Ситуация на Ближнем Востоке – тема №1 во всем мире. Люди пытаются разобраться, что стоит за чудовищным конфликтом двух стран, в огне которого уже сгинули тысячи мирных граждан. В поисках истины, предлагаю обратиться к мировому кинематографу. Возможно, через призму кино вы поймете, есть ли в произошедшем правые и виноватые, а также узнаете, насколько фильмы могут быть пророческими.
Сериал «Фауда»
Сериал «Фауда» стартовал в 2015 году и на начало обострения палестино-израильского конфликта насчитывал пять сезонов. Рейтинг на «Кинопоиске» 8 баллов.
Главные герои этого многосерийного фильма – бойцы секретного подразделения Мистаравим. Они охотятся за врагом №1 Хамедом, которому всё время удается уходить от преследования.
Главный смысл «Фауда» лежит на поверхности – насилие порождает насилие. Отсюда в многосерийном фильме столько жестокий сцен. Слабонервным лучше не смотреть.
Думаю, вы уже догадались, что в этом многосерийном фильме нет плохих и хороших парней. Персонажи и образы в «Фауда» достаточно противоречивые. Почти каждый эпизод можно трактовать как с позиции «хорошо», так и с позиции «плохо».
Луч света в этом темном царстве – будущее. На него создатели «Фауда» делают ставку. Конфликт закончится тогда, когда сменятся поколения. Внуки и правнуки нынешних солдат сядут за стол переговоров и пожмут друг другу руки, а пока – очередное задание, очередной поиск ответов на злободневные вопросы:
- «Может ли государство прикрываться заложниками, как щитом?»,
- «Должен Израиль оказывать поддержку рядовым палестинцам?»,
- «На чьей стороне правда?».
Отмечу: этот многосерийный фильм лучше смотреть с русскими субтитрами. Локализация хромает на обе ноги. Слуховые ощущения неприятные.
Жаль, что наши киношники разучились дублировать фильмы и сериалы, но это тема уже для другого обстоятельного разговора, а пока продолжаем изучать палестино-израильскую сторону мирового кинематографа.
«Мюнхен»
Фильм Стивена Спилберга «Мюнхен» вышел в 2005 году и получил пять номинаций на Оскара. Он основан на реальных событиях.
В 1972 году весь мир наблюдал, как 11 израильских атлетов были убиты во время Олимпийских Игр в Мюнхене. Это история о том, что случилось потом...
Спилберг попытался посмотреть на ситуацию с разных сторон:
- почему немецкие власти проморгали вторжение, а полицейские не смогли спасти заложников?
- почему несколько злоумышленников оказались на свободе?
- оправдана ли было проведение операции возмездия?
- почему поиск и устранение организаторов и пособников расправы над спортсменами заняли почти 20 лет?
В «Мюнхене», как и в «Фауде», хорошо показана логика участников конфликта, которые жаждут расплаты после потери близких, а также показано, к чему приводит силовой способ разрешения конфликта: колесо насилия крутится, приводит к появлению новых жертв, и конца этому не видно.
Показательно, что фильм собрал прекрасные отзывы зрителей, но при этом вызвал резкую критику как в палестинской прессе, так и среди офицеров «Моссада». Отказавшись от черно-белого видения мира, Спилберг не угодил ни одной из сторон.
«Долина волков: Палестина»
Турецкий фильм «Долина волков: Палестина» вышел в 2011 году. Рейтинг на «Кинопоиске» 6,6 балла.
Главный герой Полат Алемдар. Он отправляется в Палестину, где организовывает турецкую десантно-диверсионную группу для того, чтобы отомстить израильскому командованию за гибель сотрудников гуманитарных организаций.
Картина примечательна тем, что дает возможность посмотреть на конфликт с другой стороны: американские солдаты ложатся штабелями, а тема торговли органами в специальной тюрьме США «Абу-Грейб» выходит на первый план.
Неудивительно, что эта кинолента наделала немало шума. Германия требовала запретить к показу эту картину. Этого добивались и в США. Однако, турецкий фильм все-таки добрался до мирового кинопроката и дал возможность людям посмотреть на ситуацию с другой стороны.
Сильное влияние на сюжет оказывает уроженка США, еврейка по происхождению. Девушка стала «хорошим человеком из стана врага», «политкорректной», «правильной». Её цель разоблачить – Израиль. Явить миру истинные страдания палестинского народа.
Эту картину, безусловно, можно делить надвое. В снятом турками фильме все однозначно: Израиль – зло, Палестина – добро.
Однобокая позиция всегда оставляет некий осадок, но, порой, именно она помогает понять ситуацию изнутри.
«Сын другой»
Французская драма «Сын другой» вышла прокат в 2012 году. Рейтинг на «Кинопоиске» 7,3 балла.
В центре истории молодой юноша Иосиф, который мечтает служить в израильской армии. Все становится не столь однозначным, когда на медкомиссии он узнает, что является палестинцем, а не израильтянином. Его, младенца из палестинской семьи с Западного берега Иордана, при рождении перепутали с ребенком еврейской пары. Это открытие меняет жизни обеих семей.
В центре этой истории не военные действия, а религиозное противостояние арабов и иудеев. В картине много диалогов, через которые раскрывается этот конфликт.
Французская драма чем-то отдаленно напоминает советский фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих». Геополитический конфликт отпечатался на семьях главных героев. Смогут ли они понять и простить?
Спойлерить не буду. Посмотрите и узнаете.
Возможно, если бы все истории заканчивались так, как в картине «Сын другой», на Ближнем Востоке все было бы немного иначе. А пока, смотрим новости и ужасаемся новым подробностям, которые втягивают мир в зону прохождения идеального шторма.
Также подписывайтесь на игровой канал «Игры “Киноамнезии”», где также есть место вампирам, оборотням и не только. Жду вас в гости в telegram-канале "Киноамнезия", а также одноименном YouTube-канале, где также много активностей. А пока - пока!