Часть 1
И только на полпути Варя стала понимать, что парни не настроены патриотично. Они стали говорить девушкам, что можно начать новую жизнь в Японии или в какой-нибудь другой стране.
Первая догадалась Ольга, кем они являются на самом деле. Она попала в лагерь в 1944 и знала, кто такие власовцы. Варя, попавшая в плен в самом начале, понятия не имела о ком идет речь, пока Ольга ее в это не посвятила.
- Это же кошмар, Оля!- Варя подскочила и заметалась по каюте.- С кем мы связались! Надо было ждать своего корабля хоть год, хоть два!
- Ты знаешь, Варя.. -задумчиво произнесла Оля. - У каждого есть своя правда. И от Гриши я ее услышала, осуждать его не могу. Он воспитывался с двоюродной теткой, после гражданской, которая лишила жизни его отца, георгиевского кавалера. Он не любит Советскую власть и у него есть на то причины.
- Ты его оправдываешь! Но как ты можешь? Нет ни одного оправдания такому деянию! Ты ведь любишь свою Родину, Оля, ты ведь поэтому не осталась в Америке.
- Люблю. Но и Гришу я тоже люблю и пойду с ним хоть на край света. Знаешь, что он сказал?
- Что?
- Что нас ждут лагеря, ссылки и при этом могут пострадать наши родные. Ты хочешь по возращении на Родину повергнуть опасности своих родных? Пусть уж лучше думают, что мы умерли!
- Нет, нет! - замахала Варя руками. - Они всё врут, они оправдывают свое предательство! Оля, как только прибудем в порт, сразу же расстанемся с ними. Нам дальше не по пути...
- Я остаюсь с Гришей, - тихо произнесла Оля. - Я буду с ним, и мне плевать кто он и что сделал... Я люблю его.
Варя не успела ответить, как вдруг в каюту вошли Григорий и Василий, лица их были растерянны.
Варя вжалась в стену, ей вдруг стало страшно находится рядом с ними.
- Вы чего такие? Тоже узнали новость? - спросил Василий.
- Какую новость?
- Порты закрыты, мы не можем войти в Японию из-за войны.
- И что теперь будет? - Оля заплакала.
- Капитан сказал, что наш курс будет в Австралию, в Сидней. Оленька, там тоже люди живут, - успокоил ее Гриша.
- А я домой хочу, - жалобно произнесла Варя и скатилась на пол по стене.
Василий ничего не сказал, они с Григорием вышли из каюты, оставив девушек одних. Оля хотела поговорить с Варей, но та отвернулась и дала понять, что не желает больше с ней разговаривать.
Вася знал о настрое девушки и теперь кидал на нее злобные взгляды, Оля же от Гриши не отходила ни на шаг.
Однажды ночь. корабль встал на рейд, капитан объяснил, что в Сиднее будет долгая стоянка и тщательные проверки. Вася и Гриша заплатили ему золото и четверку переправили на берег. До порта было далеко, молодые люди были в неизвестности, что будет дальше. И вдруг Вася, злобно повернувшись к Варе, произнес:
- Баба на корабле - жди беды. А все ты, Гришка. Давай, возьмем баб, не скучно будет, - передразнил он друга.
- При чем здесь мы? - Варя возмутилась. - И вообще, это все потому что вы - предатели. Что, скажешь не так? Почему же нас не могли до Сиднея оставить на корабле? Почему так боялись проверки?
- Варя, не надо! Мы же с тобой говорили обо всем, - Оля прижалась к Грише, а Вася подошел к Варваре и ударил ее. Она в долгу не осталась, двинула его в пах и, пока он хватал ртом воздух, побежала куда глаза глядят. Романтика спала, маски слетели, ее глаза открылись когда только она услышала о том, кем они являются. Но неужели Оле все равно?
Она забралась на бугорок и увидела, как троица отправляется в сторону города. Они бросили ее на произвол судьбы, выбрав свой путь...
Она знала, что Ольга, Василий и Григорий в порт не отправятся, иначе бы не заплатили капитану за то, чтобы он их переправил на берег ранее, чем они до него доплывут.
Варя отправилась на огни, светящиеся на берегу. Шла она три часа, прежде чем добралась до гавани. И очень обрадовалась, увидев советское судно. И тут же на смену радости пришло горькое разочарование - ее документы остались у Ольги.
Подумав, она все же решила рискнуть и подошла к судну. Она искала капитана...
Пожилой капитан, которого она нашла спустя час, выслушав ее историю, только лишь качал головой.
- Девка, как же я без документа тебя возьму?
- Я домой очень хочу, - плакала она. Я больше четырех лет не была на Родине. Ну что же мне делать?
- Ну так и я не в Советский Союз курс держу, в Китай плывем.
- Но все равно это ближе, может быть, я там смогу к кому-нибудь обратиться.
- Слушай, а ведь правда!- капитан, пригладив рыжие усы, задумчиво произнес: - в портовом городе есть посольство, вот туда и обратишься. Ладно, девка, поднимайся на корабль.
- Спасибо, большое вам спасибо, - она заплакала от благодарности.
- На кухне поможешь, будешь чистить картошку и кастрюли мыть.
- Это я запросто, - кивнула Варя.
****
Корабль причалил в порт Китая и капитан сопроводил сам лично девушку в посольство. Она упала на колени от радости и облегчения, когда вошла в кабинет, где на стене висел портрет Сталина, а темноволосый мужчина поздоровался с ней на русском языке.
- Товарищ Гаврилов обрисовал мне ситуацию, а теперь я хочу послушать тебя, - произнес он насмешливо, сложив руки на груди и откинувшись на спинку стула.
Варя рассказала все с самого начала, как в плен попала, как работала, как оказалась в Вашингтоне и каким был путь на Родину.
- Ты понимаешь, что говоришь? Ты почему мне небылицы рассказываешь?- он рассмеялся.
- Какие уж небылицы? - Варя задрала рукав. - Вот мой номер на руке, я и правда была в плену.
- Ну да, ну да...А хочешь, я скажу, как на самом деле все было? Ты сдалась сама в плен, а потом, когда союзники оказались в Германии, ты побоялась, что правда скроется. Ты на немцев работала, вот и остерегалась вернуться домой. Сама уехала в Вашингтон, возможно и с теми двумя власовцами. А потом вы решили в Японию перебраться.
- Я же вам говорю.. - перебила она его. - Мы ждали свой корабль, но его не было.
- Врешь! Просто все пошло не по плану. И корабль развернули, и вы в Австралии оказались. Не знаю, что уж случилось, но скорее всего вы что-то не поделили, и ты пришла в порт проситься на корабль до Китая.
- Все не так.. - прошептала Варя.
- А где же документы?
- У Оли.
- А были ли они? - рассмеялся посол.- А может быть, ты от них избавилась, чтобы никто не знал, кто ты такая. Может быть, ты и не Варвара вовсе, а имя у тебя другое?
Варя моргнула, глядя на него и слезы скатились с ее глаз..
Посол взял телефон и велел кому-то зайти.
Вошли двое человек в форме, они схватили Варю и увели.
****
А дальше было то, о чем говорил Николас в Америке, о чем говорили Василий и Григорий с Ольгой. Ее считали предательницей, пытались выбить из нее "правду", а когда Варю отправили во Владивосток, она была готова уже подписать любой документ и любые показания, лишь бы это все прекратилось. Она подумала так - ну и пусть отправят в лагерь, может, хотя бы перестанут по допросам водить и бить ее?
Но женщины в камере посоветовали терпеть.
- Слышь, Варька, не вздумай ничего подписывать. Стой на своем. Я не знаю, правду ты говоришь или нет, но не вздумай ни в чем признаваться. Рано или поздно это прекратиться.
- Но я не могу уже больше, - шевеля разбитыми губами, плакала Варя.
- А ты смоги... Ради своих родных держись, думай о них. Если ты подпишешь признательные показания, им тяжко придется. Да и неужели ты думаешь, тебя в лагере бить не будут? Изменников Родины нигде не любят.
И Варя терпела, не сломалась. Она пережила долгую зиму в тюрьме во Владивостоке, но наконец однажды, когда в очередной раз ее привели в кабинет, начальник недовольно сказал:
- Ну что же, мы все проверили. Действительно, все ваши слова о пребывании в Германии - это правда. Вам повезло, что нашли архивы лагеря. С порта в Америке тоже пришло подтверждение, что вы там работали в ожидании Советского корабля.
- Вы смогли связаться с Америкой? - поразилась Варя. - Но как?
- Не ваше дело, - начальник вытащил справку из стола, заполнил ее и выдал Варваре. - Вы свободны!
Варя держала бумагу в руке и не верила. Что случилось с начальником, он вдруг стал разговаривать вполне по-человечески, обращаться на "вы"?
Когда она вышла из кабинета, начальник тяжело вздохнул. Стойкая девушка, такие редко сюда попадали. Она была права, обо всем рассказывая, хотя и казалась история немыслимой.
Не было никакого архива и связи с Америкой. Просто он понял, что она не виновата, что Родину она не предавала. А еще он часто разговаривал со стукачкой Глашей из той же камеры, та передавала ему, о чем говорят женщины. И историю Вари она слышала не раз... А еще она говорила о том, что Варя просто хочет увидеть родных, что любит страну и хочет забыть обо всем, что с ней случилось.
****
Варя дышала полной грудью. Да, она очень далеко от дома, но она в своей стране. Теперь ей нужно добраться до своих близких. Первым делом она написала им письмо и отправилась искать работу. Устроившись на завод, она получила комнату в общежитии, которую делила с шебутной девушкой Нюрой. Варя мечтала прикупить одежды и отправиться домой, в родные края, припасть к ногам матери и больше никогда с ней не разлучаться....
Спустя месяц, когда она вернулась домой, Нюра протянула ей бумагу:
- Тебе предписание явиться в отдел милиции.
Страх сковал ее горло. Неужели это еще не все? Но ниже, прочитав строчки, она увидела слово "опознание".
На следующий день она с самого утра пришла в отделение и показала предписание дежурному. Тот провел ее в кабинет, там были два милиционера. Глядя на них со страхом, Варя не решалась ни о чем спрашивать, как вдруг один из них велел дежурному:
- Пусть приведут!
Спустя пятнадцать минут в кабинет завели.. Григория.
У нее чуть пол не ушел из-под ног.
- Вы узнаете его?
- Да, это Григорий, - растерянно прошептала она.
- Это не Григорий, а Георгий. Имя он переделал. При каких обстоятельствах вы с ним познакомились?
Варя все рассказала неспеша, боясь, что ее теперь не выпустят. Арестованный смотрел на нее с усмешкой, но в его глазах стояла печаль.
- Вы подтверждаете ее слова? - обратился начальник.
- Подтверждаю, - кивнул парень и Варя вздохнула с облегчением.
- Где Оля? - повернувшись к нему, спросила она.
- При родах померла, неделю назад,- ответил он и отвернулся.
- А ребенок?
- И ребенок...
Варе стало плохо. Что бы ни было, но именно Оля была с ней рядом, когда она была в концлагере. Именно Оля была рядом там, в Вашингтонском госпитале... И если бы не этот власовец, который заморочил ей голову...
- А Вася?
- А Вася сопротивлялся и его на месте ликвидировали, - усмехнулся тот.
Варя подписала еще кое-какие бумаги. Выйдя из отдела, она облегченно вздохнула.
- Что с ним будет? - спросила она у милиционера, который проводил ее до выхода.
- А что будет.. Как минимум лет десять, а может и вышка - пожал он плечами.
Варя отправилась в общежитие и думала о том, что ей нисколько его не жалко. И Васю не жалко. Предатели должны получить заслуженное наказание.
Продолжение
19