Для начала я хотел бы сделать небольшое отступление и сказать, что в данной статье я ни в коем случае не критикую каких-либо отдельных авторов и, что самое главное, не говорю им, что им нужно делать. Я, наоборот, вижу настоящую красоту в самореализации и воплощении своих творческих порывов. Так что данная статья написана отнюдь не для того, чтобы отвратить начинающего писателя (коим я тоже являюсь) от публикации своих произведений. Мои рассуждения преследуют совсем иную цель, которая, надеюсь, будет понятна вам после прочтения всей статьи. Что же, приступим.
Самиздат - это одновременно и добро, и зло. С одной стороны, это настоящая палочка-выручалочка для молодых авторов-фантастов (и не только), которые хотят донести своё творчество до потенциального читателя. Подавляющее большинство крупных издательств хотят видеть гарантии того, что выпускаемые ими книги будут продаваться, а посему они берутся за молодых авторов лишь при определённых условиях (сформированная фан-база в социальных сетях, признание среди писательского сообщества и т.д.). Услуги же коммерческих издательств могут быть не по карману многим молодым писателям (полный пакет услуг, от корректуры и редактуры до печати, может вылиться в более чем миллионные траты). У таких же компаний как Ridero, которые предлагают бесплатную публикацию книги, оказывается очень маленький охват аудитории, и для достижения настоящего успеха в продажах всё равно приходится раскошеливаться. Самиздат же не требует от автора ничего – ни известности, ни денег. Пожалуйста, пиши всё, что твоей душе угодно, выкладывай на сайт в любом виде и жди великого признания. Причём в интернете есть сайты, которые предлагают автору абсолютно разнообразные варианты распространения своей книги – её можно предоставлять в бесплатном доступе, а можно и продавать, как целиком, так и по главам. Возможностей – галактика.
С другой же стороны, все эти достоинства становятся залогом критических недостатков феномена Самиздата, и главным из них очевидно является переизбыток предложения. Свобода издания спровоцировала небывалый бум среди авторов-любителей, и в итоге на любом сайте самиздата можно найти десятки тысяч авторов разных направленностей. Казалось бы, что в этом плохого? – разнообразие же! Однако всё не так просто, и над этой утопией маячит один немаловажный факт: талант к писательству есть отнюдь не у всех. Если уж так говорить, то действительно увлекательно, красиво и насыщенно пишет лишь малая часть всех представителей благословенного самиздата, а посему найти что-то действительно стоящее среди всего этого книжного многообразия оказывается не так и просто.
Дальше – больше. Самиздат заведомо подразумевает своеобразную сырость предлагаемого писательского материала, а посему ожидать от авторов-любителей качественной редактуры текста заведомо глупо. Однако факт остаётся фактом: редактор – второй автор книги. Именно он берёт тот сырой поток мысли, что извергает на бумагу писатель и превращает его в красиво обёрнутую конфетку, коя придётся по вкусу большой прослойке читателей. Ещё более важна такая вещь как корректура, и вот здесь у самиздата нет никаких оправданий, ибо «работа над ошибками» может быть выполнена и без участия наёмного специалиста. Мне правда иногда интересно, перечитывают ли сами писатели свои труды и видят ли они, сколько грамматических и пунктуационных ошибок они допускают (моё любимое: "и так" вместо "итак" - где здесь логика вообще?). И да, дорогие мои, ошибки допускают все, но некоторые авторы, по крайней мере, прилагают усилия к тому, чтобы их исправлять, даже если определённый процент погрешности всё же существует. Я же читал самиздатские тексты, где было так много ошибок, что я искренне не могу понять, что имеет в виду автор (к некоторым комментаторам это тоже относится).
Ещё одной важной проблемой самиздата является маргинализация литературы, которой мы с вами немного коснулись в прошлой статье на тему современной фантастики (читайте ТУТ). Опять же – нет ничего плохого в том, что разные слои населения имеют доступ к той литературе, которая отвечает их интересам, но самиздат буквально паразитирует на бульварном чтиве, которое не имеет никакой художественной ценности. Предсказуемые и вторичные сюжеты, бедный литературный язык, отсутствие действительно интересных и интригующих идей, - всё это в избытке присутствует на соответствующих сайтах, и голова от этого идёт кругом. Более того, к величайшему сожалению мировой общественности, такая литература пользуется спросом, причём большим. Массивной прослойке читателей не хочется вникать в многогранные сюжеты и раскапывать философские измышления под грудой слов и суждений – им хочется, чтобы литература развлекала, причём на очень базовом уровне. И это порождает ещё одну проблему – связку автора и читателя.
Видите ли, я всегда считал, что настоящий творец не должен слишком сильно зависеть от общественного мнения. Да, конечно, ему будет полезно благодушно воспринимать критику и с умом относиться к конструктивным замечаниям – так он будет совершенствовать своё творчество и достигнет ещё более высокого уровня самореализации. Однако как только деятель самиздата начинает ориентироваться на пожелания отдельных читателей, его творчество неминуемо идёт под откос. Почему? А вот вам несколько примеров читательских посылов с самиздатского сайта «Целлюлоза», членом которого я до недавнего времени был (если что, комментарии не к моей книге, ибо так было бы нечестно): «Нормально, но как-то без обнажёнки. Уж если баба в космосе, то надо, чтобы с обнажёнкой!», «Заумно слишком, надо попроще, для народа!», «Автор, вы что нюни разводите? Уж не повесточку ли продвигаете? Мужик нормальный должен быть: сказал – сделал!», «Да что-то хрень какая-то, почему про бояр не пишете?». И, наоборот, произведения с простым повествованием, предсказуемыми сюжетами и тематикой, отвечающим модным тенденциям, получают сотни восторженных комментариев. В итоге автор, начитавшись таких пожеланий и советов, не только не чувствует нужды развиваться, но и деградирует как писатель, выдавая действительно сомнительное и не имеющее никакой ценности чтиво.
Теперь же случается самое страшное – весь этот поток неоригинальной, плохо написанной, неграмотной и низкопробной фантастики выливается на тысячи читателей и формируют его представление о жанре. В итоге пороки самиздата и пресыщенности предложения начинают перекатываться и на большую литературу, и в итоге даже в Читай-городе наблюдается засилие попаданцев, бояр, гусаров и тому подобного не-пойми-чего с очень низкими художественными качествами. И вся вот эта вакханалия формирует образ современной фантастики у читателя. Многие потребители литературы искренне считают фантастику низкопробным жанром, который предназначен либо для людей с низким уровнем образования или же для подростков до шестнадцати лет. И всё это происходит, как мы уже поняли, из одной-единственной проблемы – отсутствии фильтра на самиздате. Я не погрешу словами, если скажу, что эта литературная вседозволенность и неограниченность уже привели современную фантастику в кому, и нужно очень постараться, чтобы вывести из неё этот благородный жанр.
А чтобы не быть голословным, в следующий раз я поделюсь с вами опытом моего пребывания на «Целлюлозе». Мы с вами обсудим абсолютно все детали этого моего предприятия, а также попробуем оценить философию владельцев этого сайта, которая, как мне кажется, идёт вразрез со всеми базовыми принципами литературы и творческой самореализации.
ПЕРВЫЕ ДВЕ ЧАСТИ ЧИТАЙТЕ ТУТ:
Мой первый роман "Сквозь Бесконечность, акт 1: Эра Отверженных" можно приобрести и добавить к себе в библиотеку здесь:
Читай-город: https://www.chitai-gorod.ru/product/skvoz-beskonechnost-akt-pervyy-era-otverzhennyh-2944258
Wildberries: https://www.wildberries.ru/catalog/117935835/detail.aspx
А вот и электронная книга на ЛитРесе: https://www.litres.ru/book/nikolay-chuvikov/skvoz-beskonechnost-akt-pervyy-era-otverzhennyh-69135757/
Книжный "Москва": https://www.moscowbooks.ru/ebooks/book/69135757/