История кино. Итальянские комики. Часть 1. Тото, Пеппино, Сорди, Гассман, Тоньяцци...

1,1K прочитали
В.Гассман, А.Сорди и Н.Манфреди в комедии "Преступление" (1960)
В.Гассман, А.Сорди и Н.Манфреди в комедии "Преступление" (1960)

Итальянская комедия была одной из ведущих в мировом кино в 50 – 70-е годы. Вполне естественно, что в этот период в Италии не наблюдалось недостатка в талантливых комиках. Нескольких из них можно без преувеличения назвать выдающимися: Тото, Альберто Сорди, Витторио Гассман, Уго Тоньяцци, Нино Манфреди….

Правда, здесь следует оговориться. Если Тото был практически чистым, дистиллированным комиком – как Савелий Крамаров в СССР, то все остальные актеры, которых я назвал, были настоящими хамелеонами, которые чувствовали себя как рыба в воде в фильмах разных жанров.

Пеппино и Альберто Сорди
Пеппино и Альберто Сорди

Альберто Сорди воспринимается больше как комик, но на его счету множество трагикомедий и драматических фильмов, где комедийный талант Сорди почти не использовался.

То же самое можно сказать про Тоньяцци и Манфреди, которые в молодости играли практически в одних комедиях, но постепенно расширяли жанровый диапазон своих картин. Гассман изначально был драматическим актером, который дурачиться стал несколько позже.

Выше я перечислил самых выдающихся комических актеров Италии, но талантливых комиков в этой стране в 20 столетии было на порядок больше: Пеппино, Чиччо Инграссия и Франко Франки, Бад Спенсер и Теренс Хилл, Ландо Будзанка, Адриано Челентано, Паоло Вилладжо, Ренато Поццетто, Энрико Монтезано, Альдо Маччоне, Лино Банфи, Пиппо Франко, Диего Абатантуоно, Роберто Бениньи, Карло Вердоне…

В этой статье я кратко расскажу о каждом из них.

Витторио Де Сика, Софи Лорен и Марчелло Мастроянни
Витторио Де Сика, Софи Лорен и Марчелло Мастроянни

Но перед тем как перейти к рассказу о комиках, нельзя не упомянуть еще двух знаменитых итальянских актеров, которые постоянно снимались в комедийных фильмах: Витторио Де Сика и Марчелло Мастроянни.

Я не стал их включать в свой обзор по той причине, что они не воспринимаются как комики. Комики – это по своей сути клоуны, для которых естественно кривляться, корчить рожи и падать на банановой кожуре. Де Сика и Мастроянни не устраивали клоунаду в своих фильмах (за редчайшими исключениями). Для меня они - комедийные актеры, а не комики в полном значении этого слова.

Тото (1898 – 1967)

Итальянская комедия была одной из ведущих в мировом кино в 50 – 70-е годы. Вполне естественно, что в этот период в Италии не наблюдалось недостатка в  талантливых комиках.-4

Тото был самым популярным комиком Италии в 40-50-е годы. Он был хорошо известен и в Советском Союзе, поскольку у нас показали несколько картин с его участием.

Все из них относятся к его лучшим комедиям: «Полицейские и воры» (1951), «Закон есть закон» (1958), «Операция «Святой Януарий» (1966) (в фильме у Тото небольшая, но запоминающаяся роль).

Тото с Альдо Фабрици в "Полицейские и воры" (1951)
Тото с Альдо Фабрици в "Полицейские и воры" (1951)

В первых двух фильмах он играл мелких преступников, пройдох, а в «Операции» - уважаемого жулика. Именно подобное амплуа жулика и проходимца шло ему больше всего, хотя у него были и другие роли.

Меня Тото во многих комедиях быстро утомляет. Когда он постоянно солирует в кадре, быстро понимаешь, что Тото слишком много. Из-за этого интерес к некоторым его фильмам теряется минут через 10-15 после начала просмотра. Тем более, что действительно интересных сценариев для Тото практически не писали.

кадр из фильма "Закон есть закон"
кадр из фильма "Закон есть закон"

Лучше, когда у Тото в картине была небольшая роль (как в «Злоумышленники остались неизвестны» или «Операция «Святой Януарий») или с ним в паре работал другой большой комик – как Фернандель в «Закон есть закон» или Пеппино Де Филиппо, с которым Тото сыграл в 17 комедиях.

Я думаю, не случайно, что именно совместный фильм двух комиков - «Тото, Пеппино и распутница» (1956) стал самым кассовым у Тото в 50-е годы. В этой комедии Тото был изрядно «разбавлен» не только своим партнером, но и молодыми актерами, на которых держалась любовная линия в этой картине.

Фильмы Тото никогда не собирали рекордную кассу в итальянском прокате, но он имел достаточно большую армию почитателей (в лучший для Тото период картины с ним смотрели 3-6 млн зрителей).

Большинство фильмов, где Тото был главной звездой, были откровенными коммерческими поделками, в названии которых часто фигурировало его имя, чтобы привлечь публику («Тото, Ева и запретная кисть», «Тото дьявольский», «Тото и Клеопатра»…). И обычно этого вполне хватало, чтобы картина смогла окупиться в прокате, поэтому комедии с Тото шли потоком.

кадр из фильма «Где свобода?». Тото - заключенный.
кадр из фильма «Где свобода?». Тото - заключенный.

В 50-е годы на экраны Италии вышли почти 5 десятков картин с его участием (ежегодно он снимался в 4-5 фильмах). Правда, не все из них были комедиями. В 1953 году Тото снялся в драме «Где свобода?», снятой Роберто Росселлини. В ней не обошлось без комедийных эпизодов, но в целом это серьезный фильм о трудностях адаптации заключенных на воле.

Выдающийся комик нечасто снимался в драматических фильмах, но именно они больше всего запоминаются после просмотра. Ровно через десять лет после «Где свобода?» Тото сыграл роль отставного генерала в драме «Командир» (1963), которая примерно на ту же тему – о проблемах адаптации людей к роли пенсионеров, не знающих чем занять себя после ухода с работы.

Пеппино (1903-1980)

Итальянская комедия была одной из ведущих в мировом кино в 50 – 70-е годы. Вполне естественно, что в этот период в Италии не наблюдалось недостатка в  талантливых комиках.-8

Многолетний напарник Тото - Пеппино родился в 1903 году в известной итальянской актерской семье Де Филиппо и получил имя Джузеппе. Его брат Эдуардо стал известным комедиографом, а сестра Титина – театральной актрисой, хотя иногда она снималась и в кино. В некоторых фильмах можно увидеть всех троих – например, в комедии «Фердинанд I, король Неаполя» (1959).

Эдуардо, Титина и Пеппино в молодости
Эдуардо, Титина и Пеппино в молодости

Пеппино пришел в кино в 30-е годы, а с Тото у них сложилась устойчивая пара лишь к середине 50-х.

Тото в их тандеме чаще всего надевал маску пройдохи, а Пеппино – «лопуха», которого облапошивал Тото. Актерская манера Тото была более экспрессивной, чем у его партнера, который на его фоне частенько казался несколько флегматичным.

Пеппино и Тото
Пеппино и Тото

Чтобы зрители понимали, что их ждет встреча с дуэтом, имена актеров часто обыгрывались в титрах: «Тото, Пеппино и правонарушители» (1956), «Тото, Пеппино и сладкая жизнь» (1961), «Тото и Пеппино разделены в Берлине» (1962)…

Что интересно, но Пеппино сыграл вместе с еще одним комедийным актером Альдо Фабрици более чем в двадцати фильмах, а со своим братом Эдуардо – в 18, но в историю кино он вошел все-таки как партнер Тото.

кадр из фильма «Вертись сам!»
кадр из фильма «Вертись сам!»

Из более десятка картин этого дуэта, которые я посмотрел, мне больше всего понравилась комедия «Вертись сам!» (Arrangiatevi!, 1959) Мауро Болоньини. Странным образом, но Тото и Пеппино здесь играют не в паре, а как бы сами по себе. Главная роль в фильме у Пеппино, а Тото вроде бы на подхвате, хотя появляется в кадре очень часто.

Пеппино исполнил в этом кино одну из своих лучших ролей – врача, который привозит свою добропорядочную семью в роскошную квартиру, где ранее был публичный дом. Поскольку герой Пеппино об этом умолчал, не желая расстраивать близких, данное обстоятельство приводит к многочисленным забавным ситуациям.

Тото в этом фильме тоже очень хорош в роли ворчливого старикашки - отца жены героя Пеппино.

кадр из фильма «Один день в суде». Пеппино судит Сорди.
кадр из фильма «Один день в суде». Пеппино судит Сорди.

Если говорить о фильмах Пеппино без своего постоянного партнера, то, прежде всего, надо упомянуть замечательный киноальманах Стено «Один день в суде» (1953), в котором Пеппино сыграл судью во всех новеллах.

с Ренато Сальватори в "Бабушке Сабелле"
с Ренато Сальватори в "Бабушке Сабелле"

Мне также понравилась забавная комедия «Бабушка Сабелла» («Невозможная Изабель», 1957) Дино Ризи, в которой Пеппино сыграл в компании смешной старушенции Тины Пика, молодой красотки Сильвы Кошины и восходящей звезды Ренато Сальватори.

Слева направо: Вальтер Кьяри, Пеппино и Альдо Фабрици в комедии "Случай в тюрьме" (1955)
Слева направо: Вальтер Кьяри, Пеппино и Альдо Фабрици в комедии "Случай в тюрьме" (1955)

В 1950-е в Италии было еще несколько известных актеров, которые часто выступали в комедийном амплуа: Джино Черви, Альдо Фабрици, Вальтер Кьяри…

Первые двое больше похожи на Витторио Де Сика, чем Тото. Они не комики в полном значении этого слова.

Джино Черви
Джино Черви

Джино Черви (1901 - 1974) больше всего запомнился зрителям по своей роли мэра-коммуниста в фильмах из серии про дона Камилло, которого играл Фернандель.

На фоне Фернанделя хорошо заметно, что Черви не комик по своей природе, поскольку он сам по себе не смешной. Фернандель одним выражением лица мог развеселить публику, а Черви смешил ее, когда его герой оказывался в забавных ситуациях.

Альдо Фабрици в фильме "Украли трамвай"
Альдо Фабрици в фильме "Украли трамвай"

Похожая история с толстячком Альдо Фабрици (1905 – 1990) – он не раз играл с Тото в паре и на контрасте с ним очевидно, что Фабрици больше драматический, чем комедийный актер. Особенно это чувствуется в фильме Стено «Пройдоха» (1959), где Альдо оказался рядом не только с Тото, но и с Луи де Фюнесом.

"Полицейские и воры"
"Полицейские и воры"

Фабрици больше всего подходили роли в трагикомедиях, когда у него была возможность между комедийными сценами сыграть подлинную трагедию: «Собачья жизнь» (1950, с Д.Лоллобриджидой), «Полицейские и воры» (1951, с Тото), «Украли трамвай» (1956), который поставил сам Альдо.

Были у него и чисто комические роли – например, в «Случай в тюрьме» (1955), где Фабрици выглядел по-настоящему смешно, но сам фильм в прокате провалился.

Вальтер Кьяри в роли ведущего
Вальтер Кьяри в роли ведущего

Вальтера Кьяри (1924 – 1991) вполне можно назвать комиком, но лично я у него не встречал ни одного фильма, где он бы солировал как Тото или Фернандель (хотя видел больше десятка, и в титрах большинства он был исполнителем одной из главных ролей).

Он больше актер эпизода – вроде нашего Савелия Крамарова. В небольших ролях придурковатых субъектов Кьяри действительно был хорош (например, в комедии «Самый короткий день» (1963).

"Матадоры": Сорди, Манфреди, Тоньяцци и Гассман. В центре - Моника Витти. Рядом с Сорди - Сильва Кошина.
"Матадоры": Сорди, Манфреди, Тоньяцци и Гассман. В центре - Моника Витти. Рядом с Сорди - Сильва Кошина.

В следующее десятилетие Тото и Пеппино продолжали сниматься, но главными итальянскими комиками в 60-е стали так называемые актеры - "матадоры": Витторио Гассман, Альберто Сорди, Уго Тоньяцци и Нино Манфреди.

Специализацией этой четверки были комедии и трагикомедии. Каждый из них не раз играл в паре с кем-то из четверки, а иногда в одном фильме собирались целых три звезды (например, в киноальманахе «Комплексы»), но все четверо вместе в одном фильме так и не появились.

Альберто Сорди (1920 – 2003)

Итальянская комедия была одной из ведущих в мировом кино в 50 – 70-е годы. Вполне естественно, что в этот период в Италии не наблюдалось недостатка в  талантливых комиках.-20

Сорди – настоящий титан итальянской комедии, который сумел стать и нашим народным артистом, поскольку в 1960-е годы его фильмы постоянно выходили в советский прокат.

Его фильмография крайне обширная (более 170 фильмов), в которой нашлось место не только комедиям, но и трагикомедиям с драмами. Беда в том, что большая часть его картин - одноразовые: если один раз посмотрел какую-нибудь из них, то этого вполне достаточно.

с Витторио Гассманом на съемках "Большой войны" (1959)
с Витторио Гассманом на съемках "Большой войны" (1959)

У Мастроянни или Манфреди я легко назову несколько фильмов, которые я время от времени пересматриваю, а вот с Сорди не так. Долгое время моим любимым фильмом этого комика был «Один день в суде» (1954) - отличная комедия, но у Сорди там небольшая роль в одной из новелл. А все остальное, что я видел (около пяти десятков фильмов) – пересматривать не хочется.

Сорди почти во всех картинах очень хорош и мог сыграть кого угодно, но сами ленты, где он снимался, не захватывают так, чтобы их хотелось пересматривать. «Преступление»? – Смешно и актеры отличные, но зачем пересматривать эту безделицу? «Мафиозо»? - Неплохой фильм, но одного раза вполне достаточно. «Бум»? – То же самое. «Удастся ли нашим героям разыскать друга…» (1968)? – Смотрится с интересом, но второй раз не буду…

кадр из фильма «Красивый, честный эмигрант ..."
кадр из фильма «Красивый, честный эмигрант ..."

Исключения из «правила Сорди» крайне редки. Например, «Красивый, честный эмигрант в Австралии хотел бы жениться на девушке-соотечественнице» (1971) я видел когда-то в молодости, но не впечатлился. Лишь посмотрев эту великолепную картину повторно, я по достоинству оценил и саму комедию, и выдающуюся игру дуэта Альберто Сорди и Клаудии Кардинале.

кадр из комедии "Комплексы"
кадр из комедии "Комплексы"

Вполне можно пересмотреть и новеллу с участием Сорди в киноальманахе – «Комплексы» (1965), где Альберто выглядел так необычно, что при виде его от смеха удержаться невозможно…

Витторио Гассман (1922 – 2000)

Итальянская комедия была одной из ведущих в мировом кино в 50 – 70-е годы. Вполне естественно, что в этот период в Италии не наблюдалось недостатка в  талантливых комиках.-24

Актер, обладавший героической внешностью, с успехом игравший Гамлета в театре, предпочитал комедийный жанр всем остальным.

Столь же представительный красавец как Гассман, американец Рок Хадсон тоже нередко играл в комедиях, но он не был комиком. Напротив, Гассман – выдающийся комик. Он никогда не упускал возможности побыть клоуном на экране.

кадр из фильма "Бранкалеоне в крестовых походах" (1970). Гассман и С.Сандрелли
кадр из фильма "Бранкалеоне в крестовых походах" (1970). Гассман и С.Сандрелли

К сожалению, у Гассмана было много проходных комедий: «Вексель» (1959), «Преступление» (1960), «Актер» (1960), «Гаучо» (1964), «Слалом» (1965), «Архидьявол» (1966), «Куда ты идешь вся голая?» (1969) – перечислять можно очень долго.

кадр из киноальманаха "Чудовища"
кадр из киноальманаха "Чудовища"

Напротив, выдающихся комедийных работ на его счету всего ничего (включая роли в трагикомедиях): «Злоумышленники остались неизвестны» (1958) Марио Моничелли, «Большая война» (1959) М.Моничелли, «Поход на Рим» (1962), Д.Ризи, «Чудовища» (1963) Дино Ризи, «Армия Бранкалеоне» (1966) М.Моничелли...

Гассман и режиссер Дино Ризи. В центре - Агостина Белли.
Гассман и режиссер Дино Ризи. В центре - Агостина Белли.

Отнюдь не случайно среди режиссеров перечисленных мной фильмов упоминаются всего две фамилии – Ризи и Моничелли. У первого Гассман снялся в 15 картинах, а у второго - в 9. Гассман был любимчиком этих выдающихся комедиографов.

Уго Тоньяцци (1922-1990)

Итальянская комедия была одной из ведущих в мировом кино в 50 – 70-е годы. Вполне естественно, что в этот период в Италии не наблюдалось недостатка в  талантливых комиках.-28

Несколько похожий по типажу на француза Жана Габена, коренастый Тоньяцци был актером более широкого амплуа. Габен все-таки лучше смотрелся в роли самого себя. В комедиях Жан был не очень убедителен, а вот Тоньяцци мог сыграть любую роль – от абсолютно трагической в «Спальне епископа» (1977) до ролей полных придурков – как в киноальманахах «Чудовища» (1963) и «Новые чудовища» (1977) .

По количеству выдающихся ролей Тоньяцци не уступает ни Сорди, ни Гассману, хотя он стал получать главные роли в кино значительно позже своих коллег по комическому амплуа.

кадр из комедии "Фашистский вожак"
кадр из комедии "Фашистский вожак"

Первой его большой удачей стал «Фашистский вожак» (1961) – комедия по-итальянски, которую снял Лучано Сальче. Уго здесь играет мелкого фашистского функционера, который везет арестованного профессора в Рим, не замечая, как государство рушится буквально на глазах.

Комическое в «Фашистском вожаке» возникает из самих ситуаций, в которые попадают главные герои, а не благодаря ужимкам Тоньяцци. Он убедительно сыграл туповатого солдафона, который старается выполнить приказ, но все у него идет наперекосяк.

кадр из комедии "Великолепный рогоносец" (с Клаудией Кардинале)
кадр из комедии "Великолепный рогоносец" (с Клаудией Кардинале)

Помимо «Вожака» к лучшим комедийным ролям Тоньяцци относятся «Поход на Рим» (1962), «Чудовища» (1963), «Великолепный рогоносец» (1964), «Вопрос чести» (1965), "Народный роман" (1974), «Утка под апельсиновым соусом» (1975), «Мои друзья» (1975), «Клетка для чудаков» (1978)…

Все эти фильмы в свое время были весьма успешными в итальянском прокате, а «Клетка» и в Европе.

кадр из киноальманаха "Чудовища"
кадр из киноальманаха "Чудовища"

Часто Тоньяцци играл в паре с Гассманом (всего 11 совместных фильмов): «Поход на Рим», «Чудовища», «Новые чудовища»…

Их дуэт сильно напоминал пару Марчелло Мастроянни и Софии Лорен. Лорен с Гассманом были актерами, играющими в экспрессивной манере. Из-за этого им нужен был более спокойный партнер, который выполнял роль своеобразной стенки, в которую они «били мячиком». Тоньяцци для Гассмана стал такой стенкой.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СТАТЬИ ПО ССЫЛКЕ ВНИЗУ: