с тех пор, как chatgpt взял мир штурмом в прошлом году, Интернет был завален предсказаниями о том, насколько разрушительным будет «генеративный» искусственный интеллект (ИИ). «Целые отрасли переориентируются на нее», — с энтузиазмом заявил Билл Гейтс в своем блоге в начале этого года, заявив, что эта технология столь же революционна, как интернет и микропроцессоры. От средств массовой информации и образования до юриспруденции и здравоохранения – ожидается, что огромные области человеческой деятельности будут перевернуты с ног на голову.
Вы можете подумать, что проигравшими от всего этого окажутся старые игроки, подобно тому, как Kodak и Blockbuster были повалены во время прошлых волн технологического переворота. И, конечно же, новая волна стартапов почувствовала шанс закрепиться, ворвавшись на сцену с юридическими чат-ботами на основе искусственного интеллекта, виртуальными врачами, помощниками по написанию текстов и так далее. Некоторые из них составят новую индустрию создателей моделей и новаторов, которые взлетят до высоких оценок, подобно тому, как сегодняшние технологические гиганты поднялись в эпоху Интернета. В остальной части экономики, однако, далеко не ясно, что переворот оставит сегодняшних корпоративных Голиафов в прошлом. Похоже, что ИИ с такой же вероятностью укрепит действующих чемпионов, как и вырвет их с корнем.
Одной из причин этого являются преимущества действующих игроков в дистрибуции. Это может помочь гигантам сохранить свое доминирование, даже если они изначально не придумывают эту технологию. Например, объединившись с Openai, создателем Chatgpt, Microsoft расширяет свое вездесущее программное обеспечение Office функциями искусственного интеллекта, которые позволяют сотрудникам автоматизировать такие задачи, как написание электронных писем и резюме документов. Это оставит мало места для соперничающих выскочек. Salesforce и Zendesk, производители программного обеспечения для торговых представителей и операторов колл-центра соответственно, также встраивают функции искусственного интеллекта в свои инструменты. В то время как большинству компаний может быть неудобно обращаться за юридической консультацией к чат-боту от неизвестного стартапа, они могут попробовать обратиться в крупную юридическую фирму, такую как Allen & Overy, которая использует его, чтобы помочь своим юристам ускорить выполнение повседневных задач.
Кроме того, им будет полезен доступ к собственным наборам данных, которые можно использовать для адаптации моделей ИИ к конкретным рынкам. Компания Bloomberg, специализирующаяся на финансовых данных, использовала свой кладезь информации, чтобы обучить чат-бота помогать в финансовом анализе. Консалтинговый гигант McKinsey обучил бота на своем корпусе интеллектуальной собственности. Поставщики медицинских услуг могут использовать свои обезличенные медицинские записи, страховщики — свои данные о претензиях, а медиакомпании — свои архивные фильмы или печатные материалы, что ставит их впереди выскочек, неспособных использовать такие данные.
Еще одна причина сомневаться в том, что ИИ перевернет иерархию, связана с тем, как осуществляется доступ к моделям. В то время как электронная коммерция требовала от ритейлеров создания совершенно новой инфраструктуры для онлайн-продаж, большая часть разработок ИИ сегодня выполняется создателями моделей, такими как Openai, и технологическими гигантами, включая Alphabet и Amazon. Розничные продавцы, банки и другие организации могут связать эти модели со своими системами. Ускорив разработку предложений на основе искусственного интеллекта для действующих игроков, это ограничит возможности для более проворных новичков.
Последняя причина, по которой можно ожидать, что нынешние должностные лица возьмут верх, — это история. Даже во время технологического переворота последних нескольких десятилетий на удивление мало корпоративных гигантов было уничтожено. С 1990 года было создано только 52 из списка Fortune 500, крупнейших компаний Америки по объему выручки. Всего семь из них родились после того, как Apple представила первый iPhone в 2007 году. Для сравнения, 280 из них были основаны до того, как Америка вступила во Вторую мировую войну. Средний возраст людей из списка Fortune 500 неуклонно рос в течение последних трех десятилетий, с 75 до 90 лет, бросая вызов идее о том, что темпы разрушения ускорились в эпоху интернета.
Очевидно, что выживание не гарантировано. Те, кто медлит с внедрением ии, уступят преимущество более быстрым соперникам. Те, кто полностью игнорирует его, могут пойти по пути Kodak или Blockbuster. Тем не менее, для Давидов волны ии шансы все равно устрашающие.
Оригинал