Найти тему

По Бресту. Путевые заметки нетипичного экскурсовода

Вот мы и достигли Бреста. Позади осталось около 1250 км пути. В 1998 году выехав из Питера в 8 утра мы были в Бресте в 2 часа ночи на следующий день. То есть время в пути составило 18 часов. И это была прямо приличная средняя скорость перемещения автобуса. Вот и в наши дни Google и Яндекс показывают время в пути около 16 часов (без остановок) плюс как минимум пара часов на обед и ужин. То есть за 25 лет в общем-то ничего не поменялось. Как и главные места Бреста тоже остались неизменными. В общем-то понятно, о чем здесь может идти речь. Конечно, о Брестской крепости.

Ну что ж, попробую все-таки хотя бы что-то интересное вам про этот город сообщить, а прогулка будет, конечно же, по основным объектам Брестской крепости и героической обороны этих мест. По легенде город основал один купец, который вез товар в Литву, да застрял в местных болотах. Кое-как спасся он на каком-то островке среди болотной трясины. А помогли ему в этом стволы и сучья берез то ли разбросанных по болоту, то ли собранных на его окраине. В общем, так или иначе, но по березовым стволам товар перетащили через болота. Вот на обратном пути купец вновь оказался в этих местах, и заложил город, назвав его в честь берез - Берестье. Скорее всего в честь бересты. В наши дни в городе есть археологический музей "Берестье". Расположен он на левом берегу левого рукава реки Мухавец, прямо в том месте, где он впадает в Буг. Кстати, это место тоже называется интересно: свадьба двух рек - Мухавца и Западного Буга. Вот взгляните на карту:

Расположение музея Берестье. Google.Maps
Расположение музея Берестье. Google.Maps

Это место прямо очень интересное. По площади оно, конечно уступает знаменитым Помпеям, однако по сохранности объектов, по истории, которую они раскрывают - здесь всё не менее круто. А главное нет каких-то безумно пошлых и озабоченных экскурсоводов, как в Италии. Просто ужасное впечатление у меня осталось от посещения города, похороненного Везувием. В Берестье всё достойно и очень бережно охраняется. Объекты, раскопанные на 4-х метровой глубине, сейчас упрятаны под крышу. И эта крыша, хотя и современная, но как-то очень неплохо вписавшаяся в окрестный пейзаж.

Музей Берестье. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Музей Берестье. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Музей под крышей. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Музей под крышей. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Музей открыли еще в 1982 году. Причем споры велись очень долго именно вокруг проекта павильона. Многие считали, что он вообще не впишется в облик города. А получилось очень даже неплохо. Ну это вот как Лувр и Пирамида Пэя. Ведь сколько споров было об этом объекте! И до сих пор есть и ярые его противники, и сторонники. Я не считаю, например, что она испортила ансамбль дворца. И Берестье точно не испортило образ Бреста. В общем, Берестье открыли после того, как в дело вмешался А.Н. Косыгин, который тогда был Председателем Совета министров СССР.

История вышла интереснейшая. Полагаю, что определенные детали - это там чистый вымысел, но общая суть, на мой взгляд, передана достаточно правдоподобно. Итак, после раскопок, необходимо было сохранить Славянскую Трою, как ее стали называть. Для этого нужно было возвести навес. Общая стоимость работ оценивалась цифрой около 1,5 миллионов рублей. И так случилось, что руководитель раскопок - Пётр Фёдорович Лысенко - оказался в Пицунде в одно время с Косыгиным. В общем, к концу отпуска вопрос был решен положительно.

Еще один стеклянный объект расположен около здания университета. Это достаточно внушительных размеров оранжерея:

Оранжерея в Бресте. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Оранжерея в Бресте. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

От Берестья достаточно выйти на Крепостной проспект, пересечь Мухавец и вот уже вы перед Холмскими воротами Брестской крепости.

Холмские ворота. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Холмские ворота. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Мухавец, кстати, не такая уж и маленькая река. Ее длина около 113 км. Больше Невы почти в 1,5 раза! По нему даже ходит прогулочный теплоход. Он был выпущен к московской олимпиаде, а после ее окончания определенное количество этих теплоходов распределили по городам СССР. Бресту достался теплоход "Гродно".

Названы так ворота в честь городка Хелма, который в наши дни находится на территории Польши. Перевести это можно, естественно, как "холм". Просто ворота "смотрели" в ту сторону, вот их и прозвали Холмскими. В наши дни от Холмских ворот крепости до Хелма чуть менее 120 км.

Брест - Хелм. Google.Maps
Брест - Хелм. Google.Maps

Помню, в детстве собирал я календарики. И была такая серия - "40 лет Победы" с городами-героями. Вот Брест и был представлен Холмскими воротами. Буквально в 100 метрах за ними расположен главный мемориальный комплекс.

Главный мемориальный комплекс.Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Главный мемориальный комплекс.Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

А западнее Холмских будут Тереспольские ворота. Понятно уже, что они смотрят на Тересполь на польской стороне. Кажется в 1998 году мы через этот пункт и переходили польскую границу.

Тереспольские ворота. Брестская крепость. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Тереспольские ворота. Брестская крепость. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

От ворот через Буг шел мост. Вот так со времен войны его и не восстановят, хотя вроде бы есть такие планы. Именно на этих воротах были расположены огромные емкости с водой, уничтожив которые немцы обрекли защитников крепости на жажду. Но до этого памятника мы еще дойдем. И вот здесь, наверное, тоже правильно, что глобально объект восстанавливать не стали. В таком состоянии он гораздо лучше передает всю драму тех первых дней войны. Хотя Собор и Колокольню внутри крепости восстановили.

Свято-Николаевский гарнизонный собор. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Свято-Николаевский гарнизонный собор. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Но самые сильные впечатления оставляет памятник "Жажда". Монумент расположен в восточной части крепости у развилки двух рукавов реки Мухавец.

Монумент "Жажда". Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Монумент "Жажда". Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Но Брест - это всё-таки не только крепость. Кстати, ее не так давно и построили - в XIX веке. Тогда Николай I распорядился снести старый город для строительства. Новый же город перенесли восточнее. А еще раньше в 1525 году в Бресте запретили строить деревянные дома. Только каменные. И не выше двух этажей. Есть тут пешеходная улица Советская. Вот как раз сплошь невысокие дома.

Брест. Улица Советская. Фото из открытых источников Яндекс.ЫКартинки
Брест. Улица Советская. Фото из открытых источников Яндекс.ЫКартинки

Известно и старейшее каменное здание относительно недалеко от Бреста - Каменецкая башня. Внушительный объект. В летописи про возведение этого объекта встречается и очень интересный термин - градоруб. А 200 лет назад ее пытались разобрать на кирпича для строительства какого-то нового объекта. Но не смогли, так как за много веков башня превратилась чуть ли не в монолитный камень. Но это километрах в 30.

Каменецкая башня. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Каменецкая башня. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Здесь же очередной железнодорожный музей. Он к востоку от крепости в сторону системы озер на реке Мухавец. Здесь вообще производится очень интересный вид работ с поездами: под вагонами меняют колесные пары. Ведь в России стандарт для колеи 1520 мм, а западнее 1435 мм. Весь процесс предельно отработан. Пассажиров даже не выгоняют из вагонов в это время. Поддомкрачивают вагон, одну тележку выкатывают, а другую закатывают на ее место, после чего вагон опускают.

Интересная история вышла и с памятником 1000-летия Бреста. Ученые спорят о том, с какого года Бресту вести историю: с 1017 или 1019. В результате, памятник открыли за несколько лет даже до 2017 года - в 2009 году. Сторонники более поздней даты утверждают, что это было сделано в год 990-летия.

1000-оетие Бреста. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
1000-оетие Бреста. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Интересная форма и у Брестского вокзала. Чем-то напоминает Сталинские высотки в уменьшенном варианте.

Вокзал Бреста. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Вокзал Бреста. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

А вечерами, когда стемнеет, одно из главных мест в городе - аллея кованых фонарей. Располагается она на улице Гоголя, в том числе с героями из произведений писателя.

Аллея кованых фонарей. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Аллея кованых фонарей. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Вот таким можно увидеть Брест. А у нас впереди уже польские дороги. До встречи на новых публикациях!