Найти тему

Библиотека цифрового образовательного контента позволяет использовать все возможности современных технологий

Оглавление

У современных педагогов есть множество возможностей для решения профессиональных задач. В их распоряжении достижения классической педагогики, передовые методики и технологии. В числе актуальных и популярных проектов, к которым обращаются сотни тысяч специалистов из всех регионов, – Библиотека цифрового образовательного контента, созданная Академией Минпросвещения России.

О том, как работает этот ресурс, о его возможностях и задачах рассказывает и. о. ректора Академии Максим Костенко.

Максим Костенко, и. о. ректора Академии Минпросвещения России
Максим Костенко, и. о. ректора Академии Минпросвещения России

Максим Александрович, Библиотека цифрового образовательного контента входит в число самых востребованных у педагогов и учеников. С чем связана ее популярность?

Библиотека цифрового образовательного контента – действительно уникальный для отечественной системы образования и по-настоящему современный инструмент, который включает в себя готовые уроки по всем предметам и темам школьной программы. Это надежный и полностью бесплатный государственный ресурс, который создается в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда», чтобы помочь учителю в его ответственном повседневном труде.

Почему учителя называют Библиотеку своим помощником?

Не секрет, что рутинные или формальные процедуры: разработка рабочих программ, подбор материалов к урокам, составление и проверка домашних заданий, проверочных и самостоятельных работ – непременный атрибут деятельности учителя, функционал, который хоть и выполняется практически ежедневно, но зачастую даже не включается в нормы рабочего времени. Современные технологии позволяют «забрать» эти задачи у учителя, освободив время на выполнение его прямых обязанностей – обучения и воспитания подрастающего поколения.

-2

Какие материалы размещены в Библиотеке?

В Библиотеке каждый сможет найти электронные образовательные материалы, специально разработанные к каждому из уроков школьной программы профессиональными командами экспертов педагогического сообщества, а проще говоря известными учителями, ученики которых показывают высокие результаты на олимпиадах и в рамках государственной итоговой аттестации. Эти материалы разнообразны как с точки зрения содержания, исполнения, так и образовательных задач, которые они позволяют решить. Всего же в системе более 50 различных видов контента: инфографика, виртуальные лабораторные работы, интерактивные статьи, аудио- и видеоролики, тренажеры в формате ОГЭ и ЕГЭ и многие другие. Их использование не только упростит подготовку, но и сделает сам урок по-настоящему современным и интерактивным, а значит, более понятным каждому школьнику. В качестве первоисточников для создания контента используются исторические материалы Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина, а также цифровые коллекции Политехнического музея, материалы Большой российской энциклопедии.

Еще один важный момент, определяющий возможность использования в школе информационных ресурсов, – это их верификация. Проходит ли экспертизу контент Библиотеки?

Контент проходит техническую и содержательную экспертизу по более чем 30 критериям, включая соответствие обновленным ФГОС, федеральным образовательным программам, отсутствие сведений, противоречащих Конституции, законодательству и территориальной целостности Российской Федерации, отсутствие сведений, направленных на поддержку и (или) оправдание экстремизма и терроризма, отсутствие информации, отрицающей традиционные семейные ценности, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения и формирующей неуважение к родителям и (или) другим членам семьи, на предмет информационной безопасности.

Это, пожалуй, является одним из главных преимуществ нашего сервиса, важным отличием от любых аналогов, позволяющим быть абсолютно уверенными в качестве и надежности представленных материалов. Также библиотека цифрового образовательного контента включена в федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации общеобразовательных программ, а это означает, что каждый учитель может использовать материалы в учебной деятельности в строгом соответствии с действующим законодательством.

-3

Какова, по вашему мнению, роль Библиотеки в организации учебного процесса?

Это современный инструмент, помощник учителя, который позволяет использовать все возможности современных технологий. В ее основе лежат принципы классической отечественной педагогики, многократно апробированной и зарекомендовавшей себя в качестве одной из лучших. В основу уроков Библиотеки положена блочно-модульная структура, а к каждому из видов учебной деятельности определены те или иные дидактические материалы. Учитель может спроектировать урок из материалов, которые представлены в Библиотеке с учетом тех или иных особенностей каждого из классов, самостоятельно определив, какие элементы использовать.

Как это работает на практике?

К примеру, педагог может провести в автоматизированном режиме актуализацию знаний с помощью интерактивной статьи или кроссворда, дать ребятам возможность поработать с оригинальными историческими документами, а на остальных этапах использовать свои профессиональные разработки. Начинающему же учителю или учителю, пришедшему «на замену», будет удобнее использовать сценарий урока целиком, тем более что к каждому из его элементов представлены методические рекомендации, которые помогут сделать это правильно. Важно, что в основу Библиотеки заложен универсальный тематический классификатор. Это означает, что уроки не привязаны ни к какой линейке учебников и могут быть использованы вне зависимости от реализуемой образовательной организацией программы.

Помимо обучения, Библиотека помогает решать и актуальные на сегодняшний день задачи по воспитанию и формированию традиционных ценностей у школьников. Воспитательный процесс осуществляется силами учебного предмета, то есть в содержание большинства уроков уже заложены материалы, направленные на формирование тех или иных личностных качеств, отношения к окружающему миры. Материалы от экспертных организаций-партнеров позволяют обеспечить развитие функциональной и финансовой грамотности, патриотизма и социальных навыков.

Библиотека охватывает полный курс школьной программы по всем учебным предметам?

Создание контента – это поэтапный процесс, рассчитанный до конца 2024 года, но уже сейчас контент библиотеки охватывает более 65% всего содержания общего образования. Библиотека постоянно пополняется и, если вчера вы не нашли в ней какие-либо материалы, возможно, они уже стали доступны сегодня.

В завершение хочу отметить, что Библиотека является одним из флагманских проектов по формированию единого образовательного пространства нашей страны. На федеральном уровне уже проведена значительная работа по обеспечению единства содержания общего образования: обновлены федеральные образовательные программы, приняты федеральные образовательные программы по всем уровням общего образования. Все это совместно с технологическими возможностями, которые открывает цифровая образовательная среда, помогает обеспечить равный доступ к качественному образованию для каждого ребенка независимо от возможностей или места расположения той или иной образовательной организации, ведь обеспечение этого доступа – один из главных приоритетов нашего государства.

Было полезно? Подписывайтесь на наш канал!