Найти тему
Гармония в семье

3 эго-состояние в детско-родительских отношениях

Слышали, наверное, о трех эго-состояниях по Э.Берну.

Ребенок-Родитель-Взрослый

Каждый человек в каждый момент времени прибывает в одном из 3х эго-состояний, когда он находится в контакте с кем-то.

Даже со своим ребенком! Покажу на реальных примерах, но пока немного теории

Итак, что за 3 Эго-состояния?

1) Родитель – воспитательное, повелительное поведение, защита, критика.

Два типа:

Критикующий родитель – состояние, в котором звучат наставления. Критика, оценивающие комментарии. Контроль.

Заботливый родитель – Забота, опека, покровительство.

2) Взрослый – здравый смысл и компромисс. Договориться, обсудить. Разум, логика, контак, взаимное уважение.

3) Ребенок – эмоциональное состояние. Стратегии поведения, свойственные ребенку до 6 лет. Избегание, бурная эмоциональная реакция. Ощущения беспомощности и ничтожности.

3 типа:

Адаптивный ребенок – подстраивается, избегает, прячется. Не бороться, а подчиняться

Бунтующий ребенок – «не хочу», «не буду»

Свободный ребенок – ребенок-солнышко, творческое начало, здоровый эгоизм. Много «хочу».

Мы не находимся постоянно в одном состоянии. Но в каких-то стратегиях можем прибывать большую часть времени.

Поучая, контролируя, приказывая ребенку вы становитесь в позицию РОДИТЕЛЯ.

Вы НАД ним. Это может быть доминирующая роль или гиперопекающая ("Ты же маленький, что ты там можешь знать").➡️ Реагируя на ваше родительское состояние, ребенок выбирает эго состояние РЕБЕНКА.

ВЗРОСЛЫЙ взаимодействует со взрослым. (напомню, мы говорим, об эго-состояниях)

➡️Т.е. ребенок будет вести себя рассудительно и здраво только! если вы общаетесь с ним не с доминирующей родительской позиции. А из зрелой личности взрослого.

Когда вы в эго-состоянии РЕБЕНКА, ребенку приходится выбирать:

➡️ Либо состояние ребенка, оставаясь эмоциональным, аффективным.

➡️Либо занимать состояние родителя. Фактически становиться над вами.

А теперь давайте к примерам.