экспертного класса, диагностические аппараты для оценки функции внешнего дыхания. С открытием этого корпуса больница впервые получила аппарат бодиплетизмограф, который измеряет все дыхательные объемы. Добавились новые возможности функциональной диагностики в кардиологии. Работает новая нейрофизиологическая лаборатория, она позволяет снимать электрическую активность головного мозга в любых режимах. Появился новейший КТ аппарат и рентгенологическая установка. А эндоскопическое отделение оснащено аппаратурой последнего поколения.

Все это позволяет врачам сжать время пребывания пациента в больнице. Задача – чтобы больной максимально быстро прошел все исследования. Ведь как бы ни старались врачи, для любого ребенка и их родителей пребывание в больнице – не самое приятное время.

А где мама?

Сейчас у родителей маленьких пациентов появилась возможность находиться в Морозовской больнице рядом с ребенком. Там есть кровати для взрослых, а в расписание врачей заложено время для общения с мамами и папами маленьких пациентов.

Главный врач больницы Валерий Горев считает: «Присутствие родителей рядом со своим ребёнком оправдано со всех точек зрения». Во-первых, так лучше ребенку. Известно: некоторые дети очень тяжело переживают так называемый «стресс отчуждения», что, конечно, не помогало лечению. А во-вторых, родителям понятно, как лечат их детей, они теснее общаются с докторами. И когда ребенка переводят уже на амбулаторное лечение, то мамы и папы лучше выполняют предписания врачей и контролируют выздоровление. Сейчас, когда все больше лечебных и диагностических процессов переводят на амбулаторный уровень, очень важны дисциплинированность и включенность родителей в лечение.

Практически в каждом отделении Морозовской больницы есть школы для родителей. Там взрослых учат, как их ребенку жить с имеющимся заболеванием и как поддерживать здоровье, какая профилактика нужна.
Морозовская больница. Фото: АГН Москва
Морозовская больница. Фото: АГН Москва

«К счастью, они выздоравливают»

Говорят, что нынешние дети – слабенькие, они больше болеют. Так ли это? Валерий Горев считает, что простого ответа на этот вопрос нет. Развитие профилактики и ранней диагностики (тот же неонатальный скрининг) позволяют достаточно рано обнаружить заболевание. Лучше диагностика – больше больных. Вот такой парадокс.

При этом, надо понимать, что сильно изменился образ жизни детей, а значит и состояние здоровья. Они стали менее динамичными. Хотя сейчас очень много делается для того, чтобы кружки и спортивные мероприятия были максимально доступными. Дети часто зависимы от игр и гаджетов, страдают так называемыми синдромами гиперактивности и двигательного возбуждения. Другим стало питание, и даже набор продуктов, которые мы используем. Как следствие – у ребят чаще встречается ожирение, сахарный диабет.

«Помолодел» инсульт, а после пандемии ковида увеличилось количество случаев тромбофилии. Происходит рост аутоимунных заболеваний. Это связано с тем, что врачам удается сохранить, как они говорят, «право на жизнь» все большему числу маленьких пациентов.

Сегодня медикам удается спасти тех детей, у которых еще двадцать лет назад не было бы шансов. Валерий Викторович рассказывает: «В первые пять лет своей профессиональной жизни, а это было начало 2000-х, я просто не видел детей меньше килограмма, они не выживали. А сейчас больше половины детей в реанимациях как раз менее килограмма. И мы их выхаживаем с привлечением офтальмологов, нейрохирургов, неврологов, реабилитологов, ортопедов».

Да, это новые пациенты со своими проблемами. И свой путь к здоровью они проходят с врачами врачи Морозовской больницы и своими родителями.

«К сожалению, наши дети болеют– говорит на прощание Валерий Викторович Горев. – К счастью, они выздоравливают».

Слушайте нас на любимой платформе:

Apple Podcasts, Яндекс Музыка, VK, Mave, YouTube, Rutube

------------------------------------------

Также может быть интересно: