Праведницы, пророчицы, равноапостольные жены, благоверные княгини и царицы, диакониссы, великомученицы, мученицы, преподобные, блаженные - в христианстве святые жены прославляются в разных чинах святости. Они чтились не только как охранительницы семейного очага и целомудрия, но и за проявление государственной мудрости, личной смелости, твердости в отстаивании веры, прославлялись как покровительницы городов, торговли, как заступницы в несчастиях и болезнях. Их образы в иконах, памятниках декоративно-прикладного искусства, миниатюрах и фресках представлены на выставке в Музее имени Андрея Рублева «Святые жены».
1. Равноапостольная первомученица Фекла
Сохранившийся фрагмент росписи собора Лужецкого монастыря происходит из алтаря, где изображение святой находилось в откосе окна жертвенника. Первомученица Фёкла Иконийская (30-е годы I века – II век) – раннехристианская святая, почитаемая в лике равноапостольных. Единственный источник сведений о ее жизни - апокрифические «Деяния Павла и Фёклы» (II в.), где рассказывается, что будущая святая была из языческой семьи, но, услышав проповеди апостола Павла, оставила жениха и решила посвятить себя служению Богу. Святая обратила в христианство свою мать и многих язычников. На фрагменте фрески она представлена оглавно, в платке с простой орнаментированной каймой. Предположительно, в правой руке святой был крест, а в левой - закрытое Евангелие. Именно такой вариант иконографии святой Фёклы был известен в древнерусском искусстве.
2. Мученики Евстафий Плакида, его жена Феопистия и чада Агапий и Феопист
Житие великомученика Евстафия Плакиды, его жены Феопистии и их сыновей Агапия и Феописта было составлено не позднее VIII века. Их жизнь - пример праведной семьи, все члены которой пострадали за веру.
Святой был римским военачальником, принявшим христианство вместе с семьей после того, как ему явился говорящий олень с Распятием в рогах. Его имя, полученное при крещении, означает «твердостоящий», а его жены - «верная Богу». Семья вынуждена была бежать в Египет, но капитан корабля, решивший забрать Феопистию, высадил Евстафия с детьми на берег, и обоих его сыновей унесли хищные звери. Спустя годы Евстафий вновь был призван руководить войском, и тогда же воссоединилась его семья. Выросшие сыновья, спасенные от зверей, вступили в войско, которым командовал их отец, а хижина спасшейся от посягательств капитана Феопистии оказалась неподалеку от военного лагеря. Одержав победу, Евстафий с семьей вернулся в Рим. В этот момент к власти пришел император Адриан, развернувший гонения на христиан. За отказ принести жертву языческим богам, Евстафий с семьей был брошен в ров ко львам, однако, львы не тронули святых. Тогда Евстафия, Феопистию, Агапия и Феописта поместили в раскаленного медного быка. Через три дня внутри быка нашли неповрежденные тела святых мучеников.
Изображения Евстафия вместе с женой и детьми были распространены в искусстве средневизантийского времени. На Руси эта иконография также была известна с древности, но не получила широкого распространения. Изображения святых в иконах в Новое время также очень редки - вероятно, представленный памятник был создан по особому заказу.
3. Собор муромских святых
Небесные покровители и просветители Мурома изображены на иконе, происходящей из старообрядческого Черемшанского скита. В центре иконы за стенами муромского Кремля – собор Рождества Богородицы середины XVI века, где покоились святые мощи Петра и Февронии, почитающихся как образцы супружества и верности. Слева изображены просветители муромской земли - князья Константин с державой в левой руке, как правитель города, и его сыновья Михаил с ветвью в руке и Феодор со скипетром. Перед стенами Кремля течет Козья речка, через которую перекинуты мосты, а на ее берегу - молящаяся святая Иулиания Лазаревская (†1604). Она представлена в одеждах, напоминающих монашеские, однако она вела праведную жизнь в миру. Ее рано умерший отец Устин Недюрев служил ключником при дворе царя Ивана Грозного. С шести лет она воспитывалась в семье родственников матери Лукиных. В 16 лет Иулианию выдали замуж за богатого муромского дворянина Георгия Осорьина (Осоргина). Как свидетельствует житие, не считая себя вправе брать из домашних запасов без разрешения свекрови, она шила, пряла и продавала свое рукоделье, а вырученные деньги тайком раздавала нищим. В страшный голод начала XVII века, чтобы накормить нуждающихся, она распродала весь скот, одежду и посуду. Прославление Иулиании как местночтимой святой началось вскоре после ее смерти. В 1615 году во время погребения ее сына Георгия был обретен гроб праведной, от которого многие болящие получили выздоровление. В 1620–1630-х годах другой ее сын Каллистрат (Дружина) написал житие матери – «Повесть об Ульянии Осорьиной», принадлежащую к замечательным памятникам древнерусской литературы.
4. Богоматерь Казанская с избранными святыми
Небесные покровительницы семьи первых царей из рода Романовых изображены на иконе с образом Богоматерь Казанской, созданной в середине XVII века. В нижнем ряду представлены святой воин-мученик Феодор Пергийский (небесный покровитель патриарха Филарета Никитича), Алексей Человек Божий (святой царя Алексея Михайловича, внука патриарха Филарета), преподобномученица Евдокия (покровительница царицы Евдокии Лукьяновны Стрешневой, матери царя Алексея Михайловича, и старшей дочери царя Евдокии), мученица Ирина (тезоименитая святая старшей сестры царя Алексея Михайловича Ирины Михайловны), преподобная Ксения (небесная покровительница бабки царя, Ксении Ивановны Шестовой), преподобная Мария Египетская (святая жены царя Алексея Михайловича Марии Ильиничны Милославской). Особо важное место в нижнем ряду иконы занимает преподобномученица Евдокия, стоящая рядом с Алексеем Человеком Божиим. Прямо над ней приходится благословляющая десница Младенца Христа. Отсутствует лишь изображение преподобного Михаила Малеина – небесного покровителя первого царя династии Романовых Михаила. По всей видимости, икона написана в связи с рождением в 1650 году первой дочери царя Алексея Михайловича Евдокии. Рядом с ее святой располагается святая покровительница ее крестной, царевны Ирины Михайловны, которая после неудачного сватовства датского королевича Вальдемара была восприемницей детей брата. Икона была написана вскоре после установления в 1649 году царем Алексеем Михайловичем общерусского празднования Казанскому образу, который стал особо почитаться родом Романовых. Икона-двухрядница могла находиться в Крестовой или Моленной палатах царского дворца, предназначаясь для келейной молитвы.
5. Мученица Пелагия
Выдающимся памятником церковного искусства начала XX века является икона святой мученицы Пелагии. Вероятно, она была создана в московской мастерской известных мстёрских иконописцев братьев Григория и Михаила Чириковых, оклад - на фабрике серебряных изделий Дмитрия Максимовича Шелапутина, о чем свидетельствуют клейма. В греческой и русской Церкви были равно известны Пелагия Антиохийская и Пелагия Тарсийская. Близость дней памяти обеих мучениц, схожесть событий жития и иконографии не позволяют без дополнительных надписей точно идентифицировать их изображения.
Выставка «Святые жены», на которой благодаря многочисленным образам можно понять, какие женские имена предпочитали в княжеской и крестьянской среде, какие использовались в России до XVII века и какие стали популярны в XVIII – XIX веках, открыта в Музее имени Андрея Рублева до 19 ноября 2023 года.
___
Спасибо за лайки и комментарии! Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые интересные рассказы о нашем музее и его экспонатах!