Найти тему
Эстетика бонсай

Дерево-шутка Девида де Грута

Оглавление

Глядя на это дерево, я опять мысленно возвращаюсь к теме «Бонсай или не бонсай», которая важна для меня с самого начала изучения этого искусства.

Деревья, выходящие за рамки всех возможных правил формирования бонсай, есть у многих известных мастеров. «Прямоугольный» кипарис Хиноки, которому автор дал название «Походка египтянина» создан Девидом де Грутом ( David De Groot. Создавая его, Девид был вдохновлен некоторыми китайскими образцами пэньцзин, которые он видел на выставках. Не все, но некоторые ветви увиденных им деревьев исходили от предыдущих под прямым углом.

Источник: https://www.bonsaiempire.com/blog/egyptian
Источник: https://www.bonsaiempire.com/blog/egyptian

2020 год.

« Я сужу о бонсай – или обо всем искусстве, на самом деле по трем критериям – ПРОПОРЦИЯ, БАЛАНС и ГАРМОНИЯ. С точки зрения пропорций, это дерево не соответствует моему идеалу последовательности Фибоначчи во всех своих частях, но существует общая прогрессия от более крупных элементов и интервалов к меньшим, что меня удовлетворяет. Баланс в первую очередь стабилен, а не динамичен, что означает, что он может почти (не совсем) стоять сам по себе, без визуальной массы горшка. Существует также баланс с точки зрения постоянной плотности между всеми частями дерева. Наконец, есть элементы напряжения, такие как недостатки, упомянутые ранее, и некоторые несоответствия в общем движении и пропорциях, которые устраняются элементами покоя, такими как последовательная, предсказуемая серия линий и углов, которые связывают дерево вместе и создают ощущение гармонии».

Рассказывая о начале формирования своего кипарисовика хиноки, Девид писал:

«Это дерево немного выбилось из мейнстрима бонсай <…> Мой Хиноки (я называю его «Походка египтянина») вчера получил новый горшок. Первые два прямых изгиба были на дереве (но спрятаны), когда я взял его в питомнике. Когда я их обнаружил, то понял, что не смогу их исправить, поэтому решил плыть по течению ».

Дерево было куплено в 2013 году в питомнике Вудленд (Woodland, Вашингтон). Оно продавалось с хорошей скидкой. Рассматривая его основание, Девид рассматривал кипарисовик как дерево для создания формального вертикального стиля. Исключительные особенности дерева проявились во время его формирования: ствол имел не один, а два изгиба под прямым углом. Это решило его дальнейшую судьбу.

2013 г. 
Источник:  https://www.bonsaiempire.com/blog/egyptian
2013 г. Источник: https://www.bonsaiempire.com/blog/egyptian

Попробовав выбрать для дерева один их классических стилей, художник «сдался», выбрав следующую тактику: во время вегетативного периода с весны до осени он дает дереву свободно расти, а осенью стрижет и формирует, заставляя дерево идти «походкой египтянина».

Источник:  https://www.bonsaiempire.com/blog/egyptian
Источник: https://www.bonsaiempire.com/blog/egyptian

2015 год:

«2015 — Моя первая мысль была о пропорциях, поэтому я определил, что длина ствола до первого изгиба должна составлять около 60% от общей высоты, а дерево над этой точкой должно составлять около 40% от общей высоты. Я выращивал дерево в течение двух лет, постепенно расширяя структуру ветвей. Контроль плотности листвы имел решающее значение, <…> поэтому я старался позволить только одной ветке появляться в любой точке и тренировать массы листвы как плоские подушечки».

2017 г.

«В 2017 году я перенес дерево в его нынешний китайский горшок, линии которого имитируют движение дерева, и заново расставил ветви. К следующему году была достигнута почти окончательная форма дерева».
Источник: https://www.bonsaiempire.com/blog/egyptian
Источник: https://www.bonsaiempire.com/blog/egyptian

«Походка египтянина» демонстрировался в июне 2022 года в ретроспективной выставке Девида де Грута в Тихоокеанском музее бонсай (Pacific Bonsai Museum, США).

Девид де Грут (слева) и Майкл Хагедорн (Michael Hagedorn) у стенда кипарисовика хиноки  «Походка египтянина» нва территории Тихоокеанского музея бонсай . 
Источник: https://crataegus.com/2022/06/23/david-de-groots-retrospective-at-the-pacific-bons
Девид де Грут (слева) и Майкл Хагедорн (Michael Hagedorn) у стенда кипарисовика хиноки «Походка египтянина» нва территории Тихоокеанского музея бонсай . Источник: https://crataegus.com/2022/06/23/david-de-groots-retrospective-at-the-pacific-bons

Вслед за объяснениями художника интересно, как дерево воспринимают зрители:

«Эрин, мой брат сказал, что это похоже на то, какими он рисовал деревья, когда ему было пять лет, но отличная работа, красиво»
Это «напоминает мне электрическую цепь».

А еще интересно увидеть, что этот «стиль» интересует многих любителей бонсай.

Справа дерево Уильяма Н. Валаваниса (2018 г.). 
Источники: https://ru.pinterest.com/pin/55591376643907842/
https://ru.pinterest.com/pin/55591376643907842/
Справа дерево Уильяма Н. Валаваниса (2018 г.). Источники: https://ru.pinterest.com/pin/55591376643907842/ https://ru.pinterest.com/pin/55591376643907842/

Спасибо, что дочитали статью. Комментируйте и ставьте лайки.

Нажмите здесь, чтобы подписаться на канал.

Смотрите на канале

«Эстетика бонсай» ВКонтакте

Леса
0