Найти тему

Почему современная фантастика скучна, и что с этим можно сделать? - Про попаданцев...

Давайте вот что сделаем: прежде чем начать дебаты и разговоры на тему книг про попаданцев, выстроим некоторые правила, а то есть постараемся понять, что именно подразумевается нынче под этим термином.

Если быть честным и откровенным, то, теоретически, под "попаданческий" жанр можно подвести огромное количество литературных трудов, причём как современных, так и классических. Более того, если уж так говорить, то "попаданцы" - это не жанр, а сюжетное клише, которое используется снова и снова и удивительным образом не теряет своей популярности вот уже не первое десятилетие. Фактически, это история о том, как тот или иной герой оказывается вырван из своего времени (своей реальности) и попадает в другое время (другой мир) - с чуждыми ему правилами, законами и моралью. Причём главный герой может как чувствовать себя всесильным в контексте нового мира (например, современный историк попадает во времена Великой Отечественной войны и, соответственно, может повлиять на её ход, а то есть её скорейшее завершение ввиду своих глубоких знаний этого временного периода), так и, наоборот, оказываться бессильным в контексте новых условий (двоечник из местечковой школы оказывается в веке рыцарства где попадет в услужение к благородному лорду - ему приходится учиться служить, сражаться и выживать). Возможен и обратный сценарий - человек из прошлого (другого мира) попадает в нашу с вами современность, однако такой вариант гораздо менее распространён и больше используется для кинокомедий (вспомним серию фильмов про "Пришельцев"). Так вот эта сюжетная формула работает ещё со времён Древней Греции.

-2

Платон в своих "Диалогах" описывает мифическое государство под названием Атлантида, которое предстаёт сначала в положительном свете, а позже противопоставляется Афинам как агрессивная и экспансионистская страна, которая в итоге расплачивается за свои грехи перед богами. При чём здесь попаданцы, спросите вы? Всё очень просто: данные об Атлантиде приводятся со слов афинского политического деятеля Крития, который почерпнул их в записях Солона (другой афинский политик) - а он, в свою очередь, услышал их от египетских жрецов, кои, мол, собственноручно побывали в этом мифическом государстве. Ну чем не сюжет про попаданцев? Примерно в этом же духе выдержана "Утопия" Томаса Мора - во второй части этой интригующей книги рассказывается о путешественнике Рафаиле, который посетил эту выдуманную страну и находится в восхищении от её политического и социального устройства. Похожие попаданческие сюжеты встречаются и в серии романов про Гулливера Джонатана Свифта, и в "Алисе в Стране Чудес" Льюиса Кэррола, и в "О, Дивном Новом Мире" Олдоса Хаксли, и в "Докторе Футурити" Филипа Дика. Можно углубиться ещё дальше в фантастику и сделать вывод, что, если главный герой того или иного романа оказывается на другой планете, то его уже можно назвать попаданцем. Так что этот прото-жанр современной литературы имеет очень богатые корни.

Всё это замечательно и хорошо, но что же именно понимается под современным "попанданчеством", и в чём состоит отличие таких романов как "Товарищ Гитлер" и "Маруся: попасть - не напасть" от "Когда спящий проснётся" Герберта Уэлсса? Пожалуй, главная разница состоит в том, что представители классической фантастики использовали "попаданческий" сюжет как инструмент к раскрытию своих творческих задумок. Возьмём, например, Севера Гансовского и его повести "Побег" и "… И медные трубы", которые рассказывают про представителя мира будущего, который, в наказание за свои преступления, отправляется поочерёдно в разные временные периоды - сначала в Палеозой, потом в Меловой период, а потом - во времена Царской России. Каждый из этих периодов закаляет главного героя, даёт ему новый жизненный опыт, наполняет его мышцы свинцом, а мозг - знаниями. И в итоге, когда он оказывается в своём родном времени он фактически ощущает себя новым, переродившимся человеком. Посредством этого сюжетного приёма, Север Гансовский раскрывает перед читателем своё видение идеального человека - эдакого уберменша, в котором всё находится в идеальном балансе. Атлетическое сложение, высокий интеллектуальный уровень, ярко выраженная мораль, - всё это не даётся нам от рождения, но добывается посредством упорного труда, стремления к выживанию. И только лишь пройдя "огонь, воду и медные трубы" человек получает право называться Человеком - с большой буквы.

-3

Если же говорить о современных попаданческих сюжетах, то они обычно опираются на трёх китов, которые, как мне кажется, и являются причиной того, что этому синтетическому жанру давно уже пора уйти в прошлое, и которые отличают их от неоспоримой классики жанра. Во-первых, китч - и это очень важно. Чувство умеренности и стиля всегда ценилось в литературе, и оно до сих пор очень и очень важно. Даже если автор и обращает свой взор к наиболее абсурдным и непредсказуемым сюжетным линиям, он всё же должен выдерживать грань между фантазией и логикой. Современные попаданческие книги же буквально живут за счёт сюжетного и визуального китча, который привлекает к ним читателей. Умудрённый опытом полковник из будущего с личным запасом плазменного оружия консультирует Иосифа Сталина относительно стратегии в битве за Курскую Дугу? Почётный член Красной Армии сражается с Дартом Вейдером? Сварщик из Тарбушево становится капитаном пиратского корабля? Звучит бредово и инфантильно, но именно этими абсурдно-нелогичными сюжетами и заманивает потенциального читателя современная попаданческая литература.

Второй кит попаданческих романов зиждется на их сюжетной доступности. Потенциальному читателю гораздо проще идентифицировать себя с представителем его времени, который попал в чуждый мир, чем с героем, который в этом мире уже родился. Например, молодая студентка с кучей комплексов попадает в мир фей и магии, где действуют законы мироздания, кардинально отличающиеся от нашего с вами. Читателю гораздо проще понять и принять новый мир, если он рассматривает его через призму восприятия главной героини, для которой он тоже чужд и нов. Более того, это значительно упрощает работу самого писателя, ибо ему не нужно задумываться о таких сложных вещах как экспозиция. Оную можно просто вываливать на читателя через длиннющие монологи второстепенных героев, которые посвящают нашу с вами приключенческую студентку в хитросплетения магического мира фей. Попробую привести пример.

-4

ПРИМЕР 1:

Я пишу роман, который не имеет никакого отношения к попаданцам и который рассказывает про планету, где каждое желание её жителя материализуется перед ним за считанные секунды. У меня есть два героя, которые родились в этом мире и не знают другого. То есть если я хочу добиться наиболее аутентичного повествования, то я не должен включать в их диалоги тонну экспозиции, которая, в теории, должна посвятить читателя в правила созданного мной мира. Мне нужно выдумывать сюжетные повороты, которые раскроют перед читателем вышеозначенные правила и со временем дадут ему понимание, как именно функционирует жизнь на этой планете. На это нужно время и, более того, изобретательность и фантазия. Однако у многих авторов нет ни первого, ни второго, ни третьего - что особенно грустно.

ПРИМЕР 2:

Я пишу роман про клерка из Москвы, который непонятным образом попадает на планету, где каждое желание её жителя материализуется перед ним за считанные секунды. В таком случае нам не нужно тратить время на сюжетное развитие - можно просто подсадить к клерку представителя этой планеты, который в подробностях объяснит ему все правила. И это будет восприниматься пусть и не органично, но вполне логично - ведь когда вы садитесь за новую настольную игру, то вы всегда читаете приложенные к ней правила, не так ли? То есть писателю не нужно заморачиваться относительно подачи лора романа - его можно просто вывалить на ничего не подозревающего читателя, и тому не придётся думать, осознавать и ломать голову.

-5

Надеюсь, я вполне понятно объяснил свою мысль. Современная попаданческая литература фактически превратилась в лёгкое и даже примитивное чтиво, которое не требует от читателя никакого умственного напряжения. Кто-то из вас может пожать плечами и задать вполне резонный вопрос: "Ну и что? Я, когда читаю книгу, расслабиться хочу, так что зачем мне вникать в сложный внеземной мир, который родил сумасшедший разум писателя? Лучше я про алкаша Пашку в мире Древних Людей почитаю". Однако я с такими утверждениями согласиться не могу - меня такие книги и сюжеты не расслабляют, а, наоборот, нервируют. Они настолько предсказуемы, примитивны, абсурдны и клишированы, что вводят в настоящее исступление и даже оцепенение. Я получаю искренне удовольствие от тех книг, которые дают мне возможность подумать, проанализировать, вникнуть, понять. Когда же мне всё разжёвывают как несносному ребёнку дошкольного возраста, то я невольно чувствую себя каким-то... деградантом.

И (да, я знаю, что начинать абзацы с "и" - это стилистически неверно, но блин... мне всё равно), наконец, третий кит современной попаданческой литературы - компенсаторика. В подавляющем большинстве случаев главные герои попаданческих романов оказываются неудачниками в своём времени (мире) и становятся героями в другом времени (мире). К глубочайшему сожалению, многие представители рода человеческого и правда зачастую чувствуют, что они не смогли реализовать свой потенциал. Когда же автор пишет книгу о том, как герой по имени Василий, будучи неудачником в 21 веке, становится легендой в Петровские времена Российской Империи, он заведомо получает отклик от массивной прослойки потенциальных читателей, которые чувствуют неудовлетворённость своей жизнью. Василий, не предпринимая никаких особенных усилий, оказывается окружён богатством, верными слугами и целым сонмом влюблённых в него девушек всех мастей - от дворянок до крестьянок. Кто же о таком не мечтает-то?! Вот вам ещё пример - мне недавно рассказывали о некой попаданческой книге, где главный герой попадает в фантастический мир, основанный на клише и стереотипах об арабско-мусульманской культуре. Там он абсолютно случайно побеждает агрессивного захватчика из Земли Джиннов (не спрашивайте...) и в награду получает в своё собственное распоряжение гарем из тысячи наложниц. Вы уж меня простите, но здесь не только читатель может компенсировать свои нереализованный мужские амбиции, но и сам автор воплощает на бумаге свои сексуальные фантазии, о которых он, возможно, думает перед сном... Так, кхм, не буду развивать эту тему.

-6

Надо ли говорить, что компенсаторика сюжетов про попаданцев является сугубо манипулятивным приёмом, который, как мне кажется, изжил себя ещё очень и очень давно. Просто сравните и делайте выводы сами: герой повести Севера Гансовского достигает величия за счёт труда, развития своих навыков, осознания глубокой человеческой морали и углубления интеллектуальных способностей, а дурачок из современного попаданческого романа получает все блага наиболее простым и наименее энергозатратным путём. Первый получает в награду осознание того, что значит быть Человеком с большой буквы, а второй - кучу наложниц. Ему дают всё за ничто - настоящая мечта многих представителей рода человеческого.

Вот они: три отличия и три главных греха современной попаданческой литературы. Китч, простота, компенсаторика - они же три всадника литературного апокалипсиса.

-7

Почему же всё это так плохо...? Ну, есть простая литература, что ж в этом такого? Не читать же постоянно мудрёные романы с закрученными сюжетами и глубокой философской моралью?

Эх. Давайте мы с вами поговорим об этом в следующей части этого статейного цикла.

Книгу "Сквозь Бесконечность, акт 1: Эра Отверженных" можно приобрести здесь:
Лабиринт:
https://www.labirint.ru/books/876888/
Читай-город:
https://www.chitai-gorod.ru/product/skvoz-beskonechnost-akt-pervyy-era-otverzhennyh-2944258
"Буквоед":
https://www.bookvoed.ru/book?id=13565112

Читайте мои книги на Целлюлозе:
https://zelluloza.ru/search/details/120365/