Слышали, наверное, о трех эго-состояниях по Э.Берну.
Ребенок-Родитель-Взрослый
Каждый человек в каждый момент времени прибывает в одном из 3х эго-состояний, когда он находится в контакте с кем-то.
Даже со своим ребенком! Покажу на реальных примерах, но пока немного теории
Итак, что за 3 Эго-состояния?
1) Родитель – воспитательное, повелительное поведение, защита, критика.
Два типа:
Критикующий родитель – состояние, в котором звучат наставления. Критика, оценивающие комментарии. Контроль.
Заботливый родитель – Забота, опека, покровительство.
2) Взрослый – здравый смысл и компромисс. Договориться, обсудить. Разум, логика, контак, взаимное уважение.
3) Ребенок – эмоциональное состояние. Стратегии поведения, свойственные ребенку до 6 лет. Избегание, бурная эмоциональная реакция. Ощущения беспомощности и ничтожности.
3 типа:
Адаптивный ребенок – подстраивается, избегает, прячется. Не бороться, а подчиняться
Бунтующий ребенок – «не хочу», «не буду»
Свободный ребенок – ребенок-солнышко, творческое начало, здоровый эгоизм. Много «хочу».
Мы не находимся постоянно в одном состоянии. Но в каких-то стратегиях можем прибывать большую часть времени.
Поучая, контролируя, приказывая ребенку вы становитесь в позицию РОДИТЕЛЯ.
Вы НАД ним. Это может быть доминирующая роль или гиперопекающая ("Ты же маленький, что ты там можешь знать").➡️ Реагируя на ваше родительское состояние, ребенок выбирает эго состояние РЕБЕНКА.
ВЗРОСЛЫЙ взаимодействует со взрослым. (напомню, мы говорим, об эго-состояниях)
➡️Т.е. ребенок будет вести себя рассудительно и здраво только! если вы общаетесь с ним не с доминирующей родительской позиции. А из зрелой личности взрослого.
Когда вы в эго-состоянии РЕБЕНКА, ребенку приходится выбирать:
➡️ Либо состояние ребенка, оставаясь эмоциональным, аффективным.
➡️Либо занимать состояние родителя. Фактически становиться над вами.
А теперь давайте к примерам.