Найти тему
Гитарный Клуб

КТО и ЗАЧЕМ придумал акустическую гитару?

Мигранты, мафия и музыка: история зарождения акустической гитары.

Конечно, этот инструмент был изобретен еще очень давно, однако мы начнем повествование с 19-го века, когда гитара впервые стала доступна обычным людям.

В то время гитары были очень небольших размеров — такой тип инструмента называется Parlor, что в переводе означает "гостиная". Из-за маленьких размеров они звучали слишком тихо, и перед бурно развивающейся музыкальной индустрией встала задача как-то исправить эту проблему.

На помощь музыкантам пришел Кристиан Фредерик Мартин — человек, оказавший огромное влияние появление современных акустических гитар.

Кристиан Фредерик Мартин
Кристиан Фредерик Мартин

Он родился в саксонском городе Маркнойкирхен, который славился своими музыкальными инструментами. Будучи сыном краснодеревщика, Мартин с детства интересовался устройством гитар, и в 15 лет отправился в Вену, где работал у известнейшего гитарного мастера Иоганна Штауфера, создателя концепции Венской гитары.

Во время пребывания в этом прекрасном городе он не только познакомился со многими известными исполнителями, но и пропитался культурой музыкальной эпохи того времени.

Вернувшись на родину, Мартин не смог открыть свое производство, поскольку этот бизнес контролировала местная банда скрипичных мастеров. Он был вынужден перебраться в Америку, где продолжил традиции своего учителя (F-образная голова грифа с колками на одной стороне, крепление грифа винтом).

Гитара с F-образной головой грифа
Гитара с F-образной головой грифа

Самой важной разработкой 1840-х годов стало новое строение деки — теперь в ней использовалась X-образная схема пружин. Находка оказалась очень полезной, поскольку позволяла увеличивать размеры корпуса, не теряя в прочности, что позволяло инструменту звучать громче и лучше.

X-образное строение деки
X-образное строение деки
Пружины — прямоугольные и трапециевидные бруски из древесины, приклеенные к декам гитары для увеличения прочности и создания "зон упругости". Их размер и расположение сильно влияют на звучание инструмента, меняя его звуковой спектр.

Гитара, сделанная для музыкантки Марии Долорес де Гони, — первый инструмент с X-образной схемой пружин. Именно с нее началась необычная эволюция в мире гитаростроения. Существует легенда, что после того, как она поиграла на гитаре Мартина, она отложила свой предыдущий инструмент, заявив, что он ей больше не пригодится.

Мария Долорес Неварес де Гони
Мария Долорес Неварес де Гони

К 1870-м годам гитары фирмы "Мартин" и ее подражателей стали настоящей парадигмой для американских исполнителей, поскольку превосходили предыдущие модели по всем параметрам.

Многие мастера пытались превзойти Мартина и придумывали самые разные схемы. Одним из таких был Орвилл Гибсон, экспериментировавший с арочными деками, которые позаимствовал у мандолин и скрипок, однако эта концепция не прижилась.

Орвилл Гибсон
Орвилл Гибсон

Идея же использовать металлические струны вместо привычных в то время жильных появилась очень необычным образом: переселенцы, двигавшиеся на Запад, нуждались в огромном количестве стальной проволоки для обозначения границ своих ранчо. Кому-то в голову пришла идея использовать ее для музыкальных инструментов.

Оказалось, что металлические струны стоят в 5 раз дешевле жильных и в то же время намного долговечнее и громче. По счастливому совпадению гитары с X-образным строением деки как нельзя лучше подошли к стальным струнам.