Итак, 2 февраля 1461 года Эдуард Йорк в сражении при Мортимерс-Кросс разгромил уэльскую армию Тюдоров, сторонников Ланкастеров. Тем самым он лишил королеву Маргариту подкрепления, но и сам не смог вовремя подойти на помощь графу Уорику. Маргарита и Уорик схлестнулись один на один.
Королева Маргарита от поражения ее партии при Нортгемптоне до победы при Уэйкфилде находилась в Шотландии, где на английские земли и золото покупала себе помощь необузданных шотландцев.
Между прочим, ситуация чуть-чуть напоминает метания нашего Василия IV Шуйского, который так же на русские земли покупал помощь шведов.
После победы при Уэйкфилде королева Марго с нанятыми солдатами присоединилась к своим лордам в Йорке. Здесь собрался весь цветы ланкастерской знати. Назовем лишь тех, кто уже фигурировал в нашем рассказе: герцог Сомерсет, граф Нортумберленд и Джон Толбот. Им не хватало только короля, находившегося в Лондоне в руках графа Уорика.
Армия королевы Маргариты двинулась на юг, на Лондон. По пути шотландские наемники «отличились» грабежами и насилием. Это шла уже полноценно вражеская армия.
Знаете, какой совет часто дают вратарю при выходе один на один? Выходи из ворот! Граф Уорик не был вратарем, но из ворот Лондона навстречу армии королевы вышел. Опасаясь оставить Генриха VI без присмотра, он потащил монарха с собой.
Впрочем, отошел от Лондона Уорик недалеко, всего на 19 миль, и занял позиции к северу от городка Сент-Олбанс. Того самого, который стал ареной первого сражения войн Роз 22 мая 1455 года. Поэтому столкновение 17 февраля 1461 года именуют вторым сражением при Сент-Олбанс.
Граф – опытный уже воин, к встрече вражеской армии подготовился основательно. Выслал вперед авангард, чтобы его не застигли врасплох. Подготовил в фортификационном отношении основную позицию – выкопал рвы, насыпал валы, утыкал их частоколом и пависсами, расставил пушки. Резерв разместил в самом городке.
Разумные меры. Особенно если учесть некоторое численное превосходство ланкастерцев. Считается, что они имели тысяч 10-12 (кто-то считает до 15 тысяч) против 8-10 тысяч йоркистов. Серьезные укрепления и артиллерийские позиции скрашивали неравенство. Или даже склоняли чашу весов на сторону Уорика.
Но всё пошло не по плану. Армия королевы Маргариты отклонилась от прямого пути на Сент-Олбанс и тем самым избежала лобовой атаки на укрепленные позиции противника. И, что еще хуже для Уорика, ланкастерцы вышли к Сент-Олбанс с запада и юга, то есть в тыл его армии.
Рано утром 17 февраля авангард ланкастерцев напал на размещенный в Сент-Олбанс резерв Уорика. Таким образом резерв стал авангардом, а авангард резервом.
Но это только на словах легко переназначить функции отрядов. Феодальная армия отнюдь не предназначалась к таким резким переменам. У каждого отряда свой лорд. Он сам себе на уме и не особо спешит на помощь попавшим в беду соратникам. Да и пушки враз не развернешь.
В общем Уорик, говоря по-умному, принял бой с перевернутым фронтом. Главным образом, этот факт и предопределил поражение йоркистов. Отдельные вспышки активного сопротивления имели место, но они не в состоянии изменить общий ход сражения.
Центр армии графа Уорика распался. Бывший авангард не пришел на помощь. Сам граф смог уйти и прорваться с остатками армии на соединение с Эдуардом Йорком. А ланкастерцы, овладев позицией, торжествовали победу.
Но это еще что – разбить противника в войнах Роз лишь половина успеха. Настоящий успех – или взять головы лидеров противной партии, или получить контроль над королем. Ланкастерцам крупно повезло. Пусть они упустили Уорика, но зато смогли заполучить Генриха VI.
С его освобождением связывают следующую историю. Короля охраняли два дворянина-йоркиста. Они не столько стерегли полупомешанного Генриха, сколько заботились о нем и смогли уберечь его в круговерти сражения. Хотя могли бы и улизнуть.
Представ перед Маргаритой, они преклонили колени. «Что будем делать с ними?» - спросила королева у сына, юного принца Эдуарда. «Казнить!» - выкрикнул семилетний ребенок. Дворянам отрубили головы.
Второе сражение при Сент-Олбанс имело еще одно далеко идущее и неприметное в начале следствие. В бою погиб знатный сторонник Ланкастеров – барон Джон Грей. Он оставил вдовой Элизабет, урожденную Вудвилл.
Помните, мы говорили о семействе Риверсов? Елизавета – дочь Жакетты Люксембургской и барона Риверса. Так вот, вдовство Елизаветы открыло путь к новому браку. Вторым ее мужем через три года станет Эдуард Йорк, на тот момент уже король Эдуард IV.
Кстати, пора нам вернуться к этому наследнику Дома Йорков. Пока королева Маргарита торжествует, он вовсю спешит к Лондону.
---------
Все публикации на тему Войн Роз в подборке: