Найти в Дзене
Мужские Мысли

Курганский авиационный музей

Оглавление

Введение

1985

Шёл напряжённый 1985 год. В США президент Рональд Рейган предлагает увеличить расходы на оборонный бюджет в рамках программы «Звёздные войны».

В Южной Африке лидер Африканского национального конгресса Нельсон Мандела продолжает свою освободительную борьбу против апартеида – политики президента Боты, нацеленную на раздельное проживание белого и чёрного населения страны.

В марте умирает Председатель Президиума Верховного Совета СССР К.У. Черненко, а на его место восходит первый и последний президент советской империи Михаил Сергеевич Горбачёв и начинает проводить антиалкогольную кампанию и политику перестройки.

В Женеве проходят переговоры между Рональд Рейган и Михаилом Горбачёвым по контролю над вооружением. После чего М.С. Горбачёв объявляет об одностороннем моратории на ядерные испытания.

В Судане, генерал Сивар ад-Дагаб, проводит государственный переворот.

В Камбоджи главнокомандующий вооруженными отрядами «красных кхмеров» Пол Пот отстраняется от должности, ему на смену приходит Сол Сен. Сложное было время.

А в это время в Кургане открывается «Музей аэропорта Курган».

Слушай Смотри Молчи. Проект 2.1. Канал об истории, событиях и людях
Слушай Смотри Молчи. Проект 2.1. Канал об истории, событиях и людях
Курганский авиационный музей, музей, ул. Гагарина, 41А, Курган — Яндекс Карты
Карта Кургана с улицами и номерами домов — Яндекс Карты

Становление

2003

Филиал Курганского областного краеведческого музея

Период формирования и становления музея выпал на нелёгкие годы периода позднего СССР в времена краха политической и экономической систем. Государственные структуры в тот момент были озадачены процессом выживания, а для сохранения наследия, создания музея сил и средств уже не оставалось. Но нашлись герои. Появление такого музея как раз заслуга таких неравнодушных людей.

1985 год считается годом основания музея, а первое, изначальное его название — «Музей аэропорта Курган». Рождался как ведомственный музей.

У истоков создания музея стоял человек, личность, символизирующий свою эпоху — Игорь Михайлович Семенов. В прошлом пилот 1-го класса, командир звена Курганского авиапредприятия, действующий инструктор тренажёра по лётной подготовке Игорь Михайлович в 1985 году стал директором музея и, более 30 лет пестовал своё детище — музей. Музей, которому предстояло пройти нелёгкий путь становления.

18 августа 1993 года состоялось официальное открытие музея. В продолжительный период после основания происходило его комплектование летательными аппаратами и прочей авиационной техникой. В результате, экспозиция музея вобрала в себя целый спектр гражданских и военных летательных аппаратов, экипировку пилотов, средств связи, спасения и авионики. В этом же году музей был переименован в «Курганский авиационный музей».

Экономический кризис 90-х годов XX века своей жестокой поступью прошёлся по экономической составляющей музея и уничтожил её. Средства к существованию иссякли и музей стал банкротом. С целью спасения музея и защиты его экспонатов от продажи в 1994 году образуется ТОО «Авиамузей». В состав которого были отнесены экспонаты музея, в том числе и вся авиационная техника. Данное юридическое образование просуществует всего 5 лет, а позже передаст свои права, представлять интересы музея другой организации.

В 1999—2003 годах образуется и действует новое юридическое лицо, представляющее интересы музея — автономная некоммерческая организация Авиационно-технический спортивный клуб «Сибиа-спорт».

Однако события прожитых показали, что для существования и для должного дальнейшего развития музей обязан получить статус государственного. И получать государственную поддержку.

И лишь в начале XXI века у авиационного музея города появляется возможность кардинально изменить свой статус и войти в орбиту государственной структуры. Войти в состав ГКУ «Областной краеведческий музей».

10 июня 2003 года музей авиации становится филиалом Курганского областного краеведческого музея, а ещё месяцем позже, в июле, музей получает статус государственного и, в качестве филиала, включается в состав ГКУ «Областной краеведческий музей» Комитета по культуре и искусству Курганской области Министерства культуры РФ. На этом мытарства заканчиваются и музей начинает свою деятельность как государственная структура, имея перспективы дальнейшего развития.

Экспозиции

2000

Погружение в небо

Наполненный достаточным количеством экспонатов музей стал способен проводить организованные выставки и показы по более узким направлениям. Это позволило зрителю получить бо́льшее погружение в материал и стать полноправным соучастником событий.

«История гражданской авиации Зауралья» — историческая экспозиция, включающая в себя несколько периодов развития авиации на протяжении всего XX века. А под открытым небом расположились, расправив свои могучие крылья, 14 самолётов и один вертолёт в следующем составе:

  • военные самолеты МиГ-17, МиГ-19П, МиГ-21ПФ, МиГ-23УБ, Су-7Б, Су-17УМ3,Су-24, Су-25, Су-27, Як-52;
  • гражданские самолеты Ан-2; Ан-24Б; Ил-14Т, Як-40;
  • вертолёт Ми-2.

«Спортивная авиация Зауралья» — ещё одна историческая экспозиция, состоящая из 4-х разделов периода с 1924 по 2006 годы. И посвящённая особой странице истории авиации Зауралья — спортивной авиации. Которая получила существенное развитие на рубеже веков. Экспозиция представлена документами, фотографиями и модели самолетов Ла-7 и Як-50.

«Летное обмундирование и снаряжение экипажей ВВС периода 1930 2000 годы» — особая экспозиция, представленная в фюзеляже самолёта Ил-14. Можно сказать, что это экспозиция в экспозиции. Тут собрано и представлено обмундирование и снаряжение личного состава военно-воздушных сил страны.

«Мир авиации» — ознакомительная выставка, вобравшая в себя всё лучшее из предыдущих трёх. И обеспечивает знакомство с представленными образцами авиационной техники их конструкцией и назначением, в кабине пилота демонстрируются принципы управления летательными аппаратами. А в завершении посетители могут ознакомиться с лётным снаряжением экипажей и с принципом работы аварийно-спасательного комплекса К-36ДМ.

Богатое наследие фондового собрания музея насчитывает более 1 000 единиц хранения, включающие архивные документы и фотографии, техническую литературу, инструкции по эксплуатации различных видов летательных аппаратов и лётных регламентов.

В 2018 году первого директора музея сменил его последователь Геннадий Игоревич Секисов. С этого момента начался новый этап развития уникального авиационного музея города.

Хоть аэропорт Кургана и не является авиационным хабом, а скорее наоборот — конечной точкой прибытия, но тут живут истинные романтики, влюблённые в авиацию и небо.

Курганский авиационный музей
Курганский авиационный музей

Материалы по теме