Найти в Дзене
Субъективный путеводитель

Прочный Окоп и головы абреков. Как немец и армяне покорили Западный Кавказ?

Рассказ об Армавире начнём в Старой Станице (6,5 тыс. жит.), лежащей за Кубанью против города примерно там, где начинают набирать высоту опаленные яры Ставропольской возвышенности. На эти яры, увенчанные часовней Александра Невского, и повёз меня здешний историк Сергей, свернув с асфальта на грунтовку.

Вот внизу блеснула Кубань, здесь не столько уже, сколько ещё серьёзная река шириной в сотню метров. Теперь сложно представить проходившую по ней границу, которую Россия со времён Петра I отодвигала с Дона на Евфрат.

-2

На степном правобережье Кубани веками простиралась лишь дикая степь, последними кочевниками которой были ногайцы, лояльные Крымскому ханству и вместе с ним в 1783 году оказавшиеся в составе России. После нескольких месяцев кровавых боёв с непобедимым Александром Суворовым, с гибелью мурз нескольких орд, большинство ногайцев ушли в Османскую империю, которая начиналась прямо за Кубанью. И - не теряла надежды взять реванш.

В 1784 году командующий войсками на Кавказе генерал Павел Потёмкин основал у последнего по течению реки кубанского брода крепость Прочный Окоп, черкесам известную как Апрошинэ (в переводе - "подступы"). Под крепостью в 1794 году образовалась Прочноокопская станица донских казаков (до учреждения Кубанского войска было ещё далеко), в 1820 перенесённая чуть ниже по Кубани. И лишь в 1920-х, начавшись с дач и огородов, возникло нынешние селение на Старой Станице.

-3

В 1829 году очередная победа над Турцией отбросила границу аж до Риони, но настоящая война для Прочного Окопа была лишь впереди. Ведь с незапамятных времён на Западном Кавказе, в его похожих на вьетнамские джунгли лесах, жил народ, греческим историкам известный как зихи, русским летописцам как касоги, генуэзским капитанам как черкесы, а самим себе - как адыги.

Несколько десятков племён с единых языком, бытом, воинским искусством да учением Хабзы, которое включало и религию, и философию, и кодекс чести, и этикет. В своих горах адыги растили просо, охотились на зубров, пасли овец... и постоянно с кем-то воевали. Со времён греческих полисов основой горской экономики были набеги и работорговля, на Ближнем Востоке из черкесов получались лучшие мамлюки (воины-невольники), но главным врагом адыга был другой адыг.

Недолгое объединение Черкесии князем Иналом Светлым в 15 веке обернулось лишь исходом часть князей в Кабарду. Турки в жизнь адыгов вмешивались разве что проповедями ислама, который хорошо лёг на Хабзу с её культом единого непостижимого бога Тхьа. И думается, уступая врагу побережье, султан Махмуд II прятал в усах злорадную усмешку, понимая, что царь не обрадуется новым подданным. В 1833 году наводить на Кубани порядок прибыл вестфальский немец, русский генерал Григорий (Георг Отто Эвальд) фон Засс:

-4

Так Апрошинэ стала для черкесов Тёмной Цитаделью: прошедший Наполеновскую войну, а накануне командовавший казаками Моздока и покорявший чеченские аулы фон Засс быстро нажил среди горцев репутацию шайтана. Он делал ставку на разведку и психологическую борьбу: пластуны (казачий "спецназ") и осведомители из местных (о них - позже) докладывали ему почти в реальном времени, чем живёт каждый аул, а нападал Засс всегда внезапно, например упреждая готовящийся набеги.

Хитрости его порой были по-настоящему изощрёнными: так, одной из самых масштабных карательных операций в 1838 году предшествовала инсценировка тяжёлой болезни и скоропостижной кончины. О репутации шайтана он прекрасно знал, и порой показывал горцам хитроумные фокусы с отскакивающими пулями и превращением пороха в золотой песок.

В иностранной прессе Засс слыл чуть ли не людоедом: немец действовал с изощрённой, демонстративной жестокостью, порой уничтожая целые аулы. У входа в крепость стояли пики с головами абреков, и бороды их вились по ветру жуткими флагами. Однажды, поговаривают, некие гости застали фон Засса за котлом, в котором он увлечённо варил головы адыгов - как с гордостью объяснил генерал, он отправляет черепа знакомым немецким учёным. Однако вовсе не кровожадность обеспечила Зассу победу...

-5

Прочный Окоп его эпохи был фактическим центром Западного Кавказа. Иные офицеры привозили сюда семьи или невест, и "крепостные дамы" скрашивали своим видом гарнизонные будни да мотивировали на безрассудную храбрость влюблённых бойцов. Порой тут даже давались балы, но хлопки фейерверков и пробок часто сменяли выстрелы - горцы не дремали, и каждая прогулка за стенами могла закончиться (особенно для дам) пленом или рабством.

Проездом сюда заглядывали Александр Пушкин и Михаил Лермонтов, образ доктора Вернера из "Героя нашего времени" списавший с гарнизонного врача Николая Майера. В 1847 году же сюда попал по службе Николай Пирогов, а позже краеведы сочинили миф, будто именно в Прочном Окопе он делал первые в мире наркозы.

От капитальных зданий крепости, Дома кордонного начальника, казарм, лазаретов, цейхгаузов, теперь не осталось следа - в 1920-х годах их разобрали на камень для ближайшего хутора Форштадт. Бывшие эспланады заполнило кладбище, но рисунок валов с Кубанскими и Ставропольскими воротами Апрошинэ сохранила как ни одна русская крепость Западного Кавказа. Вот в кадре стена, треугольный бастион да курган смотровой вышки:

-6

В ясную погоду Черкессия отсюда просматривалась до самого Кавказа - дымка скрывает горную цепь и двуглавый Эльбрус:

-7

Армавир распластался по равнине - немаленький в общем город досадно лишён доминант, кроме умирающих промзон на окраинах.

-8

Вот в кадре - самый центр, но заметнее многоэтажек - армянская Успенская церковь. Мост через Кубань выводит к ней:

-9

Дорусский Кавказ был странным миром, до четверти обитаталей которого составляла военная знать (у черкесов называвшаяся уорки), а большинство - крестьяне (здесь - тфокотли) и рабы (унауты). Однако между беспощадным воином и бесправным чабаном не могло не быть тех, чьей ролью первые брезговали, а вторые не имели возможности её обрести - купцов. На восточном Кавказе эту нишу занимали горские евреи, а на западном... В ауле Бжедугхабль ещё живёт несколько десятков урымов - православных адыгоязычных "черкесских греков", но в обозримом прошлом опорой адыгономики были черкесогаи.

То есть - адыгские армяне, ухитрившихся найти приют в злых горах. В основном - с 15 веке из покорённого турками Крыма, с которым, однако, не теряли связь. Адыгономика работала примерно так: уорк пошёл в набег, взял пленника и продал его черкесогаю, а тот отвёз его на невольничий рынок в Кафу, там накупил сукна, серебра, пороха и патронов да продал это всё тому же уорку. В общем, богатством и числом крепостных черкесогаи превосходили князей.

За века жизни в горах армяне стали черкесами почти во всём - языке и внешности, одежде и обычаях, и даже христианство их было номинальным: церквей в аулах не строили, священников не держали, а к Богу черкесогай обращался, крестясь и повторяя "Аллах акбар" в сторону Мекки. Тут стоит добавить, что сама Черкессия отличалась веротерпимостью: хабзиты, джерыдже (православные), ферренкардаши (католики) и мусульмане (в основном родня мамлюков) тут могли жить в соседних домах. Лишь в 18-19 веках турецкие эмиссары и русские враги привели адыгов в ислам, и с этого момента для черкесогаев наступило тяжёлое время.

-10

На них-то и сделал ставку фон Засс. Именно армяне стали его осведомителями в глуши Черкесии, и именно для их переселения в предгорьях был основан Армавир. Что и подкосило экономическую базу горского сопротивления.