Заголовок статьи - не просто красивый речевой оборот, а абсолютная фактологическая правда, которую я поясню и наглядно продемонстрирую далее.
Если кто еще не знает, в России рассчитывается и анализируется большое количество самых разных видов инфляции: есть годовая, есть месячная, есть трендовая, есть базовая, есть целевая... Вот, например, как-то разбирал, как сильно отличаются показатели по 6 разным инфляциям:
И вот, среди прочих, в России еще отдельно рассчитывается "инфляция для бедных". Чем она отличается от общей росстатовской инфляции?
Тем, что в общую входит свыше 500 наименований товаров и услуг, половиной из которых люди с низким уровнем достатка не пользуются ни разу на протяжении своей жизни. А в инфляцию "для бедных", которую рассчитывает Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) на основе росстатовских данных, входит минимальный набор самых недорогих товаров, самых популярных товарных групп, которыми регулярно пользуются малоимущие слои населения.
Например, в расчет инфляции "для бедных" включают:
- минимальный набор продуктов питания (без животного масла, алкогольных напитков, «прочих продовольственных товаров»);
- простейшие медикаменты;
- синтетические моющие средства;
- коммунальные услуги;
- услуги общественного транспорта;
- и т.д.
До 2022 года общий уровень инфляции рос сильнее, чем инфляция "для бедных", за счет того, что более дорогие и специфические товары дорожали сильнее, чем элементарные. Это, скажем так, более справедливая тенденция.
Однако, с 2022 года такая тенденция сменилась на противоположную: теперь получается, что самые простые товары повседневного спроса дорожают быстрее, чем более специфические. Со второй половины 2022 года этот разрыв заметно усилился.
Наглядно все это можно увидеть на графике, составленном изданием "Коммерсант" на основе данных Росстата и ЦМАКП: красным цветом обозначена общая росстатовская инфляция, а синим - инфляция "для бедных":
Вот как прокомментировали данную тенденцию сами аналитики ЦМАКП:
Структурный компонент инфляции ("инфляция для бедных") сейчас работает уже на ухудшение положения малообеспеченных групп населения. Это связано с наметившимся ускоренным ростом цен на ряд видов продовольствия – и ситуация, кажется, только начинает обостряться. Фактор "дешевой еды" больше не работает. Есть риск роста бедности.
"Ситуация только начинает обостряться. Фактор дешевой еды больше не работает. Есть риск роска бедности". Как-то совсем не оптимистично звучит.
Если смотреть на общие инфляционные тренды, то осенью инфляция начала очень сильно разгоняться, как многие и предполагали, в т.ч. и я:
По данным ЦБ, пятилетняя трендовая инфляция (средний долгосрочный показатель, очищенный от влияния разовых и сезонных факторов) в сентябре повысилась до 6,87% с 6,36% в августе, а трехлетняя — до 7,92% с 7,62% в годовом выражении. То есть, уже сейчас в долгосрочном тренде с поправкой на сезонность инфляция в России под 8% годовых. При официальной росстатовской чуть более 6%.
Согласно последним комментариям ЦБ, к концу года они ожидают эту годовую инфляцию примерно на таком же уровне: 6-7%, хотя она "продолжит расти".
У меня по-прежнему сомнения. Судя по динамике всего того, что ЦБ называет "проинфляционными факторами", я по-прежнему считаю, что эта цифра должна оказаться ближе к 10%.
При этом с поправками на сезонность она будет выше, ну а конкретно "для бедных" - еще выше, что следует из наметившейся тенденции, описанной в этой статье.
Вот такие перспективы.
Правда, пенсионеры тут могут не переживать, поскольку по мнению вице-премьера Татьяны Голиковой, курирующей систему соцзащиты населения, бедных пенсионеров в стране нет.
Дзен не показывает все публикации в ленте даже подписчикам. Чтобы читать все мои статьи - заходите непосредственно в канал.
Ваш лайк и подписка - это необходимая поддержка каналу!