Купив в 1830-е старинный особняк на углу Старой Басманной и Бабушкина переулка, московский предприниматель Василий Антонович фон Левдик открыл в нем в 1844 году приют (школу для сирот). Затем усадьба пришла в упадок и в 1910 году заседала комиссия во главе с Фёдором Шехтелем, которая решала, какой доходный дом построить на месте приюта. Совещание ничем не завершилось... И... школа продолжила работу.
А в 1920-е годы, к юбилею Декабрьского восстания А.Луначарский предложил создать в усадьбе, связанной с семьей Муравьёвых-Апостолов, Музей декабристов. Но проект осуществлён не был. Только в 1986 Музей декабристов (филиал ГИМа), открыл свои двери.
До Василия Антоновича домом владела семья декабристов.
Прасковья Васильевна (Грушецкая), вторая жена Ивана Муравьёва-Апостола, купила усадьбу на Старой Басманной в 1815 году. Сюда и перебралась семья. Правда, периодически они выезжали в Хомутец (в Малороссии, под Миргородом), в имение, что досталось Ивану Муравьёву от двоюродного брата Михаила Даниловича Апостола по наследству вместе со второй частью фамилии. Иван – русский писатель и дипломат, посланник в Гамбурге и Мадриде, затем сенатор. А ещё... Отец трёх декабристов.
В начале 1816 года был создан «Союз спасения», среди основателей которого были братья Сергей и Матвей Муравьёвы-Апостолы. А в январе 1818 уже в Москве создаётся новое объединение «Союз Благоденствия», где они же принимали активное участие. В 1822 году семья окончательно перебирается в Хомутец, а дом продает губернскому секретарю, чья фамилия в нашем рассказе не самое важное.
В 1825 году случается Восстание декабристов. Сергей Муравьёв-Апостол поднял восстание Черниговского полка. В ходе восстания Сергей был тяжело ранен, схвачен вместе с братом Матвеем и отправлен в Петербург в Петропавловскую крепость, где осуждён вне разрядов и приговорён Верховным уголовным судом к четвертованию, впоследствии заменённому на повешение. Казнён на рассвете 13 (25) июля 1826 года в Петропавловской крепости. Был одним из трёх казнённых, у кого верёвка оборвалась (как и остальные, был повешен повторно). Ему чаще всего приписывают слова:
«Бедная Россия! И повесить-то порядочно у нас не умеют!».
Ну а дом, построенный ещё в конце восемнадцатого века кем-то из архитекторов школы Матвея Казакова (а это -- почти знак качества), уже в 21 веке был отреставрирован на деньги частного инвестора – Кристофера Муравьёва-Апостола. И сегодня – это замечательный музей, в котором есть и дух старой Москвы, и память о мыслях его владельцев. К тому же можно побывать внутри и даже пройти церемонию бракосочетания.