Найти в Дзене

Рембрандт до Рембрандта. Как начинал один из величайших художников на земле?

«Как видимы по сравнению с Рембрандтом другие мастера: какой это по существу театр, зрелище, представление! Как видимы, скажем, люди на картинах его учителя Ластмана. Посмотрите: вещи и фигуры расставлены в прямоугольном пространстве, на сцене с открытым занавесом. Нам их показывают. Если мы в самом деле видим Рембрандта, нам нечего сказать о его «технике», «композиции», мы не перескажем его рассказа, не истолкуем его значений, если только прежде не отвернемся от него. В Рембрандте представление, зрелище европейской живописи кончается», - пишет в своих «Письмах о Рембрандте» современный поэт Ольга Седакова.

И тут же добавляет: Он сам начинал с этого театра, с немых сцен в духе Караваджо… Но что-то случилось. Нечто уничтожающе простое отменило театр: не перед кем представлять. Актеры (в том числе и актеры живописной драмы – цвета, очертания, распределение масс) говорят не сценическим, а своим голосом. Больше: своим последним голосом».

У раннего Рембрандта, Рембрандта 1620-30-х годов, этого еще нет. Перед нами именно эффектные остановленные мизансцены, мгновения талантливого, но условного театрального искусства. Даже когда Рембрандт всматривается в себя, он смеется, его переполняет жизнь. До поздней молчащей живописи пока очень далеко.

В ранней живописи Рембрандт еще не преодолел влияние своего учителя, богатого и успешного мастера Питера Ластмана. Мастерство росло стремительно, но главные свершения ждали впереди. Вот каким было начало одного из величайших художников мира.

Избиение святого Стефана
Избиение святого Стефана
Изгнание торгующих из храма
Изгнание торгующих из храма
Художник в мастерской
Художник в мастерской
Музицирующие
Музицирующие
Симеон во храме
Симеон во храме
Смеющийся Рембрандт
Смеющийся Рембрандт
Спорящие старики
Спорящие старики
Апостол Павел в тюрьме
Апостол Павел в тюрьме
Товит и Анна с ягненком
Товит и Анна с ягненком
Валаамова ослица
Валаамова ослица