Тема диагностики опьянения всегда актуальна - ведь наказание для пьяных водителей постоянно предлагают увеличивать да ужесточать. Однако прежде, чем кого-либо наказать за это, безусловно, недопустимое нарушение, надо верно поставить соответствующий диагноз. Поэтому именно с этим на практике связано немало споров и разногласий. И одно из них ещё год назад попытался разрешить Конституционный Суд РФ (КС), приняв соответствующее постановление (об этом уже рассказывал).
Вкратце напомню - КС признал частично не соответствующим Конституции РФ примечание к ст. 12.8 КоАП РФ (той самой, предусматривающей наказание за управление автомобилем в состоянии опьянения), и запретил лишать «прав» водителей, у которых при медицинском освидетельствовании не было обнаружено алкоголя, наркотиков или психотропных веществ.
А лишали и тех, у кого находили следы (даже минимальные!) иных веществ (точнее - лекарств), к наркотикам не относящихся, но в инструкции к которым внимательные судьи (как говорится, эту бы въедливость - да в других целях применить - цены бы им не было) усматривали запрет садиться за руль в период лечения. Ну а поскольку следы этих лекарств иногда могли оставаться в организме неделями - стать «лишенцами» и быть записанными в негодяи «светило» очень многим, принимавшим, к примеру, антидепрессанты (тот же копеечный феназепам).
При этом КС предписал федеральному законодателю устранить пробел и внести поправки в закон. Во исполнение этого были разработаны законопроекты (об этом также писал), однако ни один из них пока что не принят, и судебная практика пока (хотя прошёл без малого год!) иногда складывается не в пользу сидящих за рулём. Одним таким делом занимаюсь уже второй год, и даже после постановления КС и двойной (!!!) отмены кассацией решений о лишении районный суд никак не решится прекратить дело - заседания откладываются по самым разным причинам, но об этом расскажу после завершения, которое, надеюсь, не за горами…
Однако сейчас в Верховном Суде РФ (ВС) по таким делам начала складываться довольно спорная практика. Многие водители, лишённые права управления и безуспешно пройдя все круги судебного ада, после вынесения КС постановления стали обращаться в ВС с жалобами. И ВС, с одной стороны, в некотором роде начал вставать на их сторону, но с другой - всё чаще это стало выражаться в направлении дел в очередное «путешествие» по судебным кабинетам. И вот как это выглядит…
Как правило, дела такой категории по существу рассматривают (то есть выносят постановления о лишении) мировые судьи (так называемая «первая инстанция»). Затем подаётся жалоба во вторую инстанцию - районный суд. И если тот с доводами жалобы не соглашается и оставляет её без удовлетворения - постановление мирового судьи о лишении вступает в силу и уже бывший водитель обязан сдать своё удостоверение, после чего и начинается исчисление срока хождения пешком. Далее есть возможность обращения и в третью инстанцию - кассационный суд. И только после его отказа можно обращаться в ВС.
Так вот. Сейчас Верховный Суд, исполняя волю суда Конституционного, такие жалобы отклонить не может. Однако почему-то предпочитает отменять не все судебные акты, начиная с самого главного - первого постановления о лишении, вынесенного мировым судьёй, а «сносит» лишь решения судов районных и кассационных, направляя дело на новое рассмотрение на стадию обжалования (во вторую инстанцию, то есть - в районный суд).
С одной стороны, это можно назвать правильным именно с точки зрения воспитания нижестоящих судов - ведь постановление КС является окончательным, обжалованию не подлежит и должно применяться прямо и неукоснительно сразу же после опубликования и без каких-либо дополнительных разъяснений и напоминаний «сверху». И, к чести многих судей, надо отдать им должное - еще в декабре прошлого года, практически сразу же после вынесения КС своего вердикта, они стали прекращать дела по так называемому «лекарственному опьянению».
Однако, увы, не все представители судейского корпуса нашли в себе смелость действовать в строгом соответствии с Конституцией и продолжили привычно «шлёпать» стандартные постановления о лишении. Вот для таких ВС и внедрил практику возврата дел на новые рассмотрение - дескать, сами наплевали на Конституцию - сами и выкручивайтесь…
И все бы хорошо, но автомобилистам от этого лучше стало ненамного. Ведь если бы ВС отменял бы все судебные акты по таким делам, включая самый первый - постановление о лишении, возвратить обратно свои «права» можно было бы почти сразу (ну как сразу - после получения копии решения ВС).
Но если дело направлено в районный суд для повторного рассмотрения жалобы - до окончания этой стадии шансов вернуть удостоверение практически никаких (несмотря то, что постановление о лишении перестало быть вступившим в силу): ведь водительское удостоверение уже сдано в ГАИ, и добиться его выдачи на время рассмотрения жалобы - задача почти нерешаемая. А уж если вместо сдачи удостоверения было подано заявление о его утрате - новое ВУ тоже никто не выдаст.
Ну а поскольку, как уже рассказал в своём примере, рассмотрение жалобы по-новому тоже может затянуться на длительное время - на этот период автолюбитель оказывается в подвешенном состоянии - «прав» не лишён, но ездить не может; удостоверения нет - но срок не идёт… А если потом всё-таки будет лишение (даже за другое нарушение) - этот «бесправный» срок никто не зачтёт…
В общем, будьте внимательными и здоровыми, чтобы однажды не оказаться перед сложным выбором - «права» или здоровье…