Что вы будете делать, если у вас сломается стиралка, фен или холодильник? Сразу начнете звонить в сервис или частным мастерам? А я не буду, или, по крайней мере, буду сопротивляться до последнего. Почему так? Расскажу на нескольких примерах.
В наших домах и квартирах всё больше бытовой техники. Вот что у нас было лет тридцать назад, или даже так, копнём «глубжее» – во времена СССР? Да по пальцам можно пересчитать: холодильник, плита, «крутильная» стиралка, утюг и пылесос. Вот и все наши бытовые помощники, причем, что надо отметить, ломались они (в силу своей дубоватой простоты, конечно) крайне редко.
Сегодня уже не хватит пальцев рук и ног, чтобы перечислить всех больших и малых помощников, но что интересно – чем новее вещь, тем менее она надежна! Люди окружают себя, по сути, одноразовыми электрическими приборами, будь то копеечный фен или дорогущий холодильник!
Пресловутый «мир потребления», навязанный мировым капиталом, заставляет нас постоянно тратить бабки на то, что могло раньше служить веками!
Но сейчас не об этом. Старые и относительно новые бытовые приборы надежны и работают долго, но и они порой подводят, ломаются. И все бы ничего, будь в реале хороший сервис, но на практике все оказывается до уродливого плохо. Не знаю, может быть, это нам так не везет?..
И у меня была иллюзия, что в современном мире очень развита сфера ремонтных услуг, где тебе всегда услужливо помогут и быстро, качественно и, что самое важное, бюджетно восстановят твою вещь, но на практике все оказывается совсем не так радужно. Поэтому с некоторых пор я категорически отказываюсь от услуг ремонтных организаций и прибегаю к ним лишь в случае крайней нужды, когда моя «бытовая квалификация» оказывается недостаточной для того, чтобы устранить неисправность.
Почему я так категоричен? Давайте разберемся!
Первым отличным примером станет поломка кофемашины. Кофемашина этой марки и модели слывет в кругу ремонтников одной из самых удачных в плане удобства ее обслуживания и надежности. Они так и говорили мне откровенно: работает без вопросов много лет, хлопот никаких, поломки крайне редки, только чистим и меняем расходники. Ну да, ну да. «Редки да метки», как говорится: у нас аппарат счастливо прожил период гарантии и хряпнулся.
Я начал искать причину поломки, разобрал прибор, зарегистрировался на профильном форуме, вступил в переписку со специалистами в этом деле.
Оказалось, что дело швах: перегорела одна из деталюшек на главной управляющей плате. Маааленькая такая деталюсшечка, копеечная, не дефицитная, но, тварь, без нее ничего не работает, прибор превратился в кирпич.
А вот дальше начинается самое интересное и, что называется, готовьтесь к этому все: никто из «мастеров» (а я их спецом заключаю в кавычки, ибо мастерами они не являются), к которым я обращался за помощью, не хочет заниматься собственно ремонтом! То есть нет желающих отыскать на моей плате неисправную деталь, за пять сек выпаять ее оттуда и впаять на ее место исправную еще за пять сек, а потом все установить на место и взять с меня «по чеснаку» за свои праведные труды ну, скажем… тыщу рублей, больше то эта процедура не стоит, согласны?
Но современные «специалисты» так работать не готовы! Они поступают иначе: берут новую плату, цена которой равна половине (!!!) стоимости кофемашины (на тот момент машина стоила 15 000 рублей, а новая плата 8 000 рублей + замена 1500 рэ) и ставят вам ее: все, кофемашина отремонтирована!
А захрен мне такая кривая медвежья услуга то нужна, товарищи «дарагия»?
Но это – тенденция! Вся эта современная сфера ремонтных услуг, во многом, устроена именно так – по принципу «агрегатного ремонта»: организации бытового обслуживания и расплодившиеся частники могут (синонимы: мечтают и умеют) только поменять в вашем приборе целиком агрегат, но абсолютно не заинтересованы в его восстановлении, хотя очень часто для этого не нужно прилагать значительных усилий и агрегат остается абсолютно работоспособным, нужно лишь заменить в нем копеечную деталь!
В чем причина? Да она банальна: это очень выгодно им, «мастерам» (не надо иметь никакой квалификации, не надо ничего особо делать, только стриги купоны с несчастных пострадавших), но абсолютно не выгодна мне (или вам, если у вас возникнет подобная ситуация). Но развращение мастеров поддерживается и производителями, которые таким образом проектируют свои устройства, чтобы с одной стороны, минимизировать агрегатную часть (сделать внутри прибора эдакую разбивку по крупным секциям, составляющим единое целое), а с другой – получить хорошую денежку в будущем за ремонт, ведь запчасти то будут ремонтникам поставлять именно они – изготовители всей этой хрени.
Знаете, как красиво разрешилась ситуация с кофемашиной? Я, видимо, так задолбал всех на форуме, что ко мне проникся сочувствием один из участников, которого можно с полным правом назвать Мастером и просто хорошим человеком. Он выслал мне откуда-то из Сибири (где он жил) восстановленную плату, то есть такую же, только им отремонтированную, за тыщу рублей и кофемашина работает дальше уже много лет!
Улавливаете разницу, друзья? Тыща рублей в нормальном варианте с поиском неисправности и заменой дурацкой жалкой деталюшки против 9 500 рублей в случае пресловутого «агрегатного» ремонта! Вот, где стоит поискать корень зла!
Второй пример еще более показателен: у нас с начала девяностых эксплуатируется стиральная машинка-автомат, финского производства. То есть, с момента ее приобретения до момента первой поломки прошло, внимание, двадцать с лишним, лет!
Супернадежная техника, любимая вещь, с которой не хотелось расставаться, но – увы, машинка начала останавливаться посередине стирки. Прокрутишь после этого переключатель программ, она уже доведет стирку до финала, но обязательно в новом цикле встанет на одном и том же месте.
Ну что сказать, я расстроился сильно – для начала я ее вскрыл, посмотрел, но глубоко в недра не полез: я же не специалист, чисто внешне ничего не случилось, все на месте, ни стружки, ни осколков, ни гари, значит, что-то другое произошло, а что именно – Бог весть!
А раз я не понимаю в этом ничего – надо идти на поклон к «мастерам»! И я пошел. Сначала позвонил в соседний дом, там у нас частная семейная мастерская по ремонту бытовухи, работает пожилой дядька. Это, пожалуй, единственный пример нормального мастера «старой закалки», который хотя бы искренне хочет вникнуть в твою проблему и ремонтирует вещь не заменой агрегатов, а старается все сделать предельно бюджетно, чтобы и тебе это было интересно.
Но разговор у нас сложился не мажорный. Я ему рассказал о проблеме, а он:
- А сколько машине лет?
Я ему честно говорю – больше двадцати, а он аж присвистнул и засмеялся в трубку:
- Да производитель, считай, уже дважды сам себя «убил»! Люди машинки стиральные меняют сейчас чаще, чем через десять лет, так что смело можешь ее выбросить – свой ресурс она уже отслужила!
Но я то с этим абсолютно не согласен! У мамы финский холодильник 50 с лихом лет отшарахал и продолжает работать. Почему моя финская машина должна быть хуже?
А он, почувствовав мой негатив, продолжил разговор следующей важной фразой:
- Эта машина была экзотикой, когда ты ее покупал 25 лет назад, на нее сегодня никаких запчастей не найдешь, а найдешь – будут стоить очень дорого.
И это – резонное замечание. Да, машина редкая, она в девяностые стоила очень дорого, мы ее покупали тяжело, просто стояла необходимость именно в такой, компактной машине, поскольку в нашу хрущобу тогдашнюю только она помещалась между унитазом и стеной, не сжирая и без того утлое пространство. Сегодня запчасти на нее не найти и стоить они будут недешево, согласен.
Но при этом и этот мастер не горел энтузиазмом ввязываться в историю, ему не хотелось хотя бы установить причину поломки, разобраться. А зачем – есть и без этого ведь работа, простая, понятная, не хочется связываться с экзотикой с непредсказуемым результатом, все «плывут по течению», не хотят вникать, даже он!
Дальше я направил стопы в Сеть, где уже роились частные мастера, готовые рвать мой заказ, как тузик грелку. Правда, не все из них согласились приехать. Но в один голос все твердили одно и то же: машинка старая, запчастей нет, ремонтировать не целесообразно, а при моем упорстве называли такие цены за диагностику и ремонт, что мне и самому не хотелось с ними связываться. Возможно – просто пугали, чтобы я съехал с темы и не писал им комментариев к их звездатым и многообещающим объявлениям?..
Важно понимать, что все эти деятели, нам мой взгляд, умели и хотели ремонтировать машинку только одним способом – менять сломанный агрегат на новый, никто из них не хотел копаться и искать причину поломки, отсутствие профессионализма, лень и жадность – вот что руководило этими людьми. Я могу их понять. Зачем рисковать, если есть заказы от богатых и ничего не смыслящих в теме домохозяек? Лучше за десятку или пятнарик сгонять и за часок поменять платку, чем копаться в моем раритете, верно?
И все же один «мастер» нашелся! По разговору – нормальный, молодой, горячий. По отзывам на сайте – вроде бы знающий и умеющий, люди о нем отзывались положительно, я и на это купился.
Приехал, расторопно осмотрел машинку, запустил, дождался ее остановки, потом перевернул на бок, дабы осмотреть мотор и сразу смело поставил диагноз:
- Щетки на двигателе стерлись «в ноль» - вот машина и останавливается! Заменим щетки и все заработает!
Я страшно обрадовался: как, оказывается, все просто то, а я уж тут загоревал… Не преминул я поинтересоваться, во сколько обойдется мне ремонт. Парень бодро отрапортовал:
- Тыща вызов и тыща – замена, диагностика в подарок!
Блин, да это праздник какой-то! Две тыщи делов - разговоров больше, а я согласный, меняем щётки!
Паренек взялся за дело и через пятнадцать минут машина была возвращена в исходное положение, начались «стендовые испытания». Надо ли говорить, что машина встала аккурат на том же месте программы, что и всегда?..
«Мастер» традиционным жестом поднял пятерню, почесал за ухом, наморщил лоб и выдавил тихо:
- Наверное, щетки еще не «притерлись», надо ее погонять подольше, - и снова запустил стирку.
Машина опять встала. Мастер начал собираться домой. Он все повторял про то, что щетки, мол, должны притереться и что их по любому надо было менять. Я с ним согласился лишь во второй части тирады – поэтому и отдал оговоренные две тысячи рублей – за выезд и замену щеток, работа то по факту была проведена, не прикопаешься, хитро придумано! Сколько еще таких дураков можно за две штуки за день осчастливить? Птичка по зёрнышку клюёт!..
До прихода супруги с работы я продолжал «притирать щетки», каждая новая попытка заканчивалась остановкой машинки и тем, что в душе моей росло огорчение: видимо, любимица и правда, отслужила свое, надо смириться с неизбежностью приобретения новой помощницы.
Вечером на семейном совете пришло решение – купить новую машинку, старой вышла отставка. И мы купили новую машинку, которая и правда, во всем хороша, умеет больше старой и вообще, во всем она современна, даже о поломках можно узнать при помощи телефона – она сама себе сделает диагностику и вам сообщит!
Но я не спешил расставаться со своей красоткой: раз никто не хочет и не умеет ее ремонтировать, надо попробовать это сделать самому! Терять то уже нечего, по сути, выбросить всегда успею!
И я взялся.
Мне сразу пришла в голову мысль, что поломку надо искать в коммандоаппарате – это такая электромеханическая хреновина, которая руководит процессом стирки – она всегда щелкает и приводит во вращение рукоятку управления, по местоположению которой вы следите за ходом выполнения программы. Вот она, слева, эта рукоятка:
Внутри машинки много всего наворочено, я в этом ничего не понимаю, хоть и образование у меня профильное, в дипломе так и написано: «инженер-электромеханик». Но диплом и фактическое понимание дела – разные вещи, так что честно признаюсь, электромеханик из меня точно такой же, как из козы ездовая лошадь.
А вот и коммандоаппарат, к нему приходит просто туча проводов, тут легко запутаться.
Посчастливилось мне повозиться, прежде чем его снять: мне пришлось вручную промаркировать каждый провод, дабы потом была возможность установить все на место. Перепутаешь – и все, каюк, эту головоломку уже решить будет невозможно.
Ну вот и он, красавец! Хочется надеяться, что поломка находится внутри, с механикой я еще постараюсь справиться, это с электрикой у меня дела совсем плохи, не дружу я с ней.
Суть работы механизма такова. Моторчик вращает барабан внутри агрегата. На барабане крепится набор из дисков сложной формы, у каждого диска имеются выступы. В нужный момент программы выступ давит на контакт, замыкает его и в работу вступают нужные механизмы стиральной машины – включается привод мотора, насос, нагрев воды и так далее, то есть, идет выполнение заданной программы стирки.
Разобрать сам коммандоаппарат оказалось делом достаточно сложным, но я это сумел сделать аккуратно. Видимо, собирают этот агрегат не люди, а роботы, «с десятью руками, с десятью ногами», поскольку впоследствии сборка становится настоящим квестом – мне не хватает рук и пальцев для того, чтобы одновременно вставить и укрепить в агрегате несколько сложных деталей и пружин.
Не буду томить читателя: поломка оказалась настолько банальной, что мне стало просто смешно: в ходе эксплуатации закоптились контакты в нескольких ячейках коммандоаппарата, вот и всё!
Вот эта «гребенка» в разобранном виде:
Аккуратно вынув кулачки и очистив их от нагара, я все собрал обратно и с волнением запустил программу стирки. Эврика! Машинка спокойно отработала полный цикл, как и прежде! Я прогнал ее еще и еще раз – все прошло без запинки, я сам сумел исправить то, что оказалось не под силу «настоящим мастерам»!
Жаль, конечно, что я не успел этого сделать до момента приобретения новой стиралки, которая больно «вдарила» по семейному бюджету, но машинка, я надеюсь, еще послужит нам на даче.
И еще, кратенько об одной поломке, как под копирку повторяющей предыдущие две: сломался холодильник. Он честно отработал больше десяти лет, хотя в инструкции уже писалось, что «срок службы холодильника 10 лет», видимо, в Европе его бы уже давно отнесли на помойку, но мы то привыкли передавать такие вещи по наследству, детям и внукам, а то и правнукам, если повезет, поэтому я опять отправился на поиски спецов на форум, уже зная, что и как.
В результате после очередных перипетий мне удалось найти человека, который сначала чисто виртуально поставил точный и правильный диагноз, а потом за скромные деньги обменял мою управляющую плату на идентичную, но восстановленную. Демонтаж старой и установку «новой» платы я проводил самостоятельно, что тоже сберегло деньги из семейного кошеля. То есть, зная эту «шутку» можно пытаться действовать так в будущем и с другими проблемами – прицельно искать восстановленные запчасти, а не новые, производя их демонтаж и монтаж самостоятельно, это гораздо дешевле, чем пользоваться услугами «мастеров», дерущих деньги за новые запчасти.
Резюмируя все сказанное, я хочу пожелать вам, чтобы техника служила долго и честно и не ломалась, а если сломается, примите дельный совет – не спешите выбрасывать и не спешите обращаться к сладкоголосым «мастерам», увлеченным «агрегатным» дорогущим ремонтом! Попытайтесь отремонтировать вещь самостоятельно, или уж, на худой конец, отыщите нормального мастера, который исцелит деталь в вашей бытовой технике или заменит ее недорого на аналогичную и также восстановленную!
Если Вам понравился материал, поддержите автора подпиской, лайком или комментарием - это поможет мне двигаться вперед!