ИНТЕРВЬЮ с Лидией Давыдовой. В прошлом году мы с Лидией готовили к изданию книгу «Беги», воодушевляющий роман об освобождении женщины из зависимых отношений. Сейчас у Лидии вышел новый роман «Семь почти счастливых женщин» о поиске счастья, которое всегда внутри нас, никогда во вне. Мне лично нравится подход Лидии к созданию истории – она ищет пути выхода, у нее всегда продуманы возможности, после ее книг хочется радоваться жизни, несмотря на психологически болезненные темы, которая поднимает Лидия Давыдова.
Интервью взяла Анна Гутиева, литературный редактор.
Анна: Темы, которые вы выбираете, связаны с освобождением женщины от ее внутреннего тирана, если так можно выразиться. Кто ваши героини? Как они у вас появляются?
Лидия: Мои героини – женщины, которые стремятся жить в правде с собой. Это самое важное, на мой взгляд. Ты можешь обманывать себя, уговаривать, что всё хорошо, выдумывать, но как бы не старался, твоё внутреннее,– душа, сердце – каждый называет по-разному, всё равно знает, что ты врёшь. Обманываешь саму себя. Мы не всегда сразу можем распознать, что врём. Но именно этот поиск своей правды – единственно верный, на мой взгляд, личный выбор.
Это не всегда просто, это бывает больно, но именно смелые в итоге обретают внутреннюю свободу.
Истории всегда рождаются в реальной жизни. Из какого-то разговора, случая, из чьего-то текста, из подслушанного, подсмотренного. На самом деле в жизни происходит так много, что порой трудно придумать нечто подобное на бумаге.
Анна: Ваши истории эмоциональны. Вы как-то в процессе много переживаете истории своих персонажей или это было пережито вами? Откуда взялись эмоции по вашему мнению?
Лидия: Эмоции – это и есть суть творчества. Искусство всегда вызывает эмоции, они рождают ответы в нашей душе, вдохновляют, побуждают думать о чем-то, куда-то двигаться. Намерения, мысли, чувства расцветают в нашей душе под влиянием переданных нам эмоций. Такой вот обмен энергией.
Я постоянно учусь тому, чтобы мои истории были эмоциональны, в этом невозможно достичь совершенства навсегда. Например, год назад пошлана театральные курсы, чтобы научиться ещё больше выражать эмоции. Никому не интересно читать просто голый сюжет, по крайней мере, точно не мне.
Писатели часто говорят, что писательство – образ жизни. Сначала я думала, что это очень пафосное определение, что это ставит писателя на какой-то пьедестал. Но со временем осознала смысл этой фразы в полной мере. Написав свою почти уже шестую книгу, я могу сказать, что да, писатель видит жизнь через истории, через людей, ему интересны разные взаимосвязи, нити, паттерны. Он видит мир как сплошное полотно, сотканное из историй, также, как как фотограф видит мир через образы, а художник – через цвета.
Конечно, я переживаю за своих героинь, и театр помогает в этом. Он помогает так погрузиться в персонажа, чтобы начать себя с ним отождествлять и писать, как будто это не ты, а он.
Анна: Как рождается очередная тема? Что к ней подталкивает?
Лидия: Обычно это история или случай. Я говорю с кем-то или что-то делаю, со мной происходит что-то, или это происходит в мировом контексте, словно щелчок, и "вот", мне это очень интересно, я хочу попробовать туда пойти. Идешь не сразу. Иногда делаешь пометки, записываешь мысли и возвращаешься спустя какое-то время.А может и не возвращаешься, так тоже бывает.
Иногда возникает дикое желание написать о чем-то очень, очень сложном, но сделать это так, чтобы было доступно и увлекательно. Вот, возможно, основное желание мое - взять какой-то важный смысл и облечь его в историю. Смысл, который для тебя лично очень важен. Размышлять о свободе, о жизни и смерти, о любви, но через истории, через персонажей. Вот такой он, мой личный драйв.
Чтобы отправиться в долгий путь длиною в книгу, данная тема должна сильно волновать. Должно быть не все равно. Вот, как в последней книге, мне не безразлична тема женской сексуальности, тема свободы, тема телесности. Это все важные смыслы и в моей жизни.
Анна: При написании последней книги «Семь почти счастливых женщин» с вами происходили чуть ли не мистические события, вы делились со мной, расскажите их. Это подтверждает мои выкладки об иррациональной силе творчества.
Лидия: Я расскажу один короткий случай. Когда я придумала историю «гуру» Лейлы, поняла, в чем её «тайна», спустя пару дней оказалась на ужине с одной незнакомой мне женщиной. После ужина мы остались наедине, и вдруг моя новая знакомая начинает делиться со мной очень личным. Она рассказывает мне свою историю…Её история оказывается точно той, что я придумала для своей героини Лейлы.
Я не знаю, как это объяснить. Но каждый раз, когда я не знала, как и что писать дальше, куда идти, я внутренне просила помочь всегда находила ответ. Мне попадался какой-то разговор, информация в интернет, прочее.
У меня нет сомнений в том, что написание книг – иррациональный процесс. И если свои первые три книги я создавала по «схеме» раскладывала по битам, то начиная с книги «Беги» процесс поменялся. Да есть план, есть ремесло, но есть и ещё что-то. Об этом много писала Элизабет Гилберт в «Большое волшебство» и Джулия Камерон в моей давно уже настольной книге «Путь художника».
Анна: Что вы думаете о сегодняшней ситуации в литературном мире России?
Лидия: Когда продюсер самого продаваемого автора в России проводит курсы по продюсерству и рассказывает, как надо себя вести с издательством и предлагает нанять себе агента, а ты спрашиваешь себя, а с какого такого гонорара. Когда многие авторы не уступают права на электронные книги, чтобы хоть как-то заработать на своих книгах, включая самые известные имена.Когда продвижение книги полностью ложится на плечи автора, а без продвижения книгу никто не заметит в череде других книг, а значит, не купит, а значит, тиражи опять будут низкие, автор опять не будет иметь возможности заработать и так далее. Писать книги сегодня мало, надо уметь и то, и другое, чтобы продать себя, книгу, права на экранизацию.
Если так и дальше пойдёт, то своих сильных авторов на рынке просто не останется, самое интересное, я про фикшн, это моя тема, пишут зарубежные авторы, у них уже есть имена, они уже стали бестселлером в своих странах. Их не надо продвигать.
Система классического издательства точно изживает себя. Нужны новые форматы, подходы и системы. И постепенно они появляются. Их будет ещё больше.