В пятницу Microsoft объявила, что наконец закрыла сделку на сумму $69 млрд. с издателем Call of Duty. Как это приобретение изменит рынок консолей и индустрию видеоигр в целом? Что мы будем делать на игровых консолях через 10 лет? В какие игры будем играть? Какие новые схемы монетизации будут оценивать аналитики и инвесторы? Разберём всё по полочкам.
Будущее консольных игр как крупного бизнеса в немалой степени зависит от принятого в пятницу решения о приобретении Microsoft издателя видеоигр Activision Blizzard. Более полутора лет до этого Microsoft находилась в трёхсторонней трансатлантической нормативной перестрелке с Федеральной торговой комиссией США, Управлением по конкуренции и рынкам Великобритании и ЕС. Были резкие слова и обиды, а недавно и всевозможные скандальные разоблачения в массовой утечке неправильно обработанных документов, касающихся Xbox, её конкурентов, Activision и других потенциальных целей приобретения.
Эта сделка, казалось, была почти обречена на провал, пока недавно федеральный судья не вынес решение против Федеральной торговой комиссии США, а Microsoft не добилась некоторых дополнительных уступок от регулирующих органов Великобритании. Итак, теперь Microsoft становится владельцем одного из крупнейших издателей видеоигр в мире. Что теперь генеральный директор Microsoft Gaming Фил Спенсер планирует делать со всем этим топовым контентом? Вот 4 ключевых вывода из этой блокбастерной сделки.
Microsoft сильнее, но пока остается слабой.
Расчёты с ближайшим будущим консольных игр важно начать с некоторого понимания текущего положения Microsoft в этой сфере. Microsoft на сегодняшний день является крупнейшей компанией в индустрии видеоигр с рыночной капитализацией в $2,6 трлн., но Xbox по-прежнему остаётся самым слабым брендом из трёх основных консолей.
Nintendo со Switch является лидером рынка консолей текущего поколения, но даже с точки зрения «высокопроизводительного» оборудования Sony PlayStation 4 и PlayStation 5 превзошли консоли Microsoft Xbox 3-го и 4-го поколения соответственно. В нынешнем поколении консолей нет настоящих проигравших, а последняя версия Xbox — самая продаваемая консоль Microsoft на сегодняшний день, но третье место остаётся третьим.
Microsoft ворвалась на рынок консолей в первую очередь с Halo и революционными многопользовательскими онлайн-возможностями, представленными в Halo 2. Прошло очень много времени — полтора десятилетия — с тех пор, как Microsoft не публиковала что-то столь интересное, как Halo, Gears of War или Mass Effect, в качестве эксклюзивного, определяющего контента для Xbox. Так какие новые возможности для выделения бренда Xbox может принести это новое слияние?
Каждый сможет продолжать играть в Call of Duty.
Сделка между Microsoft и Activision привела индустрию видеоигр к противостоянию с высокими ставками из-за Call of Duty, серии шутеров от первого лица стоимостью $30 млрд., выпущенной в 2003 г. и изданной Activision. Главный страх геймеров: Microsoft будет действовать быстро, жестоко заблокирует Call of Duty на PlayStation и ограничит эту франшизу игроками на Xbox и ПК, чтобы заставить миллионы игроков купить свою приставку.
Это, более чем что-либо ещё, было потенциальным препятствием для сделки. Одно дело, когда Sony тратит более 10 лет на разработку (The Last of Us , Horizon Zero Dawn) и лицензирование (Final Fantasy XVI , Death Stranding) своих собственных громких эксклюзивов для консолей, чтобы поддержать PlayStation по сравнению с Xbox. Совершенно другое дело — и действительно мрачное будущее для игр — если бы Microsoft сделала эксклюзивом для Xbox крупные ранее существовавшие на всех платформах онлайн-игры.
Обещая так не делать, Microsoft устроила большое шоу, заключив с другими издателями 10-летние соглашения о сохранении серии на других консолях. Судья в деле FTC против Microsoft конкретно сослался на обязательства ответчика сохранить Call of Duty на PlayStation и фактически расширить доступ для Nintendo, по большей части, для отклонения ходатайства о вынесении предварительного судебного запрета против слияния.
Фактически, Microsoft, согласно заявлению вице-президента компании Брэда Смита, специально гарантировала Nintendo «полный паритет функций и контента» с версиями Call of Duty, выпущенными на Xbox и PlayStation. Таким образом, этот конкретный кризис, похоже, удалось предотвратить в обозримом будущем.
Большим успехом Microsoft за последнее десятилетие на рынке консолей стал не запуск какой-то конкретной игры или оборудования, а скорее более чем 29 млн. подписок на ежемесячную подписку Xbox Game Pass, которой я и сам с удовольствием пользуюсь. Честно говоря: если бы у Microsoft не было Game Pass, то Xbox, скорее всего, был бы списан со счетов как неуправляемая платформа, которая достигла своего пика более 10 лет назад с Xbox 360. Но Game Pass с его впечатляющими играми в день запуска и каталогом классики на данный момент представляет собой истинное преимущество Microsoft над Sony в бизнесе видеоигр.
Успех Game Pass интересен мне не потому, что я убежден, что модель подписки — это будущее консольных игр, а скорее потому, что она освещает множество проблем и возможностей в современном издании видеоигр. В одной из просочившихся записок Спенсер описывает крупных издателей, которые «изо всех сил пытаются пополнить свое портфолио популярными франшизами» и «пользуются успехом франшиз, созданных более 10 лет назад». Он также видит, что эти действующие лица занимают верхние строчки в чартах продаж с лицензионными играми, такими как «Человек-паук» и «Звездные войны». Да, Game Pass — это выгодная сделка для геймеров, но она также является выгодной сделкой и для издателей игр, поскольку они всё больше зависят от Sony и Microsoft в плане принятия на себя рисков и затрат.
Что ещё приводило регуляторов к беспокойству, которое чуть не сорвало сделку Microsoft-Activision в Великобритании? Облачные игры, функция Game Pass, а также PlayStation Plus. Облачные игры часто представляют собой способ расширения базы игроков для крупных игр на более мелкие устройства, такие как смартфоны и планшеты, а также облегчение потребностей в хранилище как для консолей, так и для телефонов.
Важно то, что это также способ расширить библиотеки контента платформ и решить давнюю проблему обратной совместимости. Опять же, это проблема, которую игровые студии не могут решить самостоятельно. Технология всё ещё немного сыровата, а библиотеки контента всё ещё слишком неоднородны, но будущее, вероятно, вознаградит первого издателя консолей, который действительно сделает это правильно. Microsoft, как облачная компания, бесспорно имеет здесь решающее преимущество.
Microsoft должна бороться с эксклюзивами PS своими эксклюзивами.
Microsoft, конечно, может разрабатывать новые игры и блокировать доступ Sony к ним, точно так же, как Sony за годы эксклюзивности с Square Enix исключала, например, Final Fantasy для Xbox.
Сделка Microsoft-Activision меня сильно забавляет, потому что за несколько месяцев до её объявления я слышал, как эксперты индустрии видеоигр настаивали на том, что розничное превосходство PlayStation над Xbox не имеет большого значения. По их мнению, Microsoft всё ещё может превзойти Sony по доходам от подписки и выиграть будущее только благодаря Game Pass.
Вероятно, такое мнение было небольшой переоценкой. Знаете ли вы, как Switch стала третьей самой продаваемой консолью всех времен? Отличным дизайном и четырьмя мегахитами. Аппаратное обеспечение до сих пор имеет значение, как и эксклюзивы.
Game Pass — это здорово, но не стоит забывать, что Microsoft по-прежнему выпускает игровые консоли. Microsoft могла бы быть бесформенной облачной компанией, продающей подписки на PC Master Race, но, по крайней мере, на данный момент это не так. Microsoft производит Xbox, а Xbox должен конкурировать с PlayStation. Всё просто.
Да, у генерального директора Microsoft Сатьи Наделлы есть все основания бить себя в грудь по поводу Game Pass, но он был бы наивен, если бы уступил конкуренцию консолям Sony, основываясь на рискованных долгосрочных прогнозах. Но… Ведь это, по сути, и есть то, что Xbox делал уже долгое время. The Last of Us, Final Fantasy, Metal Gear Solid, God of War, Spider-Man... Многие люди хотят играть в эти игры, и для этого, по крайней мере, на момент запуска, у них должна быть PlayStation.
Microsoft могла бы использовать, например, новый прорывной Halo, который станет новым символом консоли, а также новую концепцию игрового процесса, которая в идеале демонстрирует некоторое техническое превосходство Xbox над PlayStation. Это легче сказать, чем сделать, но теперь с Activision всё это выглядит гораздо проще.
У Microsoft нет десятилетия, чтобы терпеливо приобретать небольшие студии и время от времени крупные, типа Bethesda, в надежде, что одна из них в конечном итоге выпустит следующую The Last of Us. Тем не менее, Microsoft — единственная компания, которая смогла просто купить Activision.
Большая часть беспокойства по поводу этого приобретения касалась Call of Duty, но оно также было вызвано большой неуверенностью в том, как такое количество одновременных, ускоряющихся тенденций будет формировать индустрию и культуру в ближайшее десятилетие или около того. Такие вещи, как взрыв многопользовательских онлайн-игр и распространение связанных с ними моделей монетизации, очень волнуют регуляторов. Также здесь интересно усовершенствование облачных игр, метавселенной и виртуальной реальности.
19 месяцев назад, когда о сделке было впервые объявлено, покупка Microsoft компании Activision казалась бесцеремонным завершением одной игровой эры и зловещим рассветом следующей. Вдруг Microsoft станет владельцем Call of Duty, Overwatch, Warcraft и Diablo? Тогда Sony больше не смогла бы использовать эксклюзивы консолей в качестве опоры, и тогда японской компании пришлось бы придумывать, как вести облачную войну с Microsoft.
По сути, это был аргумент председателя Федеральной торговой комиссии Лины Хан против слияния. Объединившись, Microsoft и Activision могли бы переделать индустрию видеоигр по своему желанию. Геймеров, возможно, какое-то время и радовали бы результаты сделки, но в долгосрочной перспективе мы бы получили монопольного игрока, чей масштаб и бесконтрольное расширение отпугнули бы новых участников и остановили бы конкурентную динамику отрасли.
22 года назад Microsoft вступила в конкуренцию с Sony. С тех пор ни один другой конкурент — если не считать Steam с его популярной портативной консолью — с тех пор так и не последовал за Microsoft в консольные войны. Посмотрим, что будет теперь, когда сделку $MSFT ограничили 10-летним сроком эксклюзивности. Удачи!!!
На рынке всегда много интересного, а лучшие мои посты, рецензии на книги, актуальные графики и сделки всегда найдёте в телеграм-канале: "Тихий Трейдер" Разберём всё по полочкам. Welcome!!!
Подкаст Тихого Трейдера. Перекрёсток всех рынков здесь.
___________________________________________________________________________________________________
ДУ "Долгосрочные акции ТТ". Правильная инструкция для клиента.