Найти тему
Отражение науки

Финская Nokia снова среди мировых лидеров: но уже не в мобильных телефонах, а в телекоммуникационном оборудовании.

Nokia – легендарное имя в области мобильной связи. Именно с телефонов этой марки началось широкое внедрение мобильных технологий в России. К началу двухтысячных годов Nokia буквально доминировала в мире с впечатляющей 50% долей от общих продаж всех мобильных телефонов. Но не сумев в полной мере вписаться в наступившую эпоху смартфонов, этой компании пришлось уступить пальму первенства новым лидерам: Apple и Samsung.

Целое поколение россиян познакомилось с мобильной связью с помощью этих телефонов, изображение: commons.wikimedia.org
Целое поколение россиян познакомилось с мобильной связью с помощью этих телефонов, изображение: commons.wikimedia.org

Надо сказать, что несмотря на потерю лидерства, телефоны Nokia и в наши дни чувствуют себя достаточно хорошо. Другое дело, что к самой Nokia эти телефоны имеют весьма опосредованное отношение: финская компния HMD Global производит их по лицензии. Между тем как кнопочные телефоны, так и смартфоны на Android этой марки, до сих пор широко представлены в салонах мобильной связи по всему миру: многочисленные приверженцы этого бренда при любых обстоятельствах готовы покупать именно Nokia.

Но Nokia не была бы Nokia, если бы согласилась оставаться на третьих ролях в мире телекоммуникаций. Если упущен момент возможности лидерства в мобильных телефонах, то почему бы не стать лидером в области сетевого оборудования? Ведь сами телефонные аппараты — это только верхушка айсберга. Именно телекоммуникационная инфраструктура лежит в основе современной цифровой экономики.

IP-маршрутизаторы в стойках, изображение: медиатека nokia.com
IP-маршрутизаторы в стойках, изображение: медиатека nokia.com

Увидев возможность изменить ситуацию, Nokia, начиная с 2014 года, сделала акцент на развитие сетевого бизнеса: в 2014 году Nokia приобрела американскую компанию по развертыванию сетей SAC Wireless и часть бизнеса беспроводных сетей японской Panasonic. В 2015 году компания также приобрела французского телекоммуникационного гиганта Alcatel-Lucent. Эти шаги позволили Nokia, наряду со шведским Ericsson, встать в ряду крупнейших мировых провайдеров телекоммуникационного оборудования.

Общая ситуация, прямо скажем, располагала компанию к развитию: возникла перспектива всеобщего переходана 5G-технологии мобильной связи, во внедрении которых Nokia решила получить свой «кусок пирога». В области телекоммуникаций финская компания занимается буквально всем. В сфере интересов компании: IP-сети, мобильные сети, оптические сети, частные сети, интернет вещей, центры обработки данных и программное обеспечение.

Оптоволоконные сети Nokia, изображение: медиатека nokia.com
Оптоволоконные сети Nokia, изображение: медиатека nokia.com

На руку Nokia играет и то, что против её основного конкурента и безоговорочного лидера рынка телекоммуникационного оборудования китайской Huawei, начиная с 2019 года со стороны многих западных стран ведётся санкционная кампания. США, Великобритания и Австралия запретили поставку продукции Huawei. В Великобритании, в которой доля установленного китайского оборудования составляет почти половину, принято решение о его полном удалении из 5G сетей до конца 2027 года. Да и в странах Евросоюза планируется полная инспекция всего установленного китайского 5G оборудования.

Кампус Nokia в Эспоо, Финляндия, изображение: медиатека nokia.com
Кампус Nokia в Эспоо, Финляндия, изображение: медиатека nokia.com

Таким образом, перспективы для дальнейшего развития бизнеса в области сетевого оборудования выглядят для Nokia вполне оптимистично. Серьёзный научный и инженерный потенциал, который был накоплен этой компанией на заре мобильной телефонии, финны смогли трансформировать в смежную область, и как мы видим, вполне успешно. А ведь ещё в конце двадцатого века финны славились прежде всего колбасой сервелат, хорошими молочными продуктами, мебелью и судостроением. Вырваться вперёд в области высоких технологий Финляндия сумела именно благодаря Nokia. По сей день эта страна остаётся одной из немногих европейских стран, уверенно конкурирующих в этой области с азиатскими производителями.