Мы с ним не "ура-патриоты". Не такие люди, которые кричат только о том, как у нас всё хорошо. Мы очень многое понимаем и очень о многом поговорили. Но значительную часть этого "многого" сейчас нельзя озвучивать. Ибо, как говорил Данила Сергей Бодров, "во время войны нельзя говорить плохо о своих".
О Диме я писал тут, когда его ученик спас людей во время авиакатастрофы. Упоминал его и в статье на "День Учителя". Видео с ним будет ниже. Сейчас несколько строк о том, что не было зафиксировано камерой, но что, как мне кажется, очень важно для учителей.
В разговоре я сказал, что знаю очень много учителей, у которых большие проблемы с детьми. И что, если бы их не было, им было бы проще и радостнее работать, даже несмотря на огромную кучу бумаг и низкую зарплату. Они бы видели то, что видит Дмитрий, то, что "у всех детей души чистые".
На это он мне ответил, что ему легче, чем другим. Потому что он работал учителем физической культуры. Очень скромный человек!
Дмитрий, из более чем десятка учителей физической культуры, которые мне знакомы лично, дай бог половина может справляться с детьми! У остальных вечный бардак, отсутствие урока и дисциплины и, как следствие постоянные травмы. Уж кому об этом не знать, как безопаснику, "расследующему" все несчастные случаи! Часто приходилось "отмазывать" в большей или меньшей степени бездарного учителя. Потому что именно по его вине произошел несчастный случай: не провел разминку, не обеспечил порядка, отвлекся на телефон, оставил "играющих в футбол" детей и ушел в "коморку"...
Но Дмитрий не сдавался. Знаете, что он мне ответил?
Ну, мне всё равно проще. Я работаю со всеми классами в школе очень давно. Они все проходят через меня с детства. Конечно, они меня слушаются.
Перед тем, как продолжить размышления на эту тему я выложу наш короткий разговор.
Возвращаясь к размышлениям хочу сказать, что в приведенной цитате Дмитрий другими словами говорит то, что утверждал Макаренко.
Макаренко, помимо нескольких прямых заявлений на то, что в школе не должно быть много детей, говорил и другие мудрейшие вещи. Например:
"Чрезвычайно важным является такое обстоятельство — длительность педагогического коллектива, и я считаю, что наши педагоги уделяют этому вопросу мало внимания. Если у нас в коммуне живет энное количество коммунаров и средний срок пребывания их в коммуне 5 лет, то и средний срок пребывания одного воспитателя в коммуне не может быть меньше 5 лет. Это закон, так как если коллектив живет и сбит по-настоящему, то каждый новенький является новеньким — не только воспитанник, но и педагог. И воображать, что сегодня пришедший педагог может воспитывать, это ошибка. Успех воспитателя зависит от того, насколько он старый член коллектива, сколько им заложено в прошлом сил и энергии, чтобы вести коллектив, и если коллектив педагогов будет моложе коллектива воспитанников, естественно, что он будет слаб. Но это не значит, что в коллективе нужно собирать только стариков. Тут наши педагоги должны заняться вопросом об особенностях звучания старого педагога и начинающего педагога. Коллектив педагогов должен быть собран не случайно, а составлен разумно. Должно быть определенное количество стариков, опытных педагогов, и обязательно должна быть одна девочка, только что окончившая педагогический вуз, которая еще и ступить не может. Но она должна быть обязательно, потому что тут совершается мистерия педагогики, так как когда такая девочка приходит и попадает в старый коллектив и педагогов и воспитанников, то начинается неуловимо тонкая мистерия, которая определяет успех педагогический. Такая девочка будет учиться и у старых педагогов, и у старых учеников, и то, что она будет учиться у старых педагогов, сообщает и им ответственность за ее нормальную работу".
О том, почему так происходит я немного рассуждал в статьях:
И согласитесь, то, что говорит Дмитрий о своей длительной работе со всеми классами очень точно согласуется с тем, что говорил Макаренко...
Теперь немного отвлеченного.
Я не хочу, чтобы сложилось такое впечатление, будто бы я призываю всех учителей внести свой вклад в Победу на поле боя. Если кто-то решает, что он должен это сделать – это в высшей степени достойное решение. Но настоящие – наши – учителя нужны Родине (не государству!) тут не меньше, чем бойцы государству там. И в этом случае следует только уточнить, что оставаясь здесь, можно быть спокойным своей совестью только в том случае, если ты здесь воюешь. Если воспринимаешь ситуацию, как боец советской армии в 41-м году. И так же упорно и упрямо сопротивляешься, терпя все лишения и веря в Победу несмотря на всю безнадёгу.
Дмитрий. Побывав у него, я кое-что подарил ему на удачу. Верю, что мы обязательно встретимся вновь. Ещё раз желаю крепкой руки и солдатской удачи ему, и сил, веры и терпения его жене Римме. Солдатские жёны тоже достойны всяческого уважения...