Когда пишут про сибирские дивизии и бригады, сформированные во время Великой Отечественной войны, то в основном упирают на то, что сформированные из сибиряков войска воевали лучше всех, что немцы их боялись. И вообще, в Сибири живут особенные люди, потому и воевали они лучше других.
Я уверен, что у нас и в Сибири, и на Кавказе, и в Белоруссии, и в Санкт-Петербурге, равно как и других местах, живут одинаково замечательные люди. И благодаря их готовности для защиты Родины не жалеть крови и самой жизни, во многом и были одержаны славные победы нашей армии за всю её многовековую историю. Особенно в том, что касается войны Второй Мировой.
Потому, давайте на примере Сибирского военного округа посмотрим на то, как удалось восстановить Красную Армию после тяжелейших поражений в самом начале войны. Это очень интересно и познавательно.
Итак, как мы все знаем, в первые же месяцы войны Красная Армия понесла такие огромные потери, что вроде бы воевать было уже некому. В «котлы» попали целые армии, а то и фронты. Никаких новых формирований предвоенными планами не было предусмотрено, никаких запасов вооружения на такой случай не было создано. Тем не менее в кратчайшие сроки было создано такое количество новых войск, что оно превышало предвоенное.
Перед войной в Сибирском округе была сформирована 24-я армия в составе шести стрелковых дивизий. Формирование новых соединений в округе не предусматривалось, готовилось лишь маршевое пополнение в запасных и учебных частях.
Однако, 11-го августа 1941 года ГКО принял постановление о формировании новых 85 стрелковых и 25 кавалерийских дивизий во внутренних округах. В Сибирском округе должны были быть сформированы 12 стрелковых и 4 кавалерийских дивизий. Первые три стрелковые к 15-му сентября, следующие три к 15-му октября, ещё три к 15-му ноября и три к 15-му декабря. Две кавалерийские к 1-му октября, ещё две — к 15-му ноября.
Соединения укомплектовывались за счёт призыва из запаса военнообязанных старших возрастов (1895–1904 г.р.), то есть от 37 до 46 лет. Напомню, что по мобилизации с 23-го июня 1941 года в армию призывали военнообязанных от 1905 по 1918 год рождения включительно. Таким образом, людских резервов хватало. Другое дело, что обученных среди них было немного.
В 20-е годы, когда они должны были проходить срочную, призывалось очень немного народу. В тот период из общего призывного ресурса потребность в призывных контингентах составляла около 300 тыс., а остальные 900 тыс. призывников на военную службу не привлекались и фактически оставались не обученными.
С командными кадрами было не лучше, чем с рядовым составом. Вот такую можно найти информацию по 376-й стрелковой дивизии:
Из всего личного состав полка только 6 офицеров были кадровыми, остальные проходили военное обучение когда-то в прошлом или совсем не проходили.
Для справки: в стрелковом полку 188 офицеров.
Проблемы были и с вооружением новых формирований. В Сибирском округе не было складов с запасами вооружения, там не хранилось устаревшее или трофейное оружие. Потому новые формирования вооружать было практически нечем. Можно найти такие примеры:
378-я стрелковая дивизия в период подготовки не имела минимального количества вооружения. К моменту отправки на фронт на вооружении дивизии имелось винтовок – 4,1%, станковых пулемётов – 2,3%, ручных пулемётов – 9%, 120-миллиметровых миномётов – 0 %, 82-миллиметровых миномётов – 1,8%, 50-миллиметровых миномётов – 2%, 76-миллиметровых дивизионных и полковых пушек – 6 %, 122-миллиметровых гаубиц – 0%, 45-миллиметровых пушек – 11%, 37- или 76-миллиметровых зенитных пушек –0%, буссолей – 6,3%, биноклей – 1,1%.
Это, конечно, не значит, что дивизия потом воевала с одной винтовкой на троих. По прибытии в европейскую часть страны все соединения довооружали. Но получается, что необученных призывников, которые если и служили срочную, то очень давно, обучать было не на чем, ибо вооружения было крайне мало.
Тем не менее, дивизии были сформированы и отправлены на фронт. Существенным преимуществом сибирских дивизий было то, что личный состав, в отличие от соединений Средней Азии или Кавказа, хотя бы поголовно владел русским языком.
Невысокое качество формируемых из старших возрастов и национальных меньшинств дивизий, потребовал создание соединений из личного состав с более высоким уровнем подготовки и физического здоровья. В результате, в октябре 1941 года вышло постановление о формировании 50 стрелковых бригад. Сначала, правда, речь шла про дивизии, но стало сразу же ясно, что их не сформировать. В новых бригадах пятую часть должно были составить курсанты военных училищ, столько же — курсанты полковых школ, около 10% — политбойцы, остальное — выздоравливающие после ранений. В Сибирском округе таких бригад формировали пять.
Всех этих мероприятий было мало, и в октябре выходит постановление ГКО о формировании 25 стрелковых бригад (позже их назовут морскими), а в ноябре о формировании к началу весны 1942 года формировалось ещё 70 стрелковых дивизий и 50 отдельных стрелковых бригад. Из них на Сибирский округ пришлось по первому постановление 5 бригад, а по второму — 16 стрелковых дивизий и 13 отдельных стрелковых бригад (из них 5 бригад, видимо, не были сформированы).
Бригады получили название морских, поскольку треть личного состава должен быть дать флот. В основном это были специалисты — связисты, врачи, артиллеристы, остальные — обычные призывники. Остальной состав из выздоравливающих, политбойцов и разбронированных из промышленности обученных призывников до 25 лет.
Кстати, формируемые стрелковые бригады уже были не только из сибиряков. Курсанты эвакуированных в Сибирь училищ были набраны со всей страны, выздоравливающие в госпиталях тоже были с самых разных регионов, флот направлял людей в Сибирь мобилизованных тоже отовсюду.
По тем стрелковым дивизиям, что формировались в 1942 году в Сибири (данные есть чуть более чем по половине), получается, что комплектовались они примерно так.
Рядовой состав: от 20% до 50% из призывников были 1931-1923 года рождения, от 35% до 80% были старше 35 лет, от 5% до 40% — досрочно освобождённые из мест заключения, до 20% могло быть выздоравливающих из госпиталей.
Командный состав: до 25% из выздоравливающих, до 50% курсанты военных училищ, остальные из запаса.
Интересно, что дивизии, формировавшиеся в 1942 году в Сибири, получили номера с 444-го по 455-й, но затем им дали номера поменьше. И практически все номера принадлежали дивизиям, которые были сформированы в 1941 году, но уже успели погибнуть в боях.
В феврале 1942 года принимается Постановление ГКО №1229 о формировании 50 стрелковых дивизий и 100 курсантских бригад.
Дивизии должны были формироваться на 40% из раненных красноармейцев и младших командиров, выписываемых из госпиталей по выздоровлении, на 20% из призывников 1923 года, на 20% из призванных по партийной и комсомольской мобилизации, остальные — из числа забронированных за промышленностью и народным хозяйством. Бригады формировались на 25% из раненных красноармейцев и младших командиров, выписываемых из госпиталей по выздоровлении, на 25% из курсантов военных училищ, остальные — курсанты полковых школ. По этому постановлению Сибирский округ формировал 5 дивизий и 9 бригад. Известны даже номера первых пяти бригад — с 216-го по 220-й.
Но уже через месяц формирование было отменено, в округах должны были сосредоточить силы не на новые формирования, а на подготовку маршевого пополнения.
Однако, новые формирования весной ещё отправлялись на фронт — 6-я и 7-я истребительные бригады, 130-й миномётный и 83-й зенитно-артиллерийский полки.
Летом 1942 года был задействован ещё один резерв. Для формирования 150-й стрелковой дивизии и 74-й, 75-й и 78-й стрелковых бригад в составе 6-го Сибирского добровольческого стрелкового корпуса им. Сталина, использовали проживающих на территории Сибири и Северного Казахстана спецпереселенцев. Ещё одна бригада этого корпуса — 91-я, формировалась из бывших воспитанников детских трудовых колоний. Хотя утверждается, что добровольцев записаться в корпус было в 2-3 раза больше чем нужно, но отправлен он был в действующую армию недоукомплектованный и пополнялся до штатного состава уже позже.
В сентябре 1942 года началось формирование 7 лыжных бригад. На их укомплектование должны были поступать обученные военнослужащие рядового и младшего начсостава не моложе 20 и не старше 35 лет, с хорошими физическими данными из запасных частей или училищ. Судя по некоторым бригадам, было много выздоравливающих, то есть ещё и с боевым опытом.
Осенью была на фронт отправлена и сформированная в округе Сибирская стрелковая дивизия войск НКВД. В РККА она стала 140-й стрелковой.
Но и на этом создание новых частей и соединений не закончилось. В феврале 1943 года в Сибирском округе началось формирование 7 женских стрелковых бригад. Предназначались они для охраны объектов и сопровождения грузов. Так как в боевом расписании РККА их нет, видимо, они проходили по линии войск НКВД, в функции которого входила охрана железных дорог и предприятий.
В апреле 1942 года в РККА началось массовое (около сотни) формирование батальонов автоматчиков. Практически все они так и не попали на фронт и использовались для формирования моторизованных и механизированных бригад. В Сибирском округе таких батальонов формировали 4, в действующую армию ни один из них не попал.
В 1943 году была сформирована ещё гвардейская тяжёлая миномётная бригада и она была последним соединением, созданным в округе во время войны. После этого в действующую армию отправлялось только маршевое пополнение.
Всего же за годы Великой Отечественной войны в Сибирском военном округе было призвано 2 701 400 человек. Огромное число, учитывая, что территория округа хоть и невообразимо огромная, но плотность населения невелика.
Наверное, интересно было бы посмотреть судьбу сформированных в Сибири дивизий и бригад, но это я если и сделаю, то в отдельном материале. Так что не забудьте подписаться на мой канал.
Ну а пока рекомендую вам мою статью, про те соединения из Сибири, о которых уже писал:
Как воевал корпус имени товарища Сталина
В качестве приложения, перечень сформированных в Сибирском округе соединений:
С июля формировалась 49-я кавалерийская дивизия.
По постановлению о формировании 12 стрелковых и 4 кавалерийских дивизий — 362-я, 364-я, 366-я, 368-я, 370-я, 372-я, 374-я, 376-я, 378-я, 380-я, 382-я и 384-я стрелковые 73-я, 75-я, 77-я и 87-я кавалерийские дивизии.
По постановлению о формировании курсантских стрелковых бригад — 41-я, 42-я, 43-я, 44-я и 45-я стрелковые бригады.
По постановлению о формировании морских стрелковых бригад — 69-я, 70-я, 71-я, 72-я и 73-я стрелковые бригады.
По постановлению о формировании 16 стрелковых дивизий (в скобках указаны номера, под которыми дивизии потом воевали) — 308-я, 315-я, 442-я (282-я), 443-я (284-я), 444-я (175-я), 445-я (112-я), 446-я (298-я), 447-я (301-я), 448-я (303-я), 449-я (309-я), 450-я (312-я), 451-я (228-я), 452-я (229-я), 453-я (232-я), 454-я (235-я) и 455-я (237-я).
Восемь курсантских бригад второй очереди — 137-я, 140-я, 144-я, 145-я, 146-я, 147-я, 148-я и 149-я стрелковые бригады.
6-я и 7-я истребительные бригады.
24-я, 25-я, 26-я, 27-я, 28-я, 29-я и 30-я лыжные бригады.
6-й Сибирский корпус имени Сталина — 150-я стрелковая дивизия, 74-я, 75-я, 78-я и 91-я стрелковые бригады.
Сибирская стрелковая дивизия войск НКВД.