Продолжаем. Прошлая статья тут. Если вы не читали предыдущие статьи, то речь идет не о книге «Обитаемый Остров» братьев Стругацких, а о Саракше и приключениях Максима. То есть это не разбор творчества, а попытка разобраться в ситуации на Саракше в мире Полдня.
Итак. До момента выхода Максисма из квартиры не происходит ничего, что могло бы изменить его мнение о выродках. Из принципиального, Максим опять чуть не прое… забыл автомат.
И всё можно объединить в короткую цитату, чтобы не раздувать статью. Хотя, как всегда – описано очень вкусно, очень красочно, но не хочется делать статью из одних цитат. Так что...
«Он взял узлы и направился к двери, но потом вспомнил и вернулся за автоматом. На столе под стеклом лежали две фотографии. На одной — та самая прозрачная женщина, и на коленях у нее мальчик лет четырех с изумленно раскрытым ртом, а женщина — молодая, удовлетворенная, гордая…»
Прекрасно! Мы сейчас покажем вам ещё несколько фото. Делайте поправки на время. Правда, всё очень мило?
Ну, как? Это изменило ваши представления о добре и зле? Или посмотрите на фото из прошлой статьи, вторая галерея первые два фото (если еще не читали статью, ссылка в начале). Попробуйте абстрагироваться от пост-знания. Или вот вам фото семейной пары.
К чему мы это пишем и показываем эти жутики? К тому, что пока совсем не понятно, с чего это вдруг мнение Максима изменяется. Симпатичная красотка в обнимку с любимым песиком на фото может оказаться серийным убийцей и садисткой, а симпатичная семейная пара - грабителями и убийцами, а то и вообще нацистами... Посмотрим, что будет дальше. Может, произойдет нечто, что перекраситьбелое в чёрное, чёрное в белое?
Сцена построения и зачитывания приказов – великолепна. Но нас постоянно что-то выдергивает из того юношеского восторга, который мы испытывали, первый раз взяв книгу в руки. Вот и сейчас:
«С детства воспитанный в правилах сдержанно-иронического отношения к себе, в неприязни к громким словам вообще и к торжественному хоровому пению в частности, он почти злился на своих товарищей по строю, на ребят добрых, простодушных, отличных в общем ребят»
Если порыться в сети, то фото таких «отличных в общем ребят» можно найти много. Максим влился в ряды этих ребят добровольно. Добровольно взял в руки оружие. Так что изменило или начало изменять его взгляды? То, что выродки выглядят как люди? Странно. А чего он ждал? Вернее, чего – как раз понятно, он сам говорит: «Я думал, что это действительно выродки. Вроде голых, пятнистых… животных», но с чего? Он же не первый день на Саракше.
Второй момент. Он же видел антенну на машине. И не сопоставил? Мы не зря стараемся в статьях идти по ходу повествования. И снова мысль возникает, которую прекрасно высказал один из наших читателей под ником «Ds r»: «Излучение действует на Мака Сима по типу "С": снижает реакцию до "чуть выше нормы", нарушает логику, - заставляет "переключаться" с земного типа мышления на местный. Короче, постепенно делает из него местного жителя-мутанта».
Ладно, давайте дальше, что ли. А то опять растянем.
« — Господин Панди, почему у этих выродков такие боли? И у всех сразу. Как это так?
— От страху, — ответил Панди, для важности понизив голос. — Выродки, понимаешь? Читать тебе надо больше, Мак. Есть такая брошюра "Выродки, кто они и откуда". Прочти, а то как был ты деревней, так и останешься. На одной храбрости далеко не уедешь… — Он помолчал. — Вот мы волнуемся, например, злимся, скажем, или испугались — у нас ничего, только вспотеем разве, или, скажем, поджилки затрясутся. А у них организм ненормальный, вырожденный. Злится он на кого-нибудь или, например, струсил, или вообще… у него сразу сильные боли в голове и по всему телу. До беспамятства, понял? По такой особенности мы их узнаем и, конечно, задерживаем… берем… А хороши перчаточки, как раз на меня. Как ты полагаешь?
— Тесноваты они мне, господин Панди, — пожаловался Максим. — Давайте поменяемся: вы эти возьмите, а мне свои дайте, разношенные.»
Правильный вопрос. А подумать Максим не пробовал? Просто подумать головой. Над периодичностью, над всплесками эйфории и боли одновременно с выдвинутой антенной? Действует на него излучение, ой, как действует. Или Максим не так прост? Вот скажите, как он так быстро научился подмазываться? Логика у него не работает? Тем не менее то, на что намекает Панди, он понял мгновенно, и сделал правильный вывод. Откуда у коммунара умение давать взятку? А может, и правда наш Максим совсем не так прост, как хочет казаться?
«Панди был очень доволен. И Максим был очень доволен». Он купил расположение Панди. Вот в данный конкретный момент - купил. Не заслужил делами или дружбой, а купил. И он этим доволен. Вообще, он очень и очень отходчивый, наш Максим. Только что ему было противно и он злился на сослуживцев, и вот он доволен.
«И вдруг он вспомнил Фанка, как тот корчился в машине, катался от боли… и как его забрали патрульные гвардейцы… Только чего Фанк мог испугаться? И на кого он мог там злиться? Ведь он не волновался, спокойно вел автомобиль, посвистывал, очень ему чего-то хотелось… вероятно, курить… Впрочем, он ведь обернулся, увидел патрульную машину… или это было после?»
Вот тут бы и начать вспоминать, прокрутить в памяти. Там патрульная машина и приступ боли, тут их грузовик - и приступы боли. Ни за что не поверим, что у Максима плохая память.
«Да, он очень торопился, а фургон загораживал дорогу… может быть, он разозлился?.. Да нет, чего я выдумываю? Мало ли какие приступы бывают у людей… А задержали его — за аварию. Интересно, однако, куда он меня вез и кто он такой? Фанка надо бы найти.»
Так и что? Идем по пути наименьшего сопротивления и отключаем мозг?
Предварительные выводы в отношении Максима: либо он идиот, не способный сложить два и два, но тогда непонятно почему он в ГСП, а не под опекой добрых докторов Земли; либо излучение на него действует, пусть и не так как на остальных; либо он играет.
Поведение Максима очень странное. То он выглядит полным дураком, то принимает очень правильные решения. То он подмечает мельчайшие детали, то филигранно не замечает Зефа. То он его на руках тащит, то не бросается ему помогать. Помните удар, заставший их в части?
«Он не поет, он стоит, раскорячившись, опершись на барьер, и вертит своей дурацкой коричневой головой, и бегает глазами, и все оскаляется, все щерится…
А этот, рыжая сволочь скорчился в углу от невыносимой боли… Э, нет, это другое дело: у вас всегда боли в голове, когда мы задыхаемся от восторга, когда мы поем свой боевой марш и готовы разорвать легкие, но допеть его до конца! Каторжник, преступная морда, рыжий бандит, за грудь тебя, за твою поганую бороду! Встать, сволочь! Стоять смирно, когда гвардейцы поют свой марш! И по башке, по башке, по грязной морде, по наглым рачьим глазкам… Вот так, вот так…
Гай отшвырнул воспитуемого и, щелкнув каблуками, повернулся к господину ротмистру.»
Максим и пальцем не шевельнул, просто смотрел и улыбался (скалился в понимании восторженного Гая), а ведь молодой коммунар должен был броситься на помощь к тому единственному, которого он хоть немного знает. Про него то Максим ЗНАЕТ, что он не клыкастый не пойми кто. Хотя бы загородил своей широкой грудью от Гаала, но нет. И кстати это очень важно – Максим ЗНАЕТ, как выглядят выродки. Давно знает.
Максим не знаком с бандитизмом, не знает местных правил и обычаев, но тем не менее жёстко и быстро расправляется с бандой Крысолова, «защищая» Раду. И… и после этого селится у нее. Очень и очень точное и правильное решение. Ну, и перчатки в ту же копилку, вместе с действиями при операции. Ведь белый халат не кинулся, не бросился. Он спрыгнул на пол, пошёл и начал медленно поднимать оружие. Мак завалил банду бандитов, те и пикнуть не успели, а тут среагировал только тогда, когда было ПОЧТИ поздно. Очень вовремя.
И при внимательном рассмотрении у нас получается следующее: Максим хитер, умеет входить в доверие, быстро ориентируется в окружающей обстановке, знает, как можно подмазаться, когда надо. А его рефлексии иногда очень смахивают на показушные страдания некоторых известных личностей на экранах нашего ТВ. Собственно, Максим вполне успешно косит под дурака.
Вывод в отношении Гвардии: таблетки у них есть. Условные таблетки, вполне возможно, что это какие-то добавки в пищу или в напитки в столовой. Возможно именно «таблетки от эйфории» и вызывают тупёж гвардейцев во время операций. Далее, Гвардия не боеспособна, прав нач. склада:
«это вы здесь с очумелыми — гвозди. Конечно, когда у него от боли все нутро потрескалось — подходи, да клади его в мешок. Тут бы и мой дед гвоздем был — без рук, без ног…».
У Гвардии есть свои излучатели, которыми снабжены их машины. Гвардия активно применяет их в работе.
Как-то так. Надеемся, в следующей статье мы дойдем до интересного. Пока мы по-прежнему не видим повода для изменения отношения Максима к выродкам. И это очень важно. У всего должны быть причины.