Эта история началась 25 марта 1993 года в Судане. В одну из деревень страны, страдавшей от голода, прибыли журналисты. Они хотели осветить положение дел, рассказав о бедности, недоедании и прочих ужасающих последствиях гражданской войны. Среди фотокорров был и 33-летний Кевин Картер. Мужчина, ранее мечтавший вырваться из душной редакции малоизвестной газеты, хотел заявить о себе как о мужественном военном корреспонденте. Он даже не догадывался, что снимет роковое фото, которое испортит ему всю оставшуюся жизнь.
Почему фотограф Кевин Картер не прогнал стервятника?
Сойдя с трапа самолета, Кевин был шокирован. Вокруг, прямо на земле, лежали изможденные люди, ходячие скелеты, и дни многих были сочтены. Фотокорр снимал и снимал, как заведенный. Он не хотел упустить ни единой детали.
Потом Картер остановился, чтобы отдышаться и решил отойти от деревни, чтобы прогуляться и немного прийти в себя. Дойдя до поля, он услышал звуки, напоминающие мяуканье котенка. В паре шагах от него вниз лицом лежала худая девочка, пытавшаяся добраться до продовольственного центра ООН. А за ней по пятам шел стервятник, то и дело останавливаясь, когда девочка делала передышку.
Фотограф не дышал: редкий кадр сам шел в руки. Он хотел дождаться, пока птица расправит крылья. Так снимок стал бы эффектнее. Так они и сидели втроем — стервятник, девочка и Кевин. Мужчина не дождался нужного момента, потому просто сделал пару фотографий и… отправился к самолету.
Картер обернулся лишь раз, чтобы посмотреть, что ребенок продолжил свой путь. А потом, внезапно для самого фотографа, его снимок оказался на первой полосе самой известной газеты — The New-York Times. Кевин моментально стал знаменитым.
Вопрос к фотографу
Однако со славой пришла и волна хейта. Одни задавали один и тот же вопрос: «Почему автор снимка ничего не помог ребенка и ставил его одного умирать?» Другие интересовались судьбой девочки на снимке. Но у Картера ответа не было, да и биографией своей героини он как-то не интересовался. С каждым днем мужчина становился все мрачнее, а потом накатила депрессия.
Когда весной 1994 года Кевин Картер за снимок «Девочка и стервятник» (тогда он проходил под названием «Голод в Судане») получил Пулитцеровскую премию, то критики просто обрушились на него всей мощью праведного гнева. Все стали обвинять фотографа в том, что он нажился на трагедии суданского народа.
Так, пережив взлет, Картер очень низко пал в глазах коллег. Он стал изгоем в среде журналистов, работу ему больше не предлагали, денег, чтобы платить по счетам, катастрофически не хватало. А все друзья и вовсе отвернулись от мужчины.
Человечность или профессионализм?
Кстати, споры по поводу решения фотографа уйти и оставить ребенка продолжаются и по сей день. У каждого фотокорра есть свои инструкции, были они и у Картера в тот день. Ему запрещалось вмешиваться в судьбу населения Судана, Кевин должен был просто смотреть и снимать. Дотрагиваться до вещей и людей также не стоило — из-за вспышки смертельных заболеваний.
Но Картер каждый день вспоминал о той девочке и стервятнике, который зорко наблюдал за будущей жертвой. И каждый раз задавал себе один вопрос: а мог ли он помочь? И тут умер лучший друг Кевина, так что фотограф словно помешался. Он думал и говорил только о смерти Кена и о том суданском ребенке в поле.
В отчаянии Картер на своем авто отправился к месту, где в детстве проводил время со своим другом — к спортивной площадке на берегу ручья Брамфонтейн. Там он оставил прощальную записку, надел шланг на выхлопную трубу и его конец вывел в салон машины. 27 июля 1994 года фотограф, сделавший знаменитый снимок, умер от отравления угарным газом.
Но что с девочкой?
А девочка на самом деле оказалась… мальчиком. В середине нулевых появилась такая информация. Глазастые пользователи сети рассмотрели пластиковый браслет на руке ребенка, на нем читались буквы Т3. Первая буква Т говорила о тяжелом недоедании, а тройка — о порядке прибытия в пункт питания ООН. Так что, скорее всего, рядом с юным суданцем был кто-то из сотрудников миссии или родители, которые отошли за едой и просто не попали в кадр.
Об этом, спустя несколько лет после самоубийства Картера, рассказал фотограф Жоау Сильва, который тогда работал с Кевином в Судане. Редакция газеты, скорее всего, умолчала об этом факте, потому что иначе реакции общественности на ситуацию в Судане было бы не добиться. И Картеру одним снимком удалось это сделать. Правда, фотография стала для него роковой.
Кстати, мальчика со снимка звали Конг Ньонг. И он сумел пережить Вторую гражданскую войну и голод, правда, в 2008 году умер от лихорадки.
А в 1996 году валлийская группа Manic Street Preachers выпустила песню в память о Кевине Картере. Она так и называется Kevin Carter.
О гибели Кевина Картера также рассказывает и фильм The Bang-bang Club, вышедший в 2010 году. Это история о четырех военкоррах, снимке «Девочка и стервятник» и других не менее зловещих и ужасных фотографиях.