В России не так много частных ракетно-космических компаний. Если говорить точнее, то она всего одна: СР Рокетс.
Компания существует уже 3 года, и за это время сумела пройти немалый путь. К примеру, смогла согласовать и провести запуск собственной метеорологической ракеты Nebo-25 на полигоне Капустин Яр.
А теперь они провели испытание камеры сгорания собственного жидкостного ракетного двигателя на топливной паре метан + кислород с общей тягой в 1 тонну.
Камера была напечатана из металла с помощью 3D принтера. Особенность технологии в том, что такая печать позволяет создавать каналы охлаждения внутри камеры сгорания, что снижает стоимость и сроки изготовления.
Почему эти испытания выглядят как новый шаг в развитии космонавтики?
Начнём с того, что частный капитал во всём мире, от США до Китая, традиционно развивается со скоростями, недоступными для государственного сектора. Так было в США, когда частники, с 2000-х годов, создали ракетную и пилотируемую тематику, или в Китае, где частный сектор добился невероятных успехов менее чем за 9 лет.
В России развитие частной космонавтики традиционно тормозится отсутствием законодательной базы (привет, Китай и США) и венчурных инвесторов, которые понимают, как вкладывать деньги в космос. Но прямо сейчас в РФ активно формируется тренд на частный космос.
К примеру «Бюро 1440» анонсирует запуск более 700 космических аппаратов (КА) до 2030 года, «Спутникс» готовит 300 КА, есть анонсы от собственной группировки SR Space.
Более того, «Бюро 1440» уже запустили аппарат-демонстратор, а «Спутникс» отправит в космос первый тестовый аппарат ДЗЗ на новой платформе «Паллада» в 2024 году.
Разумеется, для выведения этой полезной нагрузки на орбиту потребуются сотни ракет-носителей, и именно над этим сейчас работает SR Rockets.
В рамках прошедших огневых испытаний на стенде был прожжен прототип камеры сгорания двигателя РД-1. Эта установка предназначена для геофизической ракеты небо, которая будет использоваться для проведения метеорологических исследований верхних слоёв атмосферы и будет способна подниматься на высоту более 120 км.
Мы в ОК
Звучит разумно, ведь проще отработать технологии на сравнительно небольшой геофизической ракете, нежели сразу приступать к развитию орбитального носителя.
Ещё одной интересной особенностью является использование электронасосов вместо классического турбонасосного агрегата. Такая схема используется в новозеландском двигателе Rutherford, однако никогда не применялась в отечественном ракетном двигателестроении.
В первый полёт Nebo отправиться уже в конце следующего года. Остаётся лишь пожелать удачи энтузиастам русского космоса, будем с интересом следить за их успехами.
В России, на наших глазах, формируется частный космический рынок, и это прекрасно.