Извечный спор: кто же пишет историю — пассионарные активные герои или незаметные буквоеды? Большинству хочется верить, что история зависит от первой категории, но к сожалению, практика доказывает обратное. Приведу вам пример из видео-лекции профессора, доктора исторических наук А. В. Пыжикова. Материал будет гораздо понятнее, если читать его после предыдущих частей раздела «Три века Романовых«: Кто продал Россию полякам в Смутное время? и Хроника династии Романовых.
Общепризнанный фейк
Вы конечно знаете, что в начале XVII века в Русском царстве произошёл дворцовый переворот, низвергнувший прежнюю царскую династию и вытолкнувший на вакантный трон, представителей польско-литовской знати? Наивно было бы думать, будто это произошло само собой, по причинам «законов развития истории». Главным интересантом была Польша, заварившая всю эту кашу, но не добившаяся в итоге для себя долгосрочных выгод.
С другой стороны, результат всё-таки был: огромная евразийская держава, исконно ориентированная на Восток и противостоявшая Западу, была взята под уздцы и заведена в стойло западных ценностей, образа жизни, экономики, религиозных канонов. Именно этот период можно именовать «игом», возглавленным новой царствующей династией Романовых, как выразителями интересов западных финансово-экономических кругов.
Россия была вынуждены принять также и западную идеологию, основанную на фейковой истории страны, придуманной поляками, написанной немцами. По правде сказать, среди Романовых были разные государи и государыни, я ещё в детстве сетовал: как только у России появлялся сильный монарх, так обязательно с ним что-то происходило и он погибал во цвете лет, а мог бы править и править на благо… После чего снова возвращался реакционный период.
Возможно, всё было не просто так. Рекомендую вам прочитать статью Романовы. Угроза династии, из которой можно извлечь несколько весьма интересных и поучительных моментов, не афишируемых в нашей официальной историографии. Тема сегодняшнего материала также претендует на новость, хотя хорошо известна широкому кругу специалистов узкого профиля — кто закрепостил крестьян на Руси? На первый взгляд, вопрос достаточно излагается в школьных учебниках и вузовских пособиях, если бы не одно очень важное НО.
Краеугольным камнем сути крестьянского вопроса, является закрепощение, то есть закабаление крестьян, низведение их в состояние рабов при хозяине, официально ставших живыми вещами. Как у каждого исторического факта, у этого позорного и важного поворота есть свои авторы, вот и попробуем разобраться, кто же низверг самое многочисленное российское сословие в рабство, а государство остановил, задержал в поступательном развитии почти на 300 лет?
Ну конечно, это всем известный «тиран» и «губитель» Иоанн IV Васильевич из рода Рюрика. Самая удобная фигура для обвинения во всём, с точки зрения европейской, а значит и нашей историографии. Это он, «душегуб» и «кровавый палач», закабалил огромную крестьянскую страну, лишил бОльшую часть населения прав и возможностей, кому ж ещё?! Об этом нашим детям рассказывают в школах, а затем ещё раз подтверждают в ВУЗах: Указом от 26 ноября 1581-го года, «душегуб» взял и отменил благословенный Юрьев день!
Поясню, на всякий случай, что для устранения разнобоя и простоты судебных разбирательств, на Руси с XI века был установлен единый период расчёта (неделя до и неделя после 26 ноября по новому стилю) между владельцем земли и её арендатором, с последующей возможностью перехода к новому землевладельцу или на другой способ хозяйствования. Если крестьянин расплатился с налогами и кредитами, он становился свободным субъектом, вольным по своему усмотрению применить силу, талант и способности.
Разумеется, находились такие, кто по различным обстоятельствам не мог или не хотел расплачиваться и самовольно покидал место проживания, «приписки» к земле (ни интернета, ни личных документов для проверки статуса, в те благословенные времена не было). Такие попадали в разряд беглецов, со всеми вытекающими, согласно Судебников, последствиями. Но формально крестьянин мог, говоря современным языком, заплатить налоги, «подписать обходной лист» и уйти куда глаза глядят. Этот то период, якобы и отменил «поработитель» своим именным указом.
Фишка заключается в том, что указа этого никто никогда не видел и текст его не известен. Он каким-то замысловатым образом всплыл в обсуждениях XVII века, но оказался неуловим, как утренний туман: природа его ощущается, а ухватить не можешь. Но наших историков просто так не проймёшь, сформировались целых два направления, объяснявших отсутствие текста несуществовавшего указа. Первые, к коим относились Карамзин, Соловьёв, Костомаров и другие держались версии временного отсутствия документа. Когда-нибудь найдут.
Вторая группа учёного сообщества, вероятно потеряв всякую надежду найти то не знаю чего, или будучи просто реалистами, предлагали компромиссный вариант: указа в письменной форме нет, потому что он был провозглашён устно. Всего и делов! Грозный конечно тиран, но указ при нёмм, при нёммм, как слышно? В этом стане удобно расположились такие гранды, как Ключевский, Погодин, Милюков. Блуждающий в умах историков и политиков документ, со временем превратился в сокровенный артефакт, который никто не видел, но все в него верят.
На голубом глазу
Расследованием документооборота вокруг крестьянских вольностей, занимался даже Лжедмитрий I, на полном сурьёзе строивший из себя радетеля и благодетеля, пока его не раскусили и не попёрли из Кремля. По его царственному поручению собрали обширный материал по вопросу, но того самого указа в перечне не числилось, а значит и не было. Зато был Указ об установлении пятилетнего срока розыска беглых, изданный 24 ноября 1597 года царём Фёдором Иоанновичем и действовавший в годы правления Бориса Годунова.
То есть государи постановляли, что крестьяне покинувшие без расчётов и «обходного листа» поместье, в котором вели хозяйственную деятельность, активно разыскивались на протяжении 5 лет, после чего становились вольными людьми. Другими словами, этим косвенно подтверждалось у крестьян право перехода согласно установленного порядка, если оговаривалось наказание за его не соблюдение. В Уложении Василия Шуйского, также была оговорена такая мера, но уже с более длительным сроком розыска беглецов.
Да и как этакому крамольному указу быть, если высший совещательный орган Русского царства Земский Собор, вплоть до 1632-го года включал в себя делегатов от крестьянского сословия — самого многочисленного на Руси?! Разве они позволили бы такому случиться? Чтобы протолкнуть лишение крестьян законных прав вольных людей, нужно было кардинально изменить государственную систему. И тут мы как раз подходим к тому времени, когда произошёл дворцовый переворот и смена правящей династии.
Чтобы не повторяться и не пересказывать весь материал, рекомендую вам всё-таки прочесть две статьи, ссылки на которые даны в начале публикации. Вкратце напомню, что в результате интриг польско-литовской элиты, жаждавшей возглавить и владеть обширными землями на востоке, были произведены ряд действий, приведших к смерти царя Иоанна Грозного от яда. Следом за ним отправили его наследников, затем создали прецедент выбора царя, не имеющего отношения к династии Рюриковичей.
В итоге, возвратиться к престолонаследию планировалось путём воцарения польского королевича Владислава, принадлежавшего к «варяжской династии». Но в сложный и весьма замысловатый польский план, неожиданно вмешалась непреодолимая сила, в лице русского народа. Вторым народным ополчением во главе с Мининым и Пожарским, польских мечтателей «попросили» наладиться поближе к дому. Это логичное, но строгое предложение имело весомые последствия.
Оскорблённый в лучших чувствах король Речи Посполитой Сигизмунд III (отец Владислава) решил доиграть партию до конца и намеревался взять власть грубой силой. С другой стороны, после изгнания всяких поляков из Кремля, ополченцы с чувством выполненного долга вернулись к насущным делам, на то они и ополченцы. В Москве остались по-большей части те, кто либо присягал Владиславу (а значит Сигизмунду), либо участвовал в авантюре Лжедмитрия II.
Сами понимаете, честных патриотов среди этой публики можно было и не искать. Русское царство раздиралось хаосом боярских интриг, посему самым логичным решением стала опора на вооружённую силу, которая из Тушинского лагеря дружно переехала в московские палаты. Путём различных компромиссов, угроз и договорённостей, на русский трон был избран Мишка, сын Филарета, который на тот момент томился в гостях Сигизмунда.
Он там договаривался о сдаче русских земель польскому королю, когда на сцену вышли Минин и Пожарский. Думаю не нужно доказывать, что свежеизбранный Михаил Фёдорович представлял собой литовско-польскую партию и само собой разумеется, в ту же сторону повёл понемногу страну наследницу Золотой Орды. Однако время для резких перемен ещё не пришло, династии предстояло укрепиться на троне. Зато его сын Алексей Михайлович крепко взял поводья в руки и начал уверенный разворот.
Царь был объявлен не просто избранным из правящей элиты, то есть первым среди равных, а помазанником божьим на земле. Его решения уже нельзя было обсуждать, их предписывалось слепо исполнять. Этот тезис устраивал не только самого царя, он был в интересах окружавшей его элиты, ведь они задумали реализовать в российских землях принцип порабощения населения, вовсю использовавшийся на Западе. К примеру, в Польше закабаление населения произошло в середине XVI века, около ста лет ранее.
Правящей элите нужен был покорный плебс, тягловое быдло, а не народ. Так гарантировался стабильный высокий доход, при минимуме усилий. В середине XVII века царь и его польско-литовское окружение, было готово узаконить нужные им изменения. Для этого была сформирована комиссия, активными участниками которой являлись Одоевский, Прозоровский, Волконский, дьяк Грибоедов (по отцу Грижбовский). Сии достойные выходцы польско-литовские, подготовили эпохальный проект Соборного уложения 1649 года.
Как крестьяне превратились из народа в «души»
Целых семь месяцев Земский собор обсуждал, правил и дополнял свод законов, призванный навести порядок и свести воедино различные указы, законы, другие нормативные акты. И в итоге, новое Уложение было передано в печать, чтобы регулировать жизнь государства российского, без малого 200 лет, до 1832-го года. Этот документ не просто соединял разрозненные повеления, он устанавливал на Руси принцип византийского права и основанных на нём литовских статутов...
Продолжение читайте в следующей части, а тем кто не хочет ждать, можно ознакомится с полным текстом на моём сайте Великая Евразия.
Копирование только с указанием имени автора и активной ссылкой на сайт — первоисточник: Великая Евразия.
Каталог публикаций канала: Добро пожаловать или посторонним В.
Моё сообщество ВКонтакте — «Великая Евразия». Немного другая история.
Рекомендую к прочтению мою первую книгу «Вера наших предков. Неизвестные страницы» . Она издана в электронном виде изданием Ridero, поступила в продажу в магазины Ozon / Wildberries, где возможна услуга «печать по заказу», а также в приложение МТС «Строки» и «билайн книги».