Я была в отпуске по уходу за ребёнком до трёх лет. До конца срока ещё оставалось чуть больше года, когда мне срочно пришлось выйти на работу. В лаборатории произошёл несчастный случай, не хватало рабочих рук.
Дочке Наташе, как и мне, тоже пришлось пойти на «работу», в детский сад. По возрасту она не подходила для сада, но в яслях не было свободных мест. Наташа была рослой девочкой, умела одеваться самостоятельно, хорошо говорила, её взяли в младшую группу сада.
Не могу сказать, что она ходила туда с удовольствием, скорее всего Наташа просто понимала, что так нужно. Обычно весёлая активная девчонка, по дороге в сад Наташа молчала и крепко держалась за мою руку.
Надежда Захаровна, первая и любимая воспитательница дочки вспоминала:
- Захожу утром в раздевалку, как всегда, Марина и Наташа уже переобулись, но в группу идти не спешат. Здороваюсь с ними.
«Здравствуй, Захаровна!», - в один голос грустно отвечают мои красавицы.
Трудные восьмидесятые. В те годы дети не были избалованы игрушками, нарядами и сладостями. Очень помогала растить детей взаимопомощь. Одежда, обувь и игрушки передавались из рук в руки. Вспоминаю то время с огромной благодарностью к подругам и просто знакомым. Без их помощи пришлось бы совсем туго.
Сладости покупали редко по разным причинам. Но чаще из-за того, что в магазинах была пустота. Как-то после работы в одном из магазинов стояла длинная очередь, привезли торты. Стояли долго, когда наша очередь подошла, тортики закончились, купили, что досталось – тульские пряники.
Вспоминаю такой случай.
Наташа сидит на скамеечке в раздевалке с леденцом за щекой. Один из братьев - близнецов Игорёк подходит к дочке:
- Наташа, у тебя в ротике конфетка?
- Леденец жёлтенький.
- Покажи, а!
Наташа открывает рот. Игорёк низко наклоняется, и внимательно разглядывает малюсенький жёлтенький кусочек, оставшийся от леденца. Потом с грустью произносит:
- Да, леденец маленький, - потом зовёт брата, - Антоша, иди скорее, у Наташи жёлтый леденец в ротике.
Антон бросает на пол непослушные колготки и бежит к дочке. Вдвоём братья рассматривают леденец в ротике Наташи.
- Мама, а у нас есть ещё леденцы, - спрашивает дочка.
- Есть, но только один. Ребята, как вы поделите конфетку?
- А мы будем по очереди. Сначала я, потом Игорёк, - быстро сообразил Антошка.
С этих пор Наташа не брала в сад конфеты, когда дома их было мало. Но уж, если сладости были, то старалась брать побольше, чтобы никого не обидеть. Доставала вкусняшки из своей любимой сиреневой сумочки через плечо, и старалась делить поровну, будь то конфетки или домашнее печенье.
Делить поровну – это правило она усвоила с тех пор, как только начала говорить. Получив что-то вкусное, всегда спрашивала:
- А Сясе (Саша – наш старший сын)?