Найти тему

Российское образование неконкурентноспособно: Алексей Саватеев дал интервью в передаче "Эмпатия Манучи"

Оглавление

Здравствуйте, уважаемые читатели моего канала!

На днях на просторах Интернета вышел новый выпуск передачи "Эмпатия Манучи". На сей раз гостем студии стал известный популяризатор математики, доктор физико-математических наук, член-корреспондент РАН Алексей Владимирович Саватеев. Вообще, Алексей - человек достаточно уникальный во всех смыслах, хотя бы уже из-за его высокой работоспособности. Огромное количество людей знает его как руководителя проекта "Родная школа".

В студии передачи Алексей как всегда очень много говорил про проблемы образования в России, про необходимость во взращивании математически образованных людей. Посмотрел данную передачу и хочу поделиться наиболее интересными мыслями героя программы, снабдив их иногда своими комментариями.

В студии программы "Эмпатия Манучи"
В студии программы "Эмпатия Манучи"

Про победы российских школьников на всемирной олимпиаде по математике

Алексей не разделяет особого восторга министра просвещения Сергея Кравцов по поводу успеха наших школьников на всемирной олимпиаде по математике в Японии, хотя и не видит ничего критического: в конце концов 4 место - это неплохо, т. к. по мнению Саватеева олимпиадные места со 2 по 6 - это в некотором смысле лотерея (если, например, один школьник плохо себя чувствует во второй день олимпиады, то уже общее место в командном зачёте может со второго легко переместиться на шестое).

© Фото : Министерство просвещения России. Российские школьники на 64-й Международной математической олимпиаде
© Фото : Министерство просвещения России. Российские школьники на 64-й Международной математической олимпиаде

Однако нельзя отрицать очевидное: в настоящее время китайские школьники демонстрируют абсолютное превосходство над всеми остальными. В качестве причин, по которым китайцы уже традиционно занимают первые места на олимпиадах такого уровня, учёный называет огромную замотивированность учеников ("если не математика, то всю жизнь будешь рис мотыжить" - для достойной взрослой жизни уже в детстве китайцам нужно пахать), а также тот факт, что Китай уделяет большое внимание состоянию массовой школы (учитель по-прежнему добротно учит азам математики).

Про катастрофическое снижение уровня среднего образования

Ведущему программы Алексей рассказал, что даже несмотря на то, что имеется огромное количество материалов по подготовке к экзаменам количество не сдающих или плохо знающих математику школьников из года в год только увеличивается. Типичная причина двойки на ОГЭ - это банальное неумение провести простейшие вычисления. Одновременно с этой печальной тенденцией всё чаще стало звучать, что с помощью экзамена необходимо выявлять творчески думающих выпускников. В связи с этим на ОГЭ в 2024 году и предлагается использовать калькулятор. Однако работающие в образовании люди, думаю, сразу догадались об истинных причинах этого нововведения.

От себя: на этом блоге уже есть несколько статей про то, что лично автор этого блога думает про все эти калькуляторы. Если Вы ещё не знакомы с материалами, оставлю ссылки ниже:

На ОГЭ по математике теперь можно пользоваться калькулятором. Что это: дальнейший развал образования или назревшая необходимость

Даже Ньютон считал с ошибками: методист оправдал присутствие калькулятора на ОГЭ по математике

Даже среди некоторых комментаторов моих статей также есть мнение, что поводов для паники нет:

-3

Так вот спешу расстроить: нет, не сделают. Совсем недавно вышел новый сборник от разработчиков ФИПИ по подготовке к ОГЭ по математике. Я специально не высказывался на тему проверки творчества, поскольку не видел внутреннего содержания сборника. И вот мне удалось наконец-то заглянуть в его содержание. Материалы этого сборника публиковать здесь не буду (всё-таки авторское право никто не отменял). Однако изменения в задачах минимальные.

  1. Изменили формулировку задания № 6 на вычисления, думая, что сделали его неубиваемым с помощью непрограммируемого калькулятора. Однако про некоторые типы непрограммируемых калькуляторов, которые решают и такие задачи, разработчики, видимо, забыли.
  2. Добавили несколько новых сюжетов первых пяти практико-ориентированных задач. Так, в новом сборнике есть задачи на колесо обозрения, на развёртку упаковочной коробки. Замечу, что старые сюжеты на шины, террасы, планы участка и т. д. никуда не делись.

На этом всё. В остальном ОГЭ остался прежним: стандартные элементарные задачи, обилие теоретических формул в справочных материалах.

Об этом говорит и Алексей. Ведь раньше почему двоек так много было? Это всё потому, что дети получали неправильный ответ из-за вычислений (а на ОГЭ в первой части нужны только ответы). Но теперь есть калькулятор, а, значит, проверяется умение творчески думать. А то, что задачи экзамена из года в год одни и те же, уже мелочи.

Про дистанционное обучение

Что надо предварительно знать для прочтения этого абзаца:

Алексей Саватеев - ярый противник внедрения повсеместного дистанционного обучения в массовой школе. При этом он не призывает отказываться от дистанционных технологий совсем. Учащиеся могут смотреть те же лекции по математике, но дополнительно, основное обучение ведётся в рамках традиционного урока с живым учителем.

Алексей говорит, что до сих пор в чиновничьем аппарате есть люди, которые не понимают, почему учителя нельзя заменить на экран с хорошими уроками. А между тем, если бы им дать возможность самим воочию увидеть процесс обучения, где детям на уроке включают онлайн-урок, то все вопросы бы сразу отпали (как известно, во время таких уроков большинство детей только для вида поглядывают на экран и занимаются своими делами).

Про Единый Государственный Экзамен

Убирать ЕГЭ смысла нет, нужно просто изменить сам формат. Если убрать экзамен, то без него дети учиться не будут. По мнению Алексея Владимировича весь экзамен должен выглядеть так, чтобы на нём из каждого раздела математики предлагались совершенно разные задачи.

От себя: в общем, сейчас так тоже делается, но только во 2 части. Прорешивание всех прототипов 1 части уже позволяет получить достаточно много баллов на экзамене - более 60 и претендовать на поступление в технический вуз.

Причина, по которой это ещё до сих пор не сделано, видится Алексею одна - в противном случае будет обнародован реальный низкий уровень образования выпускников. В качестве примера нынешнего бедствующего положения в образовании Алексей приводит ситуацию, когда в техническом вузе повсеместно преподаватели жалуются на всю группу студентов, среди которых нет ни одного, который бы знал, к примеру, как выглядит уравнение окружности, но при этом все сдали профильный ЕГЭ по математике. По мнению Саватеева ответ прост: ЕГЭ как раз удалось сдать благодаря всякому нарешиванию задач из демоверсий, банка ФИПИ и прочих материалов.

Отдельно Алексей высказался и про статистические данные. Ведущий программы всё очень просил гостя привести какие-то реальные данные. Однако Алексей сказал, что, во-первых, реальная статистика скрывается, а, во-вторых, любые цифры можно подделать, а потому настоящей проверкой знаний учащегося он считает устный экзамен, т. к. по ходу живого разговора экзаменатор может задавать спонтанные и неожиданные вопросы, которые и выявляют умение выпускника мыслить.

Про учителей

Здесь Алексей Саватеев затронул сразу много факторов, которые напрямую влияют на учителей, а, значит, и на уровень всего образования в целом.

Прежде всего, это позиция директора по отношению ко всей бумажной нагрузке на учителя.

"Хороший директор, он умеет освободить учителя, в общем-то, от большинства бюрократических дел" (Алексей Саватеев)

Гость студии приводит примеры школ, в которых учителя просто ведут уроки, а всё остальное к ним не относится. "Найди хорошего учителя и не мешай ему работать", - заключает учёный в отношении директора.

Далее Алексей поднимает тему повышения зарплат учителя. На вопрос о том, кому полагается платить достойное жалование (есть же профессиональные и не совсем учителя), Алексей отвечает однозначно: платить надо всем, поскольку измерить этот самый уровень профессионализма всё равно не выйдет. В качестве аргумента приводится такой: допустим, что мы создадим портал с отзывами о конкретном учителе, сразу найдутся люди, которые накрутят эти цифры и т. д.. Но когда всем учителям уже базово платится неплохо, потом можно делать какие-то надбавки за дополнительные достижения, например, за те же высокие результаты ЕГЭ (при этом надбавки не должны быть очень большими).

При этом Алексей подчёркивает, что нам не надо, чтобы в школах работали только учителя, готовящие победителей международных олимпиад. Это могут быть и люди, которые любят детей, умеют с ними работать и неплохо знают свой предмет. По мнению Алексея Саватеева рано или поздно в образовании за счёт возвращения к престижности профессии учителя начнётся конкуренция, а профессионалов станет больше.

Интересно, что ведущий попросил Алексея назвать, когда вообще профессия учителя была престижной, и тот, не задумываясь, указал на 1944 год, когда Сталин отозвал из фронта всех учителей обратно в школы.

Дети как дети. Только смартфонный вопрос их испортил

Алексей говорит, что отрицать реальность бесполезно: в настоящее время смартфон - это прямой конкурент школы, при этом школа находится в заведомо проигрышном состоянии, поскольку мир, показанный в смартфоне, гораздо привлекательней и прямо говорит о том, что напрягаться по жизни не надо.

Однако это не означает, что необходимо в раннем возрасте давать дарить своему чадо телефон. Только достигнув определённого уровня зрелости, ребёнок может понять плюсы современных гаджетов. В качестве такого уровня Алексей называет примерную отметку в 10 лет (для детей со склонностью к игромании - в 16 лет).

-4

Про "моя хата с краю"

Высказался гость и по поводу негибкости участников образовательного процесса к изменению ситуации. Каждый, с кем говорил Алексей, безусловно согласен с тем, что российское образование находится в критическом состоянии, однако когда, например, необходима помощь собрать те же голоса в пользу изменения ситуации, люди отмахиваются и говорят, что проживут как-нибудь и в таких условиях. "Страх, привычка, здесь всё решено за меня", - считает Алексей. При этом, если бы "хаты с краю" не было, тогда бы и такой плачевной ситуации вокруг не образовалось!

Было, конечно, в этом интервью много ещё чего интересного: Алексей рассказал про важность той же математики для военных, про веру в Бога, про национальность и своего дедушку, однако эту часть я решил оставить за полями данной статьи, которая и без того получилась большой.

А закончить мне бы своё повествование хотелось следующей мыслью Алексея, адресованную учителям:

Несмотря ни на что, надо идти в школу и учить детей так, как Вы считаете правильным, а не в угоду каким-то ЕГЭ и т. д.

А согласны ли Вы с мыслями Алексея Саватеева? Пишите, что думайте обо всём этом в комментариях.

P. S. Если Вам понравилась эта статья, поставьте свой лайк и подпишитесь на мой канал. А на этом на сегодня всё. До скорых встреч!