Когда спешат французы? Вы уже знаете, что во Франции строго регламентировано расписание приемов пищи, порядок подачи блюд, а легкие перекусы между дозволены только крошечным детям, глубоким старикам и иностранцам.
Как экономическая культурная и транспортная жизнь страны в течении года нарастает вокруг расписания 6 (шести) периодов школьных каникул, так и весь день строится вокруг времени обеда, апперитива и ужина.
Если вы стоите в очереди в овощной лавке в 8 утра, вас окружают терпеливые благожелательные в меру энергичные после утренней чашки кофе люди.
Благодарю вас, и вас тоже, приятного вам дня, и вам, как поживает ваша собака, спасибо, вот купил мазь для ее старых суставов, здоровья вашей тыковке и вам не хворать.
Если вы ненароком затянули поход в магазин до 12.30, вы попадаете во Францию голодного человека.
Поджарый мужчина с килограммом винограда позади вас ни на минуту не может остановиться, с мученическим видом смотрит на часы, перебирает длинными ногами, как породистый скакун, воздевает глаза к небу, фыркает, делает страшные гримасы, убегает к соседней кассе, пытается ввинтиться между двумя старушками, получает отпор и немедленно возвращается в свою очередь, выкрикивает с места вопросы кассиру, подмигивает вам и тут же оттирает вас хитрыми телодвижениями от кассы, невольно заражаешься его беспокойством и не знаешь, пропустить его от греха или напротив, он своим темпераментом наглухо заблокирует работу кассы.
Думаете что он нейрохирург, от действий которого прямо сейчас зависит жизнь пациента, нет, он всего лишь хочет исправить ошибочно пробитые 3 вместо 2 по акции евро за виноград.
Решив свой вопрос, прыгает за руль, и чуть не сбивает невыспавшуюся многодетную мать, из последних сил переходящую дорогу на зеленый свет с двойной коляской, за которую цепляются с двух сторон мал мала меньше.
"Мерде!", - кричит наш герой в открытое окно, разворачивается посреди оживленного перекрестка вопреки здравому смыслу и уезжает есть виноград.
Если во Франции вы смиренно ждете свой сигнал светофора перед тем как перейти дорогу, окружающим сразу становится очевидным ваше глубоко провинциальное происхождение, ни один уважающий себя горожанин не будет стоять в ожидании зеленого, если есть шанс перебежать дорогу в опасной близости от капота.
Древние старушки с палками, велосипедисты, бодрая молодежь, все они бросаются под колеса с удивляющей наивных иностранцев энергией.
Вот он, настоящий французский парадокс, с риском для жизни экономить секунды на дороге, и тут же сидеть по 2 часа в аптеке, терпеливо дожидаясь, пока провизор наберет целый мешок лекарств по чьему-то воистину бесконечному рецепту и 3 раза позвонит в страховую, чтобы обладатель рецепта при этом не заплатил ни цента.
В булочной в 12 тоже не протолкнуться, всем нужны срочно -обморочно свежайшие багеты, круглый пористый деревенский булль или влажное полешко диетического хлеба с семечками и хлопьями, лимонный тарт, сливовый клафути, шоколадно-карамельно-фундучные пале рояль, кофейные эклеры.
Самым нетерпеливым подавай кофе на вынос, готовые салаты и неприлично длинные сэндвичи с торчащими из этой суровой большой булки рюшами салатных листьев, пластами сыра и полосками курицы в соусе.
Ровно в 14 настанет в булочной тишина и покой, подобревшие после плотной еды и сигаретки продавцы не спеша обсудят с вами достоинства чудом уцелевшего в предобеденной битве мраморного фисташкового кекса и вежливо похихикают над вашими несмешными шутками.
Не ходите в присутственные места впритык перед обедом, во-первых, вы рискуете не успеть, во-вторых, зачем вам иметь дело с разъяренным тигром, у которого со вчерашнего ужине не было крошки во рту.
Приходите сразу после перерыва, когда десерт еще тает у вас и вашего визави на языке и жизнь, и люди, и французская бюрократия кажутся лучше.
С ужином дело обстоит еще серьезнее, жаркое не может ждать, поэтому водители на серпантинах гонят так, как будто это не горная дорога без ограждений, а трасса Формула 1.
Никто не начинает ужин, пока вся семья не собралась, поэтому опоздавшего едока ожидает водопад колючих упреков, подгоняемый чувством вины и видением пережаренного мяса и, о ужас, недовольного лица хозяйки, не щадит ни себя, ни невинных водителей встречных автомобилей.
Может быть, наш французский водитель будет аккуратнее после ужина, наивно предполагаем мы, увы, вино, кофе и сахарная бомба крем-брюле придают ему сил и теперь он гоняет в темноте не из нужды, а исключительно для удовольствия.
А на что готовы вы после сытного французского обеда?