Найти в Дзене
Mylene Farmer's World

Милен Фармер: "Pourvu qu'elles soient douces" - ... все хорошо, если это "Вид сзади"!

Оглавление

Bonsoir, дорогие читатели!

"Лишь бы они были нежными". Мало какое произведение Милен вызывает столько шуток, сколько это. Каждая вторая статья начинается с фразы в духе "Да это же песня про женские ягодицы! А еще про то самое, ага.". И хотя определение, в целом, верное, заострять внимание только на этом абсолютно неправильно. Чтобы покорить публику одного лишь провокационного текста недостаточно, требуется нечто большее. Поэтому сегодня поговорим не только о песне, но и обо всем, что с ней связано.

1. Создание песни

С самого начала музыкальной карьеры Милен и Лоран искали ответ на один вопрос - какова формула музыкального хита? Кажется, на "Либертине" рецепт был найден - ритмичная запоминающаяся музыка + провокационный текст. Но от Фармер тут были только голос и внешность. Уже после следующего сингла Милен взяла написание слов полностью на себя и результат не заставил себя долго ждать. Певица сочинила слова для семи из девяти песен второго альбома и "Pourvu qu'elles soient douces" была в их числе. Оказалось, что смелые тексты ей удаются не хуже, чем Лорану, а местами значительно лучше. Ограничивать себя девушка не стала:

1. Первые строчки с большой вероятностью отсылают слушателя к серии фотографий Роберта Дуано под названием "Un regard oblique" ("Косой взгляд"). Дело было в 1948 году. За витриной галереи Romi в Париже были выставлены несколько картин, среди которых одна с изображением обнаженной женщины. Фотоаппарат поместили в тени за стулом с тем расчетом, чтобы заснять одновременно картину и эмоции прохожих. Дуано хотел запечатлеть подлинную реакцию людей, уверенных, что их интерес никем не замечен. Такое вот проявление французского юмора.

"Ton regard oblique
En rien n'est lubrique"
-
"Твой косой взгляд
Ничуть не похотлив"
("Pourvu qu'elles soient douces")

2. Весь текст наполнен циничными шутками о тяге мужчин к "заходу с тыла". Милен и не скрывала, что песня является памфлетом, высмеивающим тему сексуальных извращений, или того, что таковым принято считать. При этом слова выверены так, что цензуре формально не за что зацепиться. Все описывается намеками, которые по уровню откровенности не сильно отличаются от ссылок на фотографии Дуано.

"Prose ou poésie
Tout n'est que prétexte"
-
"Проза или поэзия
Все это лишь предлог"
...
"Tu t'entêtes à te foutre de tout
Mais pourvu qu'elles soient douces
D'un poète tu n'as que la lune en tête"
-
"Ты упрямо плюешь на все
Лишь бы были нежными они
От поэта у тебя ничего, кроме луны в голове"
...
"D'un esthète tu n'as gardé qu'un «air bête»"
-
"От эстета у тебя только «глупый вид»"

Шутки шутками, но в действительности певица не против описываемых действий, о чем говорит уже прямым текстом:

"Ton goût du revers
N'a rien de pervers
Et ton bébé n'est pas fâche"
-
"Твоя склонность к тылу
Вовсе не извращение
И твоя кроха не сердится на тебя"
...
"Jamais ne me lasse
Par amour pour un toqué"
-
"Я никогда не устану
От любви к сумасшедшему"

3. Есть еще один интересный момент. Милен обожает экспериментировать с интересно звучащими сочетаниями слов. В разных формах эта черта проявляется с завидной регулярностью. ("Desenchantee", "Oui mais... non", "Degeneration", "Histoires De Fesses", и другие). "PQSD" стал её первым успешным опытом. Помимо того, что весь текст специально выстроен для исполнения речитативом с резким выделением согласных, так еще и припев написан с применением аллитерации в первой строчке.

Tu t'entêtes à te foutre de tout
Mais pourvu qu'elles soient douces
D'un poète tu n'as que la lune en tête
De mes rondeurs tu es K.O.!
Tu t'entêtes à te foutre de tout
Mais pourvu qu'elles soient douces
D'un esthète tu n'as gardé qu'un «air bête» ...
Tout est beau si c'est «Vue de dos» !

М.Ф. - "Tu t’entêtes à te foutre de tout !" : это приятно писать, читать и особенно петь... (Graffiti - апрель 1988 г.)
М.Ф. - Pourvu qu’elles soient douces - это уже изначально был рэп или почти рэп. Мне всегда это нравилось, мне всегда нравился этот жанр. (Le 17/20 - RFM , 18 декабря 2018 г.)

Песня получилась крайне необычной. Ритмичная музыка и специфический текст, провокационная тема и невинный тонкий голосок Фармер - такое сочетание должно было поразить слушателя и обеспечить высокие продажи пластинок.

Вывод об идейном наполнении текста делать бессмысленно - лучше Милен никто не скажет.

М.Ф. - "Это песня-памфлет. Она адресована великому извращению мужчин, по крайней мере, тому, что они могут позволить себе. Я не считаю себя сексуальной извращенкой. И потом - извращение, оно ведь может быть нормальным, верно ? Все зависит от собственных ценностей." (France Soir, 19 ноября 1988 г.)
М.Ф. - "Памфлет, написанный как месть ... мужчинам, табу, детству. Однажды, когда я была подростком, поскольку меня очень привлекали мальчики, кто-то назвал меня "шлюхой"(...) Это было ужасно. Это все усложнило в моей голове". (France Soir, 7 декабря1989 г.)

14 марта 1988 г. "Pourvu qu’elles soient douces" вышла в составе альбома "Ainsi soit je...".

12 сентября 1988 г. в 27-й День рождения Милен песня была выпущена в качестве сингла. Специально для этой пластинки сделали ремикс-версию "PQSD", более короткую и с дополнительными звуковыми эффектами. На стороне B поместили неизданную балладу "Puisque..." ("Поскольку...").

Релиз оказался в высшей мере успешным. Впервые в карьере Милен Фармер ее сингловая пластинка заняла первую строчку в Top-50. Общий объем продаж оценивается в 700 000 копий. Чуть позже пластинка была издана в ФРГ и Нидерландах. Специально для этих стран обложка была заменена на менее вызывающую, а название сокращено до одного слова - "Douces". Тем не менее большой популярности за пределами Франции песня не завоевала.

2. Съемки клипа.

В 1986 г. благодаря клипу "Libertine" Милен приобрела яркий узнаваемый образ. Однако на закономерный вопрос, будет ли Фармер продолжать создавать песни и клипы по мотивам "Распутницы" тогда последовал ответ:

М.Ф. - "Так возникает образ, который начинает закрепляться в сознании людей. Исходя из этого, я не собираюсь повторять "Libertine" завтра. Это было бы одновременно и просто, и самоубийственно." (Cool, le 01.10.1986).

В тот момент певица справилась с соблазном вернуться к истории Либертины. Два года спустя выяснилось, что излюбленный персонаж не был полностью забыт и все это время Милен с Лораном думали, как вернуть его к жизни. В прямом смысле. Заявив нечто вроде "Да не умерла она в конце Libertine!", Бутонна начал новый клип ровно с того же места, где была оставлена изрешеченная пулями девушка пару лет назад.

Масштаб планируемого видео впечатлял. Исполинский по меркам музыкальных видео хронометраж в 18 минут был установлен заранее. Если при съемках "Libertine" Милен насчитывала около 60 участников во всей съемочной команде, то для "Pourvu qu’elles soient douces" одних только технических специалистов было привлечено 50 человек. Еще более 600 человек было задействовано в массовке + десяток актеров на первом и втором планах. Бюджет оценивается примерно в 3 миллиона франков или 530 000 евро.

Не будем пересказывать сюжет здесь. В развернутом виде повествование вышло бы слишком длинным, а в кратком - бессмысленным. Как и всегда, лучше увидеть все своими глазами. Мы же поговорим о самих съемках.

Сценарий в этот раз написали Лоран Бутонна и Жиль Лоран. Сложности начались уже на этом этапе.

1. Как привязать видеоряд к тексту песни? Как ни старались, но при всех имеющихся вводных сделать это оказалось почти невозможным. В итоговом видео лишь одна сцена отсылает зрителя к изначальной теме. Скорее всего, несоответствие сильно бросалось в глаза и тогда клип представили несколько иначе. Чтобы зритель сосредоточился на контексте, в название добавили приставку "Libertine II".

2. Все действие клипа разворачивается 18 - 19 августа 1757 г. в период Семилетней войны (1756-1763 гг.). Сценаристы хотели воспроизвести в рамках этой войны эпизод столкновения английских и французских войск во Франции. Вот только приглашенный исторический консультант быстро объяснил им, что в действительности такого никогда не было. (Англичане вообще не собирались вторгаться в пределы Франции, занимаясь вместо этого захватом французских колоний). Чтобы как-то обосновать это расхождение решили пойти на хитрость и изменить вводную часть. Таким образом, по сюжету английские войска высаживаются где-то в Нидерландах и направляются в Пруссию на помощь Фридриху II, ведущему боевые действия против коалиции Австрия-Россия-Франция. Но в дороге армия сбивается с пути и попадает во Францию, о чем командиры узнают только когда слышат говорящую по-французски Либертину.

3. Лоран Бутонна в своем перфекционизме пошел на необычный шаг: он не только пригласил исторического консультанта, но и прислушался к нему (что гораздо важнее). Весьма нехарактерное для режиссеров поведение, что тогда, что сейчас. Жан-Луи Вио прибыл на съемочную площадку и сразу обнаружил очередную проблему. К нему обратились за помощью слишком поздно, когда времени на создание исторически верных образцов формы и оружия практически не осталось. То, что пошили из формы до этого оказалось наполовину непригодным.

Ж.-Л. В. - Костюмы главных действующих лиц уже были выбраны, но они только начинали присматривать наряды для солдат. Когда я прибыл, первым вопросом, который мне задали, был цвет униформы: они выбрали красный для английских войск, что полностью соответствовало исторической реальности. С другой стороны, что касается французских войск, они были готовы совершить довольно классическую ошибку для тех, кто не является специалистом по униформе того времени: они хотели синий цвет, в то время как французская пехота того времени была одета в белое. (Fanzine IAO, апрель 2006 г.)

При ближайшем рассмотрении выяснилось, что и для англичан форму пошили неверно, угадав только с цветом, но не со всем остальным. Попытка закупить или арендовать готовые костюмы нужной исторической эпохи успехом не увенчалась. В преддверии празднования 200-летия Французской Революции всю форму смежных периодов забрали на съемки фильмов. То, что удалось найти, пришлось в авральном порядке перешивать по рекомендациям Вио. Он же предложил привлечь к делу реконструкторов, у которых с костюмами и оружием все было в порядке.

Ж.-Л. В. - Я предложил Лорану Бутонна связаться с группой военной реконструкции из Мобежа, ассоциацией Возрождения Вобана, чтобы они приняли участие в фильме в качестве статистов. Преимущество ее участников заключалось в том, что они носили белую униформу по регламенту 1767 года, то есть немного позже, чем во время Семилетней войны, но общий вид которой был совершенно правдоподобен. (Fanzine IAO, апрель 2006 г)

Благодаря ассоциации удалось найти и кремневые ружья в более или менее представительном количестве. Не удалось найти аутентичных сабель, да и форму не довели до полного соответствия, но времени уже не осталось. По этой причине в батальных сценах легко заметить, что французы идут в разных костюмах. В первой шеренге реконструкторы в белых мундирах, позади статисты в синей.

Помимо энтузиастов исторической реконструкции в массовку привлекли гражданский персонал и военнослужащих 501-го танкового полка, расквартированного в Рамбуйе, рядом с местом съемок.

К роли Соперницы вернулась Софи Телье. Специально для нее Жан-Луи Вио принес репродукцию пистолета середины XVIII в. из своей коллекции. Стрелять из него оказалось не самым простым делом для неподготовленной девушки. В отличие от прошлого клипа, где ей вручили легкий дуэльный экземпляр 1830-х годов, этот пистолет весил 1 кг. и обладал сильной отдачей. По рассказам консультанта, оружие очень понравилось Лорану Бутонна. Он одолжил его у Вио и часть дня развлекался давая старт съемкам выстрелами в воздух.

Капитана Алека Паркера сыграл английский актер Ян Бабили. До этого он уже видел клип "Libertine", поэтому когда поступило предложение присоединиться к съемкам "PQSD" он быстро согласился. В интервью Ян вспоминал, что был удивлен масштабом мероприятия и огромным профессионализмом Лорана Бутонна. Понравилось ему работать и с Милен:

Я.Б. - "Очаровательна и очень профессиональна." (Fanzine IAO, апрель 2006 г)

Однако об актерских способностях певицы Бабили отзывался весьма неоднозначно:

- Вам не кажется, что Милен могла бы начать актерскую карьеру ?
Я.Б. - Нет. Она исполнительница, персонаж, феномен, но не актриса. Я не думаю, что она действительно одарена в этом отношении. Я не думаю, что у нее это в крови. У нее красивое лицо, взгляд, который мне очень нравится, но для меня она скорее сценический персонаж, чем актриса.

Интересных фактов со съемок можно назвать еще довольно много. Например в сцене драки Либертины и Соперницы на земле участвуют дублеры, а вот в грязной "луже" барахтаются уже Милен и Софи собственной персоной. При этом съемки в довольно прохладной воде шли несколько часов подряд. Другой момент - существует устойчивое предположение, что кваканье лягушек в первых кадрах клипа отсылает зрителя к прозвищу "лягушатники", данному французам англичанами.

В целом, съемки оказались столь запоминающимся событием, что его участники многие годы спустя вспоминали все в мелких деталях. 6 октября 1988 г. состоялся показ клипа в кинотеатре UGC Normandie на Елисейских Полях. Закольцованное воспроизведение продолжалось два часа. На TV полная версия клипа впервые была показана 8 октября на канале M6. Многих журналистов волновал вопрос стоимости такого роскошного видео и источник денег. Ответом служила чуть ли не ритуальная фраза Милен о том, что деньги они с Лораном докладывали свои и ради такого результата готовы каждый день сидеть на макаронах. (Почему-то в половине случаев, когда речь заходит о гастрономических пристрастиях Милен в первую очередь упоминаются макароны. От ответов в интервью конца 80-х до запрашиваемых в ресторане блюд в 2019-м. Правда что-ли так любит?). Критики остались от клипа в восторге. В 1989-м "Pourvu qu’elles soient douces" был объявлен лучшим музыкальным видео года.

О том, как снимался клип позже выпустили бонусное видео из серии "За кадром".

3. "Pourvu qu'elles soient douces" на сцене.

Для продвижение сингла Милен около десяти раз выступала на различных шоу. Считается, что хореографию она придумала целиком сама. Что интересно, в отличие от многих других популярных песен певицы, для этой устоявшейся хореографии никогда не было. Если для "Sans contrefaçon" или "Desenchantee" движения менялись чисто косметически, сохраняя основные элементы, то для "PQSD" постоянно придумывается что-то новое. Оставляется самая малость а порой вообще ничего, как в 2019 г.

Вот один из примеров выступления на TV:

Впервые на концерте песня была исполнена во время тура 1989-го года. Концепция тура предполагала театральность номеров, поэтому выступление с "Pourvu qu’elles soient douces" растянулось на 10 минут с объемной хореографией.

В следующий раз песня прозвучала со сцены в 1999-м на концертах Mylenium tour, но только в составе попурри. Полной версии пришлось ждать аж до 2009 года.

Вновь пропустив тур 2013-го Милен включила песню в сет-лист концертов на Дефанс Арене 2019-го года. Вся хореография легла на плечи танцевального коллектива, в то время, как Фармер сосредоточилась на вокале. Подход для нее нехарактерный, но на этих концертах певица вообще танцевала мало. (Не забываем, что на концертах Милен принципиально старается петь всё сама. Вероятно в 2019 году ради этого пришлось пожертвовать активными движениями.) В 2023-м композиция не исполнялась.

"Pourvu qu’elles soient douces" - песня со всех сторон необычная, а снятый к ней клип вообще уникален. Среди фанатов композиция пользуется огромной популярностью, не сильно уступая таким хитам как "Sans contrefaçon" или "Desenchantee". Вместе с тем на концертах она исполняется нечасто, поэтому каждое новое ее представление звучит свежо и принимается с энтузиазмом. И, конечно, это одна из первых, самостоятельно придуманных, творческих провокаций в карьере Милен Фармер. Дальше их будет много, разных по форме и содержанию. Но итог всегда один: критики недоумевают, фанаты ликуют, а Милен... наблюдает и смеется.

Делитесь своими впечатлениями о песне и клипе и присоединяйтесь к нашему сообществу, если вам интересны подобные материалы.

До скорых встреч!