Это только кажется, что мы окружены насквозь «умными» бытовыми приборами, и кофемашина, вроде, из их же когорты: заливай воду, засыпай зерновой кофе, вытряхивай «опилки» по, опять же, умному сигналу – и все дела, пей ароматный напиток в волю, и, как говорится, не обляпайся!
Но на самом деле кофемашина оказывается не столь простым механизмом, чтобы, например, как пылесос, не обслуживаться годами, более того, я уже понял, что надо сразу начинать за ней ухаживать, с рождения, да еще и на регулярной основе, чтобы она не превратилась в рассадник плесени и в конце концов, не сломалась, заставив вас тратиться на ремонт.
В этой статье я хочу на примере своей, очень популярной кофемашинки показать основные принципы самостоятельного обслуживания, которые помогут (я надеюсь) продлить жизнь вашего дорогостоящего домашнего помощника и сделает само его использование простым и приятным.
Скажу сразу, что особых навыков тут не надо и вам не понадобится хитроумный инструмент, хотя на что-то разориться все же придется и я считаю эти траты разумными, необходимыми и не столь бьющими по карману.
Погнали! Наша кофемашина это ДеЛонги Магнифика, которая в среде ремонтников и профессионалов, обслуживающих бытовые «кофеварки» считается одной из самых удобных, и я с этим полностью согласен, аппарат и правда, понятный и даже внутрь него можно попасть с легкостью.
Эта кофемашина у нас работает уже более десяти лет и за это время всего лишь раз обидно ломалась по вине производителя. Все эти годы она регулярно эксплуатировалась и обслуживалась собственными силами. Весной мы увезли ее на дачу, и вот тут цепочка регулярного сервиса прервалась: я слишком увлекся стройкой, а на нее уже не было времени и вот понял, что больше тянуть нельзя, надо срочно заняться красавицей.
Выглядела она уже весьма запущенной: вроде, снаружи обтёрта тряпочкой, типа, чистая, а если приглядеться…
Открываю переднюю панель и вижу везде мерзкий коричневый налет – это беда всех кофемашин, с которой довольно трудно бороться. Кофейный напиток имеет в своем составе известь, которая вот так причудливо и осаждается там, куда попадает. Налет очень прочный и, увы, въедливый, даже если с ним бороться каждодневно, он все равно проникает в материал и оставляет на поверхности характерное потемнение, но я не хочу видеть эту гадость, так что поборюсь.
Точно такой-же мерзопакостный налет покрывает и дно емкости, куда сливается вода после включения машины и после ее выключения. Когда я пользуюсь аппаратом, я всегда аккуратно подставляю под носик «дежурную» кружку, так что никакой воды в емкость не попадает и, соответственно, она остается чистой. Но семья – дело такое, что ко всем часовых не приставишь, поэтому именно дно емкости для сбора воды оказывается самым угаженным коричневым налетом, местом. Белесые пятна есть и на решетке, его закрывающей, все это надо отмывать.
Ну и на закусь – немного благородной голубой плесени. Я же говорю – отвлекся от быта, сейчас занят фасадными работами, думал, что хоть кто-то догадается почистить машину, но это так не работает: раз я уж повесил себе это ярмо на шею, так и обязан его тянуть, все остальные, максимум – нальют воды, насыпят зерна и вытряхнут таблетки отжатого кофе, чистить никто ничего и не думал!
Ну ладно, меня все это не пугает: у меня есть свободные полтора часа, я спокойно и с удовольствием все исправлю, почищу и приведу в порядок, а вы берите карандаш и фиксируйте лайфхаки и все остальное.
Для работы мне понадобятся две узкие малярные кисти, пылесос, тряпочка и лимонная кислота. Лимонку надо развести погуще и очень горячей водой, ну, скажем, две столовые ложки на чашку кипятка. Сначала одной кистью (сухой, она так и останется сухая на всем протяжении обслуживания) отряхиваем прилипшие частицы кофе и сразу их засасываем пылесосом, наша задача удалить в пылесос все, что туда можно из мусора отправить, после чего берем вторую кисть и наносим раствор лимонной кислоты везде, где видим коричневый или белесый стойкий налет, в емкость для слива воды тупо наливаем половину чашки, размазываем раствор по стенкам, залезаем во все стыки, а потом отставляем в сторону – пусть лимонка отъедает накипь и рыжие пятна.
Чтобы качественно убрать кофейный порошок в отсеке, необходимо снять заварочный узел, под ним как раз и прячется плесень.
И сразу осматриваю сам заварочный агрегат – тоже засерен прилично, придется немного повозиться, но об этом – позже.
Пока беру пылесос и кисть, тщательно очищаю все поверхности. Делать это надо внимательно, ничего не упуская, потому что кофе норовит забиться в такие шхеры, что его сразу не увидишь, но если не убрать – будет сыпаться бесконечно.
Сразу после очистки пылесосом тщательно протираю весь отсек влажной тряпочкой и вытираю насухо. Если вы сделаете все, как я говорю, то увидите девственно чистый отсек, как будто ваша машина только что приехала из магазина!
Но этот небольшой этап, как говорится, для обывателя и домохозяек, а вот сейчас мы с вами провернем дело посерьезнее и поважнее во всех отношениях – займемся очисткой заварочного узла, ведь от чистоты и здоровья этой сложной хреновины зависит и качество напитка и здоровье всей кофемашины!
В заварочном узле Магнифики от ДеЛонги самыми проблемными деталями являются силиконовые прокладки, я до поры до времени думал, что их тут две, а выяснилось – три! Две установлены на поршне в самом узле, а еще одна прячется сверху, в отсеке, и все три прокладки чрезвычайно важны, их обязательно надо обслуживать!
Вот как выглядит прокладка на подающем воду, узле, обратите внимание, какая она грязная, и как все угажено вокруг нее, а это очень ответственное место!
Что же такого важного в прокладках и почему я акцентирую ваше внимание на них? Все дело в том, что от состояния прокладок зависит качество напитка: если с ними все хорошо, то кофемашина создает правильное давление при прокачивании воды через спрессованную кофейную таблетку и кофе получается ароматным и крепким. Если прокладки не обслужены должным образом, если они старые, деформированные, не держат давление, то кофе будет плохим, «жидким» и тут не поможет встроенная в кофемашину, регулировка крепости.
Поэтому нам надо очистить все прокладки и вообще все вокруг них. Верхний подающий узел очистить просто, ловите лайфхак: сначала аккуратно снимите прокладку, поддев ее кончиком ножа, но делайте это без фанатизма, не повредите силиконовое кольцо! Затем возьмите влажные салфетки, я искренне советую приобрести вот такие антисептические салфетки с 70-и процентным содержанием спирта, поскольку силиконовое кольцо покрыто смазкой и маслом из кофейных зерен, эту мерзотную сальную смесь сложно удалить иным путем, а спиртовая салфетка масло запросто ликвидирует!
Теперь беремся за заварочный узел, его надо распетрушить, чтобы добраться до поршня с двумя прокладками. Для этого снизу снимается пластиковое стопорное полукольцо (оно по форме в виде буквы «П»), а затем из корпуса выдавливаются два поршня, вот, на фото уже разобранный узел:
Осмотрим основной поршень с силиконовыми прокладками: видите, они не только загрязнены, но и в них въелась темно-коричневая жижа. Надо снять прокладки и все очистить.
На самом деле здесь все очень просто и любой человек с этим справится. Колечки снимаются легко, под ними на поршне снова грязь, все буду убирать влажными спиртовыми салфеточками:
Дарю важный лайфхак, записывайте или запоминайте! У прокладок век службы в бытовых условиях использования кофемашины, когда, скажем, семья из 4-5 человек пользуется аппаратом только по утрам и редко – днем, достаточно долгий – лет пять-шесть, но это при условии регулярного обслуживания машины. Перед тем, как вы снимете прокладки с поршня, запомните, какая и где стояла, а при обратной сборке обязательно поменяйте их местами, это продлит срок службы комплекта, и вот, почему: верхнее кольцо более нагружено, на него попадает кипяток, кофейный порошок, давит давление воды, второе кольцо призвано дублировать первое, оно выполняет как бы страховочную функцию и не столь страдает при работе аппарата, поэтому регулярно меняйте прокладки местами, чтобы они равномерно старели.
Посмотрите, как все должно выглядеть после очистки поршня и прокладок:
А вот теперь я хочу вас разорить на деньги, потому что прежде, чем вы вообще займетесь обслуживанием своей кофемашины, вам надо будет в обязательном порядке приобрести специальную смазку, без нее лезть внутрь даже не рекомендую, собирать заварочный узел, пусть и чистый, на сухую категорически воспрещено!
Фантазировать тут не надо, купите манюсенький тюбичек вот такой специальной пищевой (!) смазки и пользуйтесь те же пять-семь лет, расход смешной, надолго хватит!
Как я уже сказал, это пищевая смазка и она оооочень вязкая, практически не смываемая водой, даже кипятком, а именно такие свойства и нужны при работе поршня и прокладок в кофемашине. Я устанавливаю прокладки на поршень и на верхний подающий узел и потом наношу смазку непосредственно на внешнюю (трущуюся) поверхность прокладок:
На прокладки основного поршня удобно нанести смазку прямо из тюбика, на верхнюю прокладку подающего узла – пальцем.
Собираю заварочный узел, теперь и он сверкает в лучах закатного осеннего солнышка!
Я также сливаю лимонку из емкости для сбора воды, все промываю и вытираю насухо бумажными салфетками, в принципе, мы полностью обслужили машину и можно со спокойной совестью пользоваться ею дальше, но! Я предлагаю факультатив для тех, «кто любит погорячее», потому что я лично на сделанном не остановлюсь и обязательно проделаю еще пару манипуляций, не обязательных, но желательных. Это работы уже другого уровня, но их можно сделать и вам, если ваша кофемашина уже прошла этап гарантийного срока.
Первое – просто осматриваю корпус, ищу вентиляционные отверстия и прочищаю их при помощи все той же сухой кисти и пылесоса с насадкой в виде волосяной щетки.
А дальше… беру отвертку и отворачиваю пять саморезов на задней панели, а потом снимаю заднюю панель и одну из боковых. Что я ищу внутри машины? Я вскрываю корпус с двумя целями: первая – просто осмотреть начинку на предмет попадания все тех же кофейных остатков и пыли, возможных протечек, ведь машина создает приличное давление кипятка и вряд ли кому-то хочется разрыва трубок со всем вытекающими отсюда последствиями, а вторая цель – смазка червячного механизма и шестерен кофемолки, здесь соседствует пластик и металл, детали тоже работают «на износ», так что смазка совсем не помешает!
Для смазки шестерен привода кофемолки использую обычную аэрозольную силиконовую смазку: эти детали не контактируют с пищей, силиконовая смазка не имеет запаха и служит долго.
Также я капаю несколько капель на вал двигателя, приводящего в движение червячный механизм, перемещающий поршень заварочного узла, это не обязательно, но смазка не помешает.
Теперь можно вернуть панели корпуса на место, закрепив их штатными саморезами.
И главное место для смазки – это сам червяк. Я не зря говорю, что Магнифика при всей заскорузлой убогости дизайна считается среди мастеров самой удобной машиной для обслуги, ведь чтобы смазать червяк не надо лезть внутрь, все делается из отсека! Червяк прячется за держателем заварочного узла. Если сам узел снят, то открываются два отверстия, в которых видна резьба самого металлического червяка, вот на нее и надо нанести немного специальной смазки, например, вот такой:
Для работы я беру деревянную тонкую шпажку (можно использовать шильце, зубочистку или тоненькую длинную отвертку).
Ну что же, мы подошли к счастливому финалу, полностью обслужив аппарат в домашних условиях! Я устанавливаю все детали на место, наполняю бак свежей водой, кофемашина чувствует себя прекрасно и готова снова и снова варить ароматный напиток!
Думаю, что каждый сможет сделать работы, описанные мной в статье, важно только производить их регулярно, не дожидаясь, когда машина сама вам о них напомнит, при этом добавлю, что простая очистка от загрязнений и остатков кофейного порошка должна производиться раз в месяц, разборка заварочного узла со смазкой прокладок – раз в три-четыре месяца (в зависимости от частоты использования), а с разборкой корпуса самой кофемашины – раз в 2-3 года.
Здоровья вам и вашей бытовой технике!