Продолжение, начало читайте в первой части статьи Тишайший тиран Русского царства. Кабала (часть 1).
...Правящей элите нужен был покорный плебс, тягловое быдло, а не народ. Так гарантировался стабильный высокий доход, при минимуме усилий. В середине XVII века царь и его польско-литовское окружение, было готово узаконить нужные им изменения. Для этого была сформирована комиссия, активными участниками которой являлись Одоевский, Прозоровский, Волконский, дьяк Грибоедов (по отцу Грижбовский). Сии достойные выходцы польско-литовские, подготовили эпохальный проект Соборного уложения 1649 года.
Как крестьяне превратились из народа в «души»
Целых семь месяцев Земский собор обсуждал, правил и дополнял свод законов, призванный навести порядок и свести воедино различные указы, законы, другие нормативные акты. И в итоге, новое Уложение было передано в печать, чтобы регулировать жизнь государства российского, без малого 200 лет, до 1832-го года. Этот документ не просто соединял разрозненные повеления, он устанавливал на Руси принцип византийского права и основанных на нём литовских статутов.
Чтобы вам была вполне понятна суть нового Уложения и его влияния на жизнь абсолютно всех сословий Русского царства, немного расскажу о византийском праве, ибо это стоит того, чтобы знать. Оно было сформировано императором Юстинианом в VI веке и названо по имени автора Кодексом Юстиниана. Знаменитый правитель отсортировал и кодифицировал многочисленные нормативные акты, сведя их в отдельные кодексы по принципу предмета применения.
Принятый им Кодекс наказания за преступления, был основан на различной мере ответственности за одинаковые деяния, в зависимости от богатства и родовитости. То есть была введена сословная градация: беднякам наказание по полной мере, богатым — всепрощение или штраф. Думается, не сложно понять, чьи интересы преследовал этот важный документ. Его принцип был отменён лишь в период иконоборчества, равноправие торжествовало почти 150 лет, но как мы все знаем, всему хорошему рано или поздно приходит конец.
С приходом к власти македонской династии императоров, «сословные» нормы вновь ввели в правоприменительную практику. Этот полезный для богатых и родовитых принцип наказания, пришёлся по душе многим правящим элитам на Западе, вызвав к жизни разнообразные копии. К примеру, уже упоминавшиеся Литовские статуты 1588-го года — великолепный образец сословного разделения. Полными правами обладали только высшие духовные лица и крупные феодалы, мелкие собственники провозглашались их вассалами.
Безземельная шляхта состоявшая на службе у пана не могла покинуть службу без его согласия и не имела право продавать полученное в период службы недвижимое имущество. Челяди вообще ничего не полагалось, только работать на пана. Этот то принцип и не давал покоя новой российской царской династии, а также её окружению, выходцам из польско-литовских земель, где византийское право действовало уже почти 100 лет. Жизнь крупных землевладельцев, при таком походе, была похожа на сказку, на праздник.
Не удивительно, что новая московская элита так к ней тянулась. Итак, исключив из числе делегатов Земского Собора крестьян (самое многочисленное российское сословие), Алексей Михайлович (Тишайший) добился принятия дискриминационного документа. Одним из новшеств было провозглашение помещиков законными представителями царской власти на местах. Учитывая тезис о богоизбранности правящей династии, введённый в российский оборот, решения помещика становились «освящёнными» высшей властью.
Землевладельцам и суд в таких условиях был не нужен, они становились полновластными хозяевами не просто земель, а земель с «душами», то есть проживающими крестьянами. Этим Уложением, подавляющая часть населения России низводилась в статус рабов при хозяине-землевладельце. И никаких тебе отсылок к несуществующим указам об отмене Юрьева дня. Само собой разумеется, документ вводил сословную градацию при определении наказания, а также понятие государственного преступления.
Список деяний предусматривающих смертную казнь значительно расширили и довели до 60 (!), чего ранее никогда не было. Лишение жизни полагалось даже за попытку самовольного («через голову» помещика) прошения царю. Историки также заметили, что некоторые отрывки Уложения, полностью совпадают с письмами крупных землевладельцев, в которых те слёзно умоляли и упрашивали царя ввести приятное во всех отношениях (для власть имущих) византийское право. Другими словами, составители документа не особенно заморачиваясь, попросту скопировали хотелки землевладельческой элиты.
И нечего на Ивана кивать
Уверен, что в этом новшестве законотворцы переплюнули не только литовские статуты, которые брали за образец, но и сам Кодекс Юстиниана. Таким образом, с 1649-го года в России вводилась сельскохозяйственная экономическая модель, а крестьянам прямо запрещалось заниматься любой предпринимательской деятельностью, кроме работы на земле помещика. Развитие, как сейчас принято называть, малой предпринимательской деятельности снизу, было полностью заблокировано. Такой привилегией обладал только высший сословный слой общества.
Подобная картина, в целом наблюдалась до XIX века, когда в законодательстве наклюнулись слабые, запоздалые изменения. Следует отметить, что несмотря на драконовские меры и ограничения, купцы и предприниматели из низших сословий всё-таки появлялись, но вопреки, а не благодаря существовавшим условиям. Главным образом, это были выходцы из старообрядческой и староверческой среды, воспользовавшиеся общинной кассой взаимопомощи, чтобы выкупиться у помещика и начать своё дело.
Надо ли уточнять, что никакой банк им кредит не предоставлял? Так создавалось, практически параллельное высшему свету, экономическое сообщество, настроенное резко оппозиционно по отношению к власти. Именно отсюда пробивались первые ростки настроений, вызвавшие новую великую смуту начала ХХ столетия. Рекомендую к прочтению по теме статью Поворотная точка русской истории. Было бы странно думать, что царская династия не попробует отвести от своей фамилии грязное пятно реакции и закабаления народа.
Романовы следуя традициям княжеской Руси, активно переписывали историю государства под себя, фальсифицируя подлоги родословных, чтобы обосновать занятие русского трона, а также очерняя предыдущих правителей, приписывая тем то, что было совершенно ими самими. Я рассказывал о таких фактах в статье Хроника династии Романовых (Часть 3. Подлог о родстве с Иоанном Грозным). Алексей Михайлович прозванный в народе Тишайшим, на самом деле был личностью чрезвычайно активной, не сидел сложа руки, просто не выставлял свои усилия напоказ.
Как принято выражаться в наше время, он был не публичен, однако дело своё знал туго. На его совести не только закабаление российских крестьян и принятие реакционного Соборного Уложения, затормозившего державу в развитии на 200 лет. Не останавливаясь на достигнутом, он начал реформу православной церкви. И главным проводником её на начальном этапе был, как вы знаете, патриарх Никон. Но мало кому известно, что сей иерарх не всегда был на волне партии власти. После принятия Уложения, он горячо и громко протестовал, справедливо кляня её авторов.
Свершить сие могли, по его словам, «злодеи и разорители Закона евангельского». Но потрясал посохом он не долго, ему смогли быстро объяснить, что этот свод законов исключительно в интересах высшего духовенства, к коему он без сомнений относится. И может здорово подняться, если правильно выберет сторону. Никон выбрал и спустя непродолжительное время возглавил уничтожение русской православной традиции. В то время, как главный источник, организатор и вдохновитель гонений на веру и здесь остался за кадром.
Рекомендую к прочтению статьи по теме: Возврат христианства к ведическим истокам? и На Руси было четыре разных версии христианства?
Подытоживая написанное, можно констатировать: воцарение на русском троне представителей литовско-польской элиты, привело к смене ориентации не только в международной политике Русского царства, но и принятии экономической модели, а также фактическому униатству с католической церковью. Рассказ об этом будет в следующей части. А история с несуществующим указом Иоанна Грозного, была призвана отвлечь внимание потомков от преступления Романовых против российского народа, чужого для самой династии и окружавшей её элиты.
Копирование только с указанием имени автора и активной ссылкой на сайт — первоисточник: Великая Евразия.
Каталог публикаций канала: Добро пожаловать или посторонним В.
Моё сообщество ВКонтакте — «Великая Евразия». Немного другая история.
Рекомендую к прочтению мою первую книгу «Вера наших предков. Неизвестные страницы» . Она издана в электронном виде изданием Ridero, поступила в продажу в магазины Ozon / Wildberries, где возможна услуга «печать по заказу», а также в приложение МТС «Строки» и «билайн книги».