Как-то, переключая ТВ-каналы, я случайно наткнулась на сцену с Савелием Крамаровым. Причем, судя по всем признакам, картина была явно голливудская.
Меня заинтересовало. Все-таки я была воспитана на лучшем советском кино, в том числе на шикарных советских комедиях с Крамаровым.
Но, чем дальше я смотрела, тем больше испытывала неловкость за нашего актера.
Там в кадре он – да, играл роль серьезную, в противоположность юмористичным его образам в комедиях СССР, но… он плакал, выглядел так, что хотелось его пожалеть…
Разумеется, всё это было по сценарию. Однако настолько убедительно актер вжился в образ своего персонажа, что выглядело, будто это сам он, любимчик советской публики, живет на Западе столь неприкаянно…
А как же было на самом деле?
Савелий Викторович подал документы на эмиграцию в Израиль и получил отказ. В 1981 г. он написал тогдашнему президенту Штатов Рональду Рейгану:
Послание было открытым, и его несколько раз озвучили по радио (не у нас, конечно…).
После такого резонанса актера из страны выпустили. Но зажил ли он после этого счастливее?
Крамаров тревожился, что в СССР его перестали снимать. По сути, это был обычный кризис жанра, он же кризис среднего возраста, который испытывает большинство людей в определенный период жизни.
Однако тогда была такая историческая веха, когда многие люди личные проблемы воспринимали как общесоциальные.
Вот и Крамаров этап собственной жизни, который психологи рекомендуют принять спокойно и философски, счел своей неоцененностью в родной стране. Как и многие представители его нации, он надеялся найти «землю обетованную», а не попав в Израиль, переехал в Штаты.
Но в мечте всех актеров – Голливуде – никто ему ролей на блюдечке с золотой каемочкой не припас.
Конечно, роли там ему постепенно давали. Но:
1) сложно сказать, почему их давали – благодаря таланту актера либо из-за шумихи после озвучивания по радио его письма Рейгану…
Опять же, информационная война нашей страны со Штатами шла вовсю, и тут был такой прекрасный повод нашему сопернику «пнyть» нас – дескать, не цените вы таланты, а вот мы оценили..;
2) с ролями было туговато и в плане количества, и в плане качества.
Количество сравнить весьма просто – сугубо статистически:
- за 20 лет кино-карьеры в СССР Крамаров получил более 60 ролей, многие из которых стали узнаваемыми, запомнились публике надолго;
- в Голливуде он за 14 лет сыграл около 10 ролей.
С качеством сложнее…
Вот вы какие роли Крамарова в советских фильмах вспомните? Прежде всего любой назовет такие кино-образы:
- дьяк Феофан при царе в комедии «Иван Васильевич меняет профессию». Настолько искрометно воплотился актер в «шкуру» своего персонажа, что он вошел в число запоминаемых в кинематографе СССР его золотой эпохи;
- «бурнаш» в «Неуловимых мстителях». Пусть это была совсем маленькая роль, но об успехе говорит тот факт, что зрители до сих пор повторяют фразу Крамарова оттуда:
- васюкинский председатель шахматной секции в «12 стульях». Да-да, это была роль совсем мимолетная. Однако сыграна она была столь блистательно, что запомнилась всем;
- Петр Тимохин в «Большой перемене». Это также была не самая большая, зато весьма яркая роль. Актеру удалось не только рассмешить телезрителей, но и побудить их задуматься;
- друг незадачливого жениха, Серега, в комедии «Не может быть!». Это была еще одна очень веселая и одновременно заставляющая задуматься роль;
- Федя «Косой» в «Джентльменах удачи». Тут и говорить нечего – это была одна из самых лучших ролей Крамарова!
Все его роли в советском кино были не глобальными, но очень яркими и запоминающимися.
А что ждало актера в Голливуде?
Его дебют там состоялся в образе кагэбэшника в фильме «Москва на Гудзоне». Кино было неприкрыто aнтиcoветским: царящие (ли?) у нас цензуру, отсутствие свободы, огромные очереди, дефициты...
Впрочем, в нем были задействованы многие выходцы из нашей страны – не по озвученной ли выше причине, связанной с информационной войной?..
Далее он снялся еще в нескольких картинах, из которых, пожалуй, самой значимой была «Космическая одиссея», где Крамаров воплотился в советского космонавта.
В целом же ему в Голливуде роли доставались сколь небольшие, столь и незапоминающиеся, обычно публика такие называет проходными...
Да, он появлялся в фильмах, где играли западные звезды – Арнольд Шварценеггер (в «Красной жаре»), Сильвестр Сталлоне (в «Танго и Кэше») и др. Однако сам Крамаров там не выделялся.
Менее талантливым он не стал. Как говорят в народе, «талант не пропьешь». Просто он выпал из своей среды, что ли? Спутал, как уже сказано, личное с общим?..
И уж о каком счастье и довольстве можно тут вести речь, если актер не только не продвинулся выше по лестнице кино-карьеры, но и стал потихоньку забываться публикой?
Может быть, единственным его достижением при переезде на Запад было то, что Крамаров наконец-то исправил кocoглaзие, из-за которого переживал всю жизнь. Правда вот, из-за этого ушла его «фишка»…
Ах, да, исполнилась и другая его заветная мечта: он стал отцом. Но надо ли было для этого переселяться так далеко?..
П. с. Интересно, что Родину Крамаров впоследствии посещал. В 1992 г. он приезжал на фестиваль «Кинотавр». Также он участвовал в фильмах российских режиссеров – «Танго и Кэш» (снятом, однако, в Голливуде), «Русский бизнес» и «Настя».
П. п. с. В развитие темы читайте Дзен-статьи «Эмигранты: пpeдaтeли или счастливцы? 4 примера звезд, сбежавших из СССР» и еще «Как живут в Парагвае, Штатах и Гонконге старообрядцы, сбежавшие из СССР, чтобы души спасать», а также «Писатели, учившие любить Россию, но жившие за границей».