Найти тему
РЖЕВСКАЯ ПРАВДА

ИЗ ИСТОРИИ РЖЕВСКОЙ УЧИТЕЛЬСКОЙ СЕМИНАРИИ


Как известно, в знак высочайшей общественной значимости профессии учителя и к 200-летию со дня рождения одного из основателей дошкольной педагогики Константина Ушинского (1823-1871) Указом Президента России Владимира Путина 2023-й объявлен Годом педагога и наставника. Педагог – уникальная профессия вне времени, моды и географии. Учителя и наставники – основа любого общества: какие нравственные основы они заложат, каким знания и навыки передадут своим подопечным, такими и станут их ученики, а значит, и наше общее будущее.

-2



ЭТАПЫ БОЛЬШОГО ПУТИ
Образовательные традиции в Ржеве имеют давние и глубокие корни: их начало было положено почти 250 лет назад. Представим читателю лишь короткую справку. 1 сентября 1777 года состоялось открытие первой школы для «купецких и мещанских детей». 1 сентября 1892-го начала работать мужская гимназия. 1 сентября 1914 года была открыта первая в Ржеве музыкальная школа. А 1 сентября 1915-го в селе Успенское, что недалеко от города по тверской трассе, распахнула свои двери учительская семинария – специализированное учебное заведение, готовившее учителей начальных классов (инициатором открытия подобных учреждений был Константин Ушинский).

Уже к началу ХХ века в нашем городе сложилась целая сеть светских и духовных учреждений – народные и церковно-приходские школы, школы грамотности, женская и мужская гимназии, женское епархиальное училище, народные и ремесленные училища.

Ржевская учительская семинария, некий прообраз современного педагогического колледжа, функционировала всего три года. В 1918-м была проведена общегубернская реорганизация всех подобных учебных заведений – их перепрофилировали в светские учреждения. Так было и с Ржевской семинарией: её ликвидировали, передав оборудованные помещения рядовой сельской школе. Сократили тогда и штат педагогов, в итоге большинство преподавателей, в том числе высококлассные учителя, оказались не у дел.

В тот же период в здании бывшей женской гимназии состоялось открытие Ржевского педагогического техникума, который успешно работал два десятилетия. Затем техникум был преобразован в учительский институт, многие преподаватели которого одновременно читали лекции в Московском институте философии, литературы и искусства (!).

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОСТАВ В ЛИЦАХ
Открывая Ржевскую учительскую семинарию, в качестве преподавателей сюда пригласили весьма грамотных специалистов, среди которых было немало довольно известных в России людей. В Тверском архиве нам удалось разыскать их поимённый список.

Так, директором был назначен Ардалион Попов (1878 – после 1919), русский писатель, правовед, богослов. Сын священника из Вятской губернии, он обучался сначала в духовном училище, затем в семинарии. В 1901-м Ардалион Васильевич окончил Казанскую духовную академию – с присвоением степени кандидата богословия «с правом преподавания в семинарии». В академии он защитил свой главный труд – магистерскую диссертацию, выполненную под руководством Ильи Бердникова (1839-1915), русского богослова, заслуженного ординарного профессора, работы которого до сих пор востребованы в научном мире. Диссертация А.В. Попова: «Суд и наказания за преступления против веры и нравственности по русскому праву» была написана в 1904 году. Изданная как отдельная монография, эта работа и поныне является важным источником по русскому дореволюционному уголовному и каноническому праву.

Ардалион Васильевич до переезда в Ржев преподавал в Новоторжской мужской учительской семинарии (ныне это Торжокский педагогический колледж им. Ф.В. Бадюлина, многие выпускники которого сегодня успешно работают в Ржеве и районе). Затем возглавил Алфёровскую учительскую семинарию, открытую по инициативе Вяземского земства (Смоленская губерния) в сельце Алфёрово. При этом продолжал заниматься научной деятельностью. В 1911-м, 1914-м и 1915 году увидела свет его монография «Методика русского языка», которая рекомендована Министерством просвещения России для постоянного пользования.

В этом направлении Ардалион Попов стал преемником Алексея Баранова (1844-1911), бывшего директора Новоторжской семинарии, затем руководителя корпуса директоров народных училищ Тверской губернии и, наконец, инспектора Московского учебного округа, куда входил и Ржев. Судьба Алексея Григорьевича уникальна: достаточно сказать, что он, сын крепостных крестьян, стал великим русским педагогом. А.Г. Баранов – автор церковно-славянского букваря и книги «Наше родное» для классного и домашнего чтения в сельских народных школах с трёхлетним курсом (1888), «Русского букваря с материалом для первоначального чтения, заучивания наизусть и письменных упражнений» (1887), «Краткого руководства к преподаванию по Русскому букварю для учащих» (1887) и многих других. В составленных им хрестоматиях печатались стихи, рассказы, исторические эссе.

Но вернёмся к преподавателям Ржевской учительской семинарии. В профессиональную команду учебного заведения также вошли маститые педагоги, имеющие значительный опыт преподавания. На момент открытия здесь работал Михаил Васильевич Каменев-Любавский (1887 г.р.), окончивший физико-математический факультет Московского университета. Педстаж – с 1915 года. Он вёл уроки по физике и математике, являлся членом учебно-воспитательной коллегии.

Алексей Николаевич Соболев (1878-1957) окончил Московскую духовную академию, где получил степень кандидата богословия, был вольнослушателем историко-филологического отдела Московского университета. Учился у епископа Павла (Флоренского) и филолога-классика Сергея Соболевского. Имея педагогический стаж с 1900 года, в Ржевской учительской семинарии преподавал русский язык, психологию и педагогику. Был избран зам. директора семинарии и назначен председателем педагогического совета. Автор множества печатных трудов по этнографии, фольклористике, лингвистике.

За плечами Александра Дмитриевича Орехова (1883 г.р.) был Московский университет (отделение естественных наук физико-математического факультета). Педагогический стаж – с 1902 года. В Ржевской учительской семинарии преподавал химию и естествознание.

Михаил Михайлович Некрасов (1887 г.р. – после 1950) окончил курс Московской духовной академии (специальность – педагогика). Педагогический стаж – с 1908 года. В Ржевской учительской семинарии был учителем образцовой школы и библиотекарем. В октябре 1922-го его приняли на работу в детский дом имени М.И. Калинина, открытый позже в здании семинарии в с. Успенское. С 1940 года более десяти лет работал в школе с. Итомля.

Николай Александрович Романовский (1890 г.р.) окончил Московское Строгановское училище (специальность – рисование и черчение), где получил статус учебного рисовальщика. Педагогический стаж – с 1911 года. В семинарии являлся членом учебно-воспитательной и хозяйственной коллегии.

Образование Алексея Алексеевича Курносова (1889 г.р.) – регентско-учительские курсы в Москве (специальность – музыка и пение). Педстаж – с 1910 года. Помимо преподавания, выполнял обязанности секретаря Совета Ржевской учительской семинарии.

ИЗ ВСЕХ СОСЛОВИЙ ПРАВОСЛАВНОГО ИСПОВЕДАНИЯ...
В семинарию принимались лица с 16 лет всех сословий православного исповедания, представившие отзыв о «благонравном поведении» и выдержавшие приёмные испытания в объёме программы 2-классных начальных училищ Министерства народного просвещения. Среди обучающихся преобладали крестьянские дети, которые жили в интернате при семинарии. Срок обучения составлял четыре года. Нуждающимся воспитанникам выдавали стипендии, получение которых обязывало их по окончании обучения не менее четырёх лет отработать учителями начальных школ на селе.

В семинарии была хорошо организована педагогическая практика: сначала – в опытных учебных заведениях при ней, затем – в городских общедоступных школах. Такие школы стали методическими центрами для учителей всего уезда. Преподаватели семинарии отличались своими прогрессивными взглядами, многие из них занимались научной деятельностью, вели большую просветительскую работу среди населения.

Следует отметить, что в 1917 году в России работала 171 учительская семинария, где проходили обучение около 20 тысяч учащихся. После Октябрьской революции все они были преобразованы в трёхлетние педагогические курсы, затем – в педагогические техникумы.

ПОСЛЕДНИЙ ПРИЮТ – В РЖЕВЕ
Как мы уже сказали, Ржевская семинария находилась в административном подчинении у Московского учебного округа, одного из самых крупных в Российской империи. Его попечителем в то время (1911-1917 г.г.) был тайный советник, действительный член Императорского общества истории и древностей российских при Московском университете, русский биолог и доктор зоологии Александр Андреевич Тихомиров (1850-1931). Интересный исторический факт: Александр – брат фармацевта и ботаника Владимира Тихомирова и анатома Михаила Тихомирова. Последний, Михаил Андреевич, процессор Императорского университета св. Владимира в Киеве, был похоронен в сельце Воробьёво Ржевского уезда 17 мая 1902 года, о чём сообщила газета «Киевлянинъ».

И ещё один интересный факт. В августе 2023 года на Смоленском кладбище Ржева мы обнаружили большой гранитный памятник Михаилу Денисовичу Тихомирову (25 сентября 1856 – 15 июня 1913), брату учёных Тихомировых. Он преуспел в области фармации, фармакогнозии, микробиологии, ботаники и микологии; преподавал, был одним из основоположников технологии производства лекарств как научной дисциплины. Являлся профессором кафедры фармации и фармакогнозии Московского университета, Почётным членом многих научных обществ, в том числе Парижской медицинской академии, Женевского национального института и Медико-фармацевтической академии в Барселоне.

ВМЕСТО ЭПИЛОГА
Константин Ушинский в своё время писал: «Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты и пансионы». Выдающийся учитель был глубоким прорицателем. Великие люди жили в Ржеве. Их высокий интеллект, духовный опыт и творческая энергия наполняли, просвещали и облагораживали жизнь русского провинциального города, делая её осмысленнее, чище, благополучнее. Недаром многие историки, писатели, этнографы и исследователи отмечали в своих путевых заметках особое очарование Ржева, его удивительную притягательность и жизненную силу. И мы, их потомки, не должны забывать об этом.

На снимках: Торжокская и Алфёровская учительские семинарии; инспектор Московского учебного округа Алексей Баранов; Михаил Некрасов с супругой; Владимир Андреевич Тихомиров.

Ольга КУЗЬМИНА.