Скучаю без Рудольфа Фурманова. Не дружил, не приятельствовал, для меня Фурманов оставался чужим человеком, с которым несколько раз виделся и которого наблюдал со стороны, не более того.
Фурманов производил разное впечатление, противоречивый человек, внешне не очень приятный, но это пока его не услышишь, пока не вступить с ним в разговор. Поговорить Фурманов любил, часами мог говорить и говорить, искренне, не для публики.
В одном интервью его спросили, как ему удалось завлечь президента Владимира Путина в свой театр. Фурманов создал единственный в России успешный частный театр - Театр Андрея Миронова. Театр открывали осенью 1996 года, после выборов питерского градоначальника, однако пришли оба: и губернатор Владимир Яковлев, и мэр Анатолий Собчак.
Фурманов рассказывал, в девяностые к нему в гости приехал Иннокентий Смоктуновский. О приезде Фурманов доложил Собчаку, мэр пригласил всех к себе на дачу. Вчетвером - Фурманов, Смоктуновский, Собчак и Путин - гуляли до ночи.
Двадцать лет Фурманов возил Андрея Миронова по городам Советского Союза с концертами. В Ленинграде, пишет Фурманов в одной из своих книг, «Андрей останавливался только в «Астории», никогда в жизнь не соглашался ночевать в другом месте».
Сейчас думаю, Миронов жил бы только в «Гельвеции», где однажды довелось познакомиться с его дочерью, Марией.
Читая книги Фурманова, после его смерти их можно достать почти забесплатно, поражаюсь кругом его знакомств. Фурманов знал всех и его знали все. Мне не нравится актер Фурманов, мне не нравится режиссер Фурманов, но Фурманов антрепренер - единственный и неповторимый.
Фурманов был советником всех губернаторов Петербурга. За это его костерили, оскорбляли словом «приспособленец», а Рудик (его все называли Рудик) ничего не просил себе или за себя, он бился за актеров. Единственный в городе открыто, обращаясь к властям, требовал платить театральным актером достойную зарплату.
В Театре Миронова топовый актер за один спектакль три года назад получал семь тысяч рублей. Фурманов хотел платить больше, но у него не было денег. Фурманов много экспериментировал, приглашал «модных» режиссеров и очень расстраивался, когда публика не шла на их спектакли.
В шестидесятые годы жена Фурманова, переводчик с французского, в ответ на предложение Ива Монтана выпить с ним в ресторане пригласила к себе, в ленинградскую коммуналку. Фурманов потом вспоминал растерянность французской звезды, Монтан не понимал, почему люди так живут. А ведь живем так до сих пор.