Как известно, поселения в Воронежской области возникали в тех или определенных местах по совершенно разным причинам. Где-то играла свою роль близость реки, что было характерно для большинства случаев, где-то рядом был лес, обеспечивавший грибами, дровами и прочим промыслом. В целом, это было характерно не только для поселений Воронежской области, но и для многих-многих других. Тем не менее, была в нашем крае одна особенность, благодаря которой в каких-то определенных местах начинали расти как небольшие хутора, так и довольно крупные поселки. Как ни странно, особенность эта связана с самыми обычными пчелами. Да да, именно благодаря пчелам у нас в области, порой в самых нерациональных местах, вдали от рек или лесов, начинали расти поселки. Более того, в стародавние времена за аренду земли на территории современной Воронежской области брали оплату не только деньгами, но и медом. Но, обо всем по порядку.
В далекие-далекие времена, когда еще не существовало Воронежской области в ее современном понимании и территориальных границах, часть этих земель называлась просто Диким полем. Диким оно было потому, что практически не было населено людьми. Почему его не заселяли? Потому что именно отсюда, со своими разрушительными и сметающими все на своем пути набегами, приходили татары. Нерационально было строить дом там, где его не могло защитить ни государство, ни вообще какое-бы то ни было войско. Придут татары, дом сожгут, хозяйство разграбят. Кто захочет в таком месте жить? Понятное дело, что совсем никто.
Но нельзя сказать, что в таких местах людей совсем не были. Люди были, но были они тут временно. Уходили сюда, как говорится, на время сезона. Либо летом рыбу ловить, либо осенью грибы собирать и охотиться. Ну а в честь того, что сюда именно "уходили" эти земли назывались "ухожаями". Со временем такие ухожаи стали кое-как контролироваться и просто так ты уже туда пойти не мог. Для того, чтобы осуществлять охоту или рыбную ловлю в Воронежских ухожаях, ты должен был заплатить определенный налог. И вот тут как раз впервые и упоминаются те самые пчелы. Например, из архивов еще "допетровского" времени известно, что для того чтобы арендовать Битюцкий ухожай (на реке Битюг), необходимо было заплатить не только деньгами 354 рубля, но еще и отдать 20 пудов меда. А это, на минуточку, ни много ни мало, 327 килограмм. Кстати, по поводу реки Битюг. Из тех же архивных данных известно, что в 1698 году "на Битюг" активно приезжали за медом не только с территории соседних ухожаев, но и соседних областей, в их современном понимании. Воронежский мед был очень популярен.
Людей, которые занимаются пчеловодством, издревле называют бортниками. Несмотря на то, что значение "бортник" закрепилось в основном за теми, кто занимается лесным пчеловодством, относится к ним еще и садовое. Лесное - это когда добывают мед у пчел, живущих в дуплах деревьев, а садовое - это когда когда уже сами оборудуют пасеку с ульями, омшаником и всеми остальными приспособлениями. Так вот, на территории Воронежских ухожаев наибольшее распространение испокон веков получили именно пасеки. И кстати, именно пасеки как раз и послужили одной из причин возникновения первых населенных пунктов. Дело в том, что в том месте, где была пасека, селился сам пчеловод, который позже обзаводился семьей, соседями и такими же пасечниками, как и он сам.
Если пасечники обосновывались либо в полях, либо на опушке небольшого леса, где позже и возникали поселения, то Воронежские лесные бортники селились непременно в лесу, либо на опушке, но обязательно у рек. Дело в том, что лесные пчелы, живущие в дуплах деревьев, эти самые дупла заселяли как раз неподалеку от рек. Бортники уходили в лес, вычисляли дупла с ульями и просто собирали там мед. Но со временем этот нехитрый способ решили усовершенствовать. Дабы каждый год не искать дупла с пчелами, в деревьях выдалбливали свои собственные, а через год просто приходили и забирали мед, без лишних поисков и прочих, сопутствующих прелестей. Кстати, именно таким способом пользуются все современные лесные бортники.
Но, лесное бортничество всегда было слишком губительно для пчел. Дело в том, что заселяя вот такие искусственные ульи, пчелы зачастую зимой просто замерзали. Именно по этой причине, а особенно в нашей области, наибольшее распространение получили именно пасеки. Там уже пчелам строили утепленные ульи, да и зимой прятали в омшаник, где они были более-менее в тепле. Известно, что в наших краях такое было распространено в Павловском и Семилукском районах, где впоследствии появились маленькие хутора, а затем и более крупные населенные пункты.
Читайте также:
Подписывайтесь на мой канал, впереди еще много интересного о нашем городе
Исторический канал мужа, который помогает в поиске многих архивных материалов