Найти тему

Георгий Карлович Вагнер

19 октября исполняется 115 лет со дня рождения Георгия Карловича Вагнера – одного из самых крупных ученых-исследователей культуры и искусства Древней Руси, человека непростой судьбы и выдающегося таланта, чья жизнь неразрывно связана с исследованием владимиро-суздальской архитектуры и монументальной скульптуры.

Фотография черно-белая. Портрет доктора искусствоведения Вагнера Георгия Карловича. 1978 г. Из собрания ГВСМЗ
Фотография черно-белая. Портрет доктора искусствоведения Вагнера Георгия Карловича. 1978 г. Из собрания ГВСМЗ

Георгий Карлович Вагнер – достойный потомок многих известных деятелей. В его родословной тесно переплелись имена сразу нескольких почитаемых православных святых: прп. Макария Калязинского, прп. Паисия Угличского, св. Геннадия Тверского, по линии отца он потомок композитора Рихарда Вагнера, по линии матери – ученого и мореплавателя В.М. Головина, потомок старинного дворянского рода Кожиных.

Родился Г.К. Вагнер в 1908 году в Спасском уезде Рязанской губернии в семье налогового инспектора Карла Августовича Вагнера и преподавательницы музыки Киры Владимировны Кожиной (ученицы прославленного композитора С.В. Рахманинова).

В 1926 году семья переехала в Рязань, где Георгий Вагнер поступил в художественный техникум. Художественные навыки в дальнейшем сыграли судьбоносную роль в его жизни. По окончании техникума в 1930 году Вагнер был оставлен преподавателем живописи, рисунка, цветоведения, истории искусства.

С 1933 года Г.К. Вагнер работал в Рязанском художественном музее, где заведовал художественной частью, трудился над созданием Рязанской художественной галереи, здесь же начал заниматься изучением древнерусской архитектуры. Однако фундаментальным научным исследованиям помешали суровые реалии сталинского режима.

Открытка черно-белая. Москва. Сухарева Башня. 1927 г. Из собрания ГВСМЗ
Открытка черно-белая. Москва. Сухарева Башня. 1927 г. Из собрания ГВСМЗ

В 1934 году, наряду с другими известными деятелями культуры (искусствоведом И. Грабарем, академиками архитектуры И.Фоминым и И. Жолтовским и многими другими) молодой Георгий Вагнер встал на защиту от сноса уникального памятника архитектуры – Сухаревой башни в Москве. Это не осталось незамеченным властями. В 1937 году он был арестован по «политической» статье, отправлен на 10 лет в магаданские лагеря, работал на золотых приисках Колымы. Об этом страшном периоде своей жизни Вагнер написал в воспоминаниях «Десять лет Колымы за Сухареву башню». Выжить в нечеловеческих условиях ему помогла вера в Бога и художественное образование: он написал портрет одного из охранников, после чего Вагнера перевели в художники. Потом портреты пожелало иметь все лагерное начальство, затем понадобились лозунги и прочая наглядная агитация – только став художником, Георгию Карловичу удалось выжить, выдержать весь срок заключения, закончившийся в 1942 году.

Фотокопия цветная. Вагнер Г.К. Морозная ночь. Ноябрь. Колыма. 1946 г. С акварели 1946 г. 1990 г. Из собрания ГВСМЗ
Фотокопия цветная. Вагнер Г.К. Морозная ночь. Ноябрь. Колыма. 1946 г. С акварели 1946 г. 1990 г. Из собрания ГВСМЗ

В 1947 году он вернулся в Рязань. К этому времени он потерял всех близких людей: от аппендицита умер отец, не вернулся с фронта брат Володя, пропала без вести жена брата Катя с сыном Игорем, в ленинградской блокаде скончались от голода мама и второй брат Орест... В Рязани Вагнер стал работать преподавателем рисунка и истории искусства в родном училище, а затем снова в музее, женился на Александре Николаевне Терновской – выпускнице Московского архитектурного института. В течение всей их совместной жизни (почти 30 лет) она была его самым близким, надежным, любимым человеком.

Однако в 1949 году Вагнер был вновь арестован как «прежде судимый» (одновременно с дочерью Марины Цветаевой – Ариадной Эфрон, с которой его связывали дружеские отношения) и получил пожизненную административную ссылку в Красноярский край. Здесь ему вновь помогает художественное образование. Начав в геологической партии землекопом, он затем становится чертежником и художником. Записи, чертежи, карандашные зарисовки, маршруты поездок – рабочие материалы, собранные Вагнером во время ссылки, – послужили основой для написания работы «Деревянное зодчество русских старожилов в Среднем Приангарье».

Фотография черно-белая. Портрет Г.К. Вагнера во время красноярской ссылки. 1953 г. Из собрания ГВСМЗ
Фотография черно-белая. Портрет Г.К. Вагнера во время красноярской ссылки. 1953 г. Из собрания ГВСМЗ

Интерес к научным исследованиям сохранялся у Георгия Карловича при любых обстоятельствах. Но полноценно заниматься наукой он смог, только вернувшись из ссылки. 16 самых драгоценных лет были потеряны в тюрьмах, этапах, ссылках! Однако в жизненных тяготах, тяжких испытаниях Вагнер сохранил неиссякаемый интерес к истории русского искусства.

После смерти Сталина и реабилитации в 1956 году он поступил на работу в Институт археологии Академии наук СССР на должность старшего лаборанта, где работал под руководством академиков Б.А. Рыбакова и Н.Н. Воронина, которые брали его с собой на полевые сезоны в Чернигов и Владимир. Вагнер неустанно трудился, много писал, начали издаваться первые его книги по истории древнерусского искусства.

В 1968 году он представил к защите кандидатскую диссертацию, но вследствие исключительной значимости научных трудов ему была присуждена сразу степень доктора искусствоведения (к этому времени Г.К. Вагнеру исполнилось уже 60 лет!). Этими значимыми трудами стали новаторские исследования Георгия Карловича по владимиро-суздальской фасадной скульптуре – три монографии: «Скульптура Владимиро-Суздальской Руси. Юрьев-Польской»; «Мастера древнерусской скульптуры» и «Скульптура Древней Руси. XII век. Владимир, Боголюбово». В первых двух работах была воссоздана замечательная фасадная пластика Георгиевского собора в г. Юрьеве-Польском: автор попробовал реконструировать и дать истолкование содержания скульптуры храма. В третьем капитальном труде изучена скульптура Владимира времени Андрея Боголюбского и Всеволода III (Успенский собор, церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский собор), раскрыты ее первоначальная система и идейная направленность, семантика и философский смысл каждого сюжета и мотива белокаменной резьбы. Завершает цикл книга «Белокаменная резьба древнего Суздаля», посвященная рельефам суздальского собора Рождества Богородицы в Кремле.

Фотография черно-белая. Портрет доктора искусствоведения Г.К. Вагнера. Начало 1980-х гг. Из собрания ГВСМЗ
Фотография черно-белая. Портрет доктора искусствоведения Г.К. Вагнера. Начало 1980-х гг. Из собрания ГВСМЗ

Трудно переоценить вклад Георгия Карловича в изучение глубинных основ древнерусского искусства. Он стал автором 20 книг и около 200 статей. В подтверждение научных заслуг он был удостоен ряда высоких наград: в 1980 году награждён Золотой медалью Академии художеств СССР, в 1983-м получил Государственную премию СССР. В 1992 году Рязанским городским советом ему было присуждено звание Почётного гражданина города Рязани.

Фотография черно-белая. Выступления доктора искусствоведения Г.К. Вагнера  перед архитекторами г. Рязани. 1985 г. Из собрания ГВСМЗ
Фотография черно-белая. Выступления доктора искусствоведения Г.К. Вагнера перед архитекторами г. Рязани. 1985 г. Из собрания ГВСМЗ

Скончался Георгий Карлович Вагнер 25 января 1995 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Т. Шефова, главный специалист управления объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО научно-исследовательского отдела

Подробнее о жизни и судьбе Г.К. Вагнера читайте здесь:

Георгий Вагнер. https://isadi.ru/vagner/

Г.К. Вагнер и Рязань. https://хранителиродины.рф/Article/?id=33840