Очень хочется описать в двух словах, но к сожалению тема большая, в которой я вот уже пару недель как копаюсь. Но, как всегда, попробую адаптировать все мои мысли в простую и доступную форму🙂
Вообще аналоговый синтез — это просто термин и то, что мы будем звук получать на цифровых синтах нас совершенно никак не останавливает.
Я буду описывать ручки и секции на примере синтезатора Minimoog, как собственно дедушки всех таких устройств, но если вы будете работать в плагинах типа Oberhausen, Massive или любом другом, то суть работы с ними уловите очень быстро. Ну и да, я постараюсь задеть общие секции, которые есть в любом синтезаторе. Но какие-то характерные именно для Муга штуки тоже упомяну.
Итак секции:
1) Осцилляторы — собственно наши генераторы звука, а конкретнее — генераторы волны. Форм волны может быть много, но основные это: синус, треугольник, квадрат и пила. Плюс может генерировать просто шум. Послушать их можно вот тут. У каждого можно выбрать фундаментальную частоту звучания, а второй еще можно слегка детюнить. Звучат осцилляторы вместе, создавая уникальные комбинации звука, причем третий (по крайней мере у Муга) может работать как модулятор, добавляя звуку пульсацию (чем похож на следующий бок)
2) LFO (Low Frequency Oscillator). Это генератор сверхнизких частот (от 1 до 20 Гц), которые мы не слышим. И нужны они нам для другого — этими частотами мы можем управлять моделяцией нашего звука, добавляя ему тремоло, "Wah-wah" или вибрато. В общем пульсация звука — это сюда.
Кстати у Муга самая первая секция влияет на высоту всего звука, баланс между модуляциями (например третий осциллятор и LFO) и на параметр "Glide". Он дает нам выбрать, насколько плавно ноты перетекают одна в другую при игре или переходят резко, что тоже офигеть как влияет на характер звука.
3) Модификаторы (Modifiers). Не сразу понятно, что делают, плюс их много, так что давайте разбираться. Самое простое это "Cutoff" — частота среза, выше которой звук будет обрезан (в данном случае диапазон частот становится тише на 24 дБ). Короче хотим глубокий и низкий тембр, крутим ручку влево, а если яркий и пробивной — вправо.
Вместе с ним идет ручка "Emphasis", создающая резонансный пик на частоте среза, что на определенных частотах дает характерный высокий "свист"
3.1) Ну и огибающие ("Envelope"), которые являются дополнительными источниками контроля звука.
Есть огибающая фильтра (в данном случае "Cutoff" фильтра) и огибающая громкости, что идет отдельным блоком.
В каждой есть три ручки контроля: Атака, затухание (Decay) и Сустейн. И работают схожим образом в обеих секциях:
А) Attack— это время от нажатия клавиши до достижения частоты среза (или максимальной громкости звука),
B) Decay — время затухания от максимального пика (частоты среза или громкости) до значения, где сигнал стабилизируется и начинает постоянно звучать.
С) Sustain — собственно то самое значение стабильной громкости или частоты, на которой звук будет продолжаться, пока держится клавиша.
4) Миксер (или Amp). Собственно зона усиления звука и придания ему финального характера. Чаще всего в ней есть только ручка громкости, но у того же Муга встроен контроль над осцилляторами, а так же возможность добавить белый или розовый шумы (что по сути еще один осциллятор) и уровень перегруза звука (знатоки меня побьют за такое определение "External Volume Knob", но по-факту это перегруз и есть при базовых условиях).
Это, разумеется, только поверхностный взгляд на аналоговый синтез, но даже с этими знаниями вы можете попробовать открыть любой из доступных синтов, чтобы поупражняться в создании собственных тембров, а там и до аналогового саунд-дизайна рукой подать😉
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
Telegram канал "Записки Аранжировщика"
Подкаст «Слышь!»