Я тут поставил такой ехидный подзаголовок из самых добрых чувств к тем авторам Дзена, которые бесконечно чатятся в статьях про заработок на платформе, про показы , просмотры , стратегии и т.д. А особенно к тем, кто, горько плача, покидает платформу. Если вам почудился в строке «не спеши слова предавать огню» призыв к новым надеждам на скорбный труд на Дзене, так об этом тут не будет ни слова, это вообще не тема канала Бард-Дзен. Мы тут про песни и их авторов, так что не тратьте драгоценное время, лучше напишите на эти темы что-то свое, это читается в невероятных количествах, и Дзен на такие темы не жалеет показов.
А вот что тут будет сегодня, так это поздравления моего старого друга, одного из самых знаковых авторов Прикамья Алексея Мельникова. И в заглавие по традиции вынесена строка из его песни.
Не скажу, что на Бард-Дзен много чего понаписано о самом Мельникове и о его творчестве, однако, пара текстов есть, и прежде, чем начать ставить песни Алексея и начинать его поздравлять, опять же по традиции, стоит дать ссылки на эту пару текстов и немного рассказать , что и как там написано.
Есть большущий текст, написанный еще задолго до появления и канала Бард-Дзен, и самой платформы Дзен. Сами понимаете, в этом тексте песен нет, в те времена просто и технической возможности ставить в статью песни еще не было, даже в ВК тогда еще не запустили формат статьи, позволяющий и поддерживающий такие форматы. Текст довольно ехидный, острый и, к тому же весьма субъективный, но очень многие мысли оттуда не устарели и по сей день. Поэтому рекомендую не пожалеть минут 10 и просто прочесть о том, как я воспринимал Лешу Мельникова в 2009 году. И просто познакомиться с этим замечательным человеком. Текст называется парадоксально - «Тунеядец-трудоголик»
Ну а в 2021 году вышел увесистый текст об участии Алексея в концертной акции «Авторская песня года». Эти тексты тогда выходили сразу в двух вариантах – в виде статьи здесь, и в виде радиостатьи на Бард-Радио. Ссылку на аудиоформат давать не буду, а вот статью вполне можно прочесть. Это уже – формат канала Бард-Дзен, с некоторым количеством песенных примеров. Называется это очень просто, в том году целый большущий цикл материалов был опубликован именно под таким названием, менялись только имена авторов: Песня года. Пермь 2020. Алексей Мельников.
Ну а теперь пора переходить к собственно сегодняшней теме. Дорогой Леша, очень жаль, что встречаемся редко в последнее время. Искренне жаль, хотя и объяснимо – Бард-Кафе нет, фестиваль Красный парус не проводится, а времени для того, чтобы просто посидеть, чутка выпить и поговорить о важном все меньше. Я, честно скажу, очень скучаю по этим встречам и непростым нашим разговорам. Тут ведь штука такая, спорить можно много с кем, а вот грамотной аргументации своей позиции встретишь не часто. Мы вот, в свое время не сошлись в понимании стихотворения Быкова "Начало зимы", и каждый остался при своем в результате, но твоя песня на эти стихи у меня все равно где-то под рукой всегда.
Ну а теперь все же следует вернуться к разговору не с тобой, а с читателями канала Бард-Дзен. Друзья, у меня тут, где-то в самом начале канала опубликовано классное интервью с Григорием Данским, где он рассуждает о ценности неразвлекательного искусства, но вот мысли Мельникова на эту тему, и его творческая позиция в этом вопросе, пожалуй, покрепче, чем у Данского. В конце концов, у Гриши был период, когда он очень много писал как раз веселых и легких вещей, а вот за Мельниковым подобного не водилось вообще никогда, разве что в самой-самой ранней юности, когда он входил в совершенно хулиганское творческое объединение «Комитет броуновского движения», но это был период ученичества, а в такие периоды, как мы знаем, и Пушкин писал всякие Гаврилиады, и Лермонтов погорел на издании сугубо матерного рукописного журнала. Похоже, подобное в юности необходимо пройти всем достойным авторам.
Нужно сказать, что Мельников – автор универсальный. Он выступает и как полный автор, и как автор музыки на чужие стихи, и даже автором поэтических текстов для других авторов музыки, что и вовсе довольно редкая специализация в авторской песне. Одна из самых любимых для меня его еще ранних песен написана совместно с Сергеем Локтиным, и кто чего именно внес в эту вещь определить практически невозможно. Мне кажется, они просто потом уже договорились, что стихи в основном Мельникова, а музыка в основном Локтина. Меня особенно в этой песне восхищает, что она и написана-то как дуэт, и исполняется чаще всего именно так – не простая форма, но выполненная практически безупречно.
Но Леша Мельников еще и очень часто выступает как исполнитель. Одно время мы с ним в шутку соревновались, кто больше напоет Щербакова, но мне тут ловить нечего, я и в лучшие-то времена такой хорошей памятью похвастать не мог. У Леши память феноменальная, он не только петь, но и читать стихи может буквально часами. Причем, делает это очень здорово. Увы, у меня нет записей, в которых Мельников читает стихи, но вот записи его исполнения песен Высоцкого у меня имеются. Сколько он может петь Высоцкого, не знает даже он сам, подозреваю, что пару часов без передыха, и без заглядывания в тексты может. Не удивительно, что традиционные вечера памяти Высоцкого, которые мы всегда проводили в третий четверг января в нашем Бард-Кафе, редко обходились без участия Мельникова.
Но все же больше всего Мельников известен именно как полный автор. Это всегда не простые тексты, и музыка, позволяющая максимально полно донести до зрителя художественное высказывание автора. Сложность только в том, что Алексей не особенно стремится выступать, соответственно, и записей не так много. Я с большим удовольствием поиграл бы его ранние песни конца 90-х – начала нулевых, но у меня все это есть только в аудиоформате. Поэтому сегодня я поиграю пару довольно свежих вещей, в которых он выступает и как автор текста, и автор музыки. Тут нужно сказать вот что, сплавная туристская юность Мельникова с годами превратилась в настоящую любовь к морю. Несколько его песен родилось по мотивам их путешествий на парусной яхте по Атлантике. И песня, строка из которой оказалась в названии этого текста как раз из этого цикла.
Собственно, и следующая песня тоже относится к морским, хотя, казалось бы, это – песня о своем родном городе. Но это такая сложная метафора, угадываемая не с первой попытки. Романтический и непривычный взгляд на море как на родной город, который хоть и называют портом пяти морей, и справедливо называют, но сам-то этот порт так далеко находится от ближайшего настоящего моря, что большинство пермяков, возможно и не видели ни одного из этих пяти морей никогда в жизни, и уж точно не связывают с ним свой город никак. А вот Алексею удается видеть море даже из окон своей квартиры на Парковом, хотя оттуда даже и Камы-то не видно. Но в стихах его многоэтажный дом с видом на спальный район и немного на сосновый бор на горизонте, свободно плывет по свинцовой Атлантике и дарит своему хозяину, да и его зрителям, слушателям и читателям мало кому знакомое счастье путешествия по морям, по волнам.
Ну и немного о юморе в творчестве Алексея Мельникова. В тексте по поводу Песни года я уже писал, что с годами у Леши сформировался этакий аглицкий вариант юмора, настолько тонкий, что не всем и заметен. И даже подобные шутки Мельников уже давненько находит исключительно в текстах своих соавторов. Было время, когда Леша писал очень много на стихи Дмитрия Быкова. Надо сказать, что тогда популярность Быкова была какой-то неимоверной, по сути где-то с конца девяностых до конца десятых он оказался едва не главным поэтом страны, и даже те, кто тоже ухитрился в те времена появляться среди авторов медийных и популярных оказались его учениками. Сейчас, конечно, поэтическая ситуация в стране поинтереснее и поразнообразнее, но это – реалии буквально последнего десятилетия только. Мельников увлекся поэзией Быкова, да еще и всех друзей, включая и меня, ухитрился на нее подсадить еще в 90-е, когда в свет вышел фэнтэзи-роман Лазарчука и Успенского «Посмотри в глаза чудовищ». Это была альтернативная история приключений Николая Гумилева, который в этом романе был не расстрелян в 20-м году, а жил вопреки всему почти бесконечную жизнь, наполненную борьбой и приключениями. Там, по примеру Пастернаковского Доктора Живаго присутствовал поэтический дневник Гумилева, и стихи для него писал совсем молодой тогда Быков. И это было по-настоящему свежо, интересно и талантливо. Вот, собственно, со стихов из этого сборника и начались творческие эксперименты Алексея со стихами Быкова. Да так и не закончились по сей день. Во всяком случае в 21 году Леша выставил на Песню года одну песню полностью свою, а одну на стихи Быкова. Но показать-то я хочу не эту песню, эта есть в статье про Песню года. А вот «Ночь зеленоватая» - это не входит ни в какой цикл, зато искрится определенным юмором. И это – вполне достойно.
Есть и еще одна песня Алексея на стихи Быкова, которую, пусть и условно, но тоже можно отнести к числу если не юмористических, то уж к числу ироничных-то точно. Наши пермские любители авторской песни очень ее любят и при любом удобном случае просят непременно спеть. Сам-то я к это песне отношусь более прохладно, но это в любом случае не безынтересно. Ну и очень крепко, как и все у Алексея Мельникова. Я считаю, что Леша удивительно тонко понимает и чувствует чужую поэзию, и действительно, ухитряется сочинять такие мелодии… даже более того, такую музыку, которая позволяет стихам максимально полно раскрыться в песне.
Кстати, в последние годы у Леши появилась новая поэтическая любовь – Алексей Цветков. И это, на мой взгляд, намного сложнее, чем Быков. Не скажу, что поэзия Быкова и его былая популярность – штука дутая, но все же язык Быкова – язык достаточно простой, это такая логичная рассудочная поэзия, там не над чем серьезно размышлять, а послевкусие от этой поэзии, которое и правда остается надолго, строится за счет собственных ассоциаций, вызываемых этими стихами. А вот Цветков реально не прост, он очень метафоричен, сквозь его текст сходу продраться сложно, детали многократно распаковываются в совершенно разные смыслы и эмоции. Даже сама основная мысль любого текста может со временем меняться, в зависимости от того, с каким настроением и какими мыслями сядешь его читать. И работа над переводом этих стихов на песенный язык – очень сложная работа. И вот, казалось бы, музыкальный язык Мельникова в этой работе кардинально не отличается, но, что интересно, позволяет очень сложной поэзии раскрываться и захватывать внимание слушателя.
Ну а закончить сегодняшний текст хочется еще одной песней Владимира Высоцкого в исполнении Алексея Мельникова. Ну просто потому, что действительно, без единой веселой и любимой всеми песни такой серьезный текст как бы не полный. Ну а добрая улыбка исполнителя, искреннее погружение в образ чужой песни, да и просто видная невооруженным глазом любовь к великому автору делает образ хорошего барда, о котором я пишу более живым, более демократичным да и вообще более человеческим, что ли. Знаете, споры о том, можно ли петь Высоцкого тем, чей голос и манера исполнения кардинально отличаются от авторской, не смолкают уже больше 40 лет, да они и при его жизни уже велись, так что и больше 50 – 60 лет этим спорам. А по мне, так это совершенно глупые споры. Петь его песни не просто можно, но и нужно, особенно, если точно понимаешь их ценность, и умеешь своим исполнением рассказать о своей искренней к этим песням любви.