Найти тему
Adler

- Говорить с ребенком надо. Не беда Вани в том, что он ведет себя как дитя, твоя беда, что ты как мать не можешь его воспитать.

- Все дети рождаются, как белый холст, а какие там появятся краски зависит от воспитания родителей. - Сказала бабушка.
- На некоторых детей просто невозможно повлиять. Мне работать надо, а не трястись за то, что после садика я вновь буду выслушивать претензии от воспитателей. - Отрезала мать.
Художник Карл Аксель Принценскельд
Художник Карл Аксель Принценскельд

Рассказ "Брюзгильда" Глава 1.

Иван.

- Не умеешь? Не берись! – Довольно грубо и даже с некоторой нервозностью, рявкнула бабушка на внука. Женщина вырвала из рук мальчика пряжу и громко охая, стала распутывать нитки. Маленький Ваня прекрасно понимал, чем разозлил свою бабушку, но ему очень хотелось, чтобы и она знала, что он не специально запутал нитки.
- А как мне еще научиться, если не попробовать?
- Никак! Уйди от меня. Будешь еще мне огрызаться! – Раздраженно ответила баба Маня и посмотрела на часы, - поскорей бы твои родители приехали. Никакого мне покоя на старости лет. Нарожали детей, а сидеть с ними не хотят. Последний раз соглашаюсь за тобой следить. – Сказано уже было Ване, будто он был виноват в том, что его отвезли к бабушке.
- И я не хочу с тобой находиться. Лучше одному! – Ответил он в слезах, и убежал в другую комнату.
Мама Вани трудилась на местной птицефабрике бухгалтером, а папа пять дней в неделю пропадал на заводе. Когда Ваня болел сидеть с ним было некому. Папа и слышать не хотел про больничные, а мама боялась быть уволенной из-за частых отгулов, пропусков и болезней ребенка. Потому было решено, что во время того, как Ваня начнет хворать, отправить его к бабушке Мане.
Мария Васильевна особой радости не высказала, но и не отказала в помощи.
- Да как я не соглашусь? Что про меня думать будут? – Жаловалась она соседке. – Все надеюсь, что совесть проснется. Родила? Занимайся сама! Разве не так? Нечего с больной головы на здоровую перекладывать. Вон своих же как-то вырастили и ничего. Я бы тогда и не подумала на кого-то перекладывать свою ответственность. Тем более на больного человека. Свекровь моя, царство ей небесное, сама помощь предлагала. А тут... Втюхали ребенка и поминай как звали. Ни стыда! Ни совести! Ни благодарности!
Вообще бабушку Маню Ваня любил. Она всегда к нему хорошо относилась, дарила подарки и угощала чем-нибудь вкусненьким. Он всегда ждал, когда они с мамой и папой пойдут к ней в гости, чтобы ее проведать. В те краткие встречи, бабушка всегда была доброй, общительной. Нередко вставала на сторону внука, когда мама жаловалась на его поведение Бабушка качала головой и отвечала:
- Ваня балуется, но он ребенок. У него в обязанностях шалить и шкодить.
- Он никого не слушается!
- Говорить с ребенком надо. Как можно больше! Тогда и результат появится. Не беда Вани в том, что он ведет себя как дитя. Твоя беда, что ты как мать не можешь должным образом его воспитать. Все дети рождаются, как белый холст, а какие там появятся краски полностью зависит от родителей.
- На некоторых детей просто невозможно повлиять. Мне работать надо, а не трястись за то, что после садика я вновь буду выслушивать претензии от воспитателей.
- Некоторым женщинам категорически нельзя рожать. – Ответила тогда бабушка и мама так сильно оскорбилась, что потом полгода не ходила к ней в гости.
Ситуация наладилась лишь тогда, когда Ваня пошел в школу и маме потребовалась помощь. Бабушка не отказалась сидеть с внуком, когда тот был болен. Первые три дня болезни, Ваня был вялым, часто спал и много пил, но потом ему становилось легче. Появлялась энергия и хотелось чем-то себя занять. У бабы Мани не было телевизора, а ее скучные книги были без иллюстраций и приходилось думать, как себя развлечь. Ване нравилось наблюдать за тем, как бабушка вяжет вещи. Он хотел научиться также, но она не разрешала трогать свою пряжу, считая, что он еще слишком мал и не обучаем. Ваня хотел доказать обратное. Он считал, что способен не хуже бабушки связать нечто красивое и полезное для повседневной жизни. Часами наблюдая как женщина легко и просто орудует крючком и спицами, Ваня считал, что без проблем сможет проделывать то же самое. Потому, выбрав момент, когда бабушка приступит к готовке, Ваня достал контейнер с пряжей, взял в руки спицы и приступил к созданию изделия. По плану у него должен был получиться красивый шарф, но вместо этого он запутал между собой шерстяные нитки, навязав руками узлов на спицы.
Слова бабушки относительно его занятия показались несправедливыми.
«Не умеешь – не берись», звучало как приговор и наталкивало на определенные размышления. Лежа в комнате и пуская слезы в подушку, Ваня поздно сообразил, что неправильно ответил бабе Мане. Следовало у нее спросить, а как она научилась вязать? Наверняка, она когда-то не умела, и кто-то ее этому научил. Почему взрослые считают себя всегда умнее и не видят ужасное несоответствие своим же словам. Если бы Ваня знал слово «противоречие», то он бы непременно его использовал, чтобы доказать свою позицию.
Баба Маня зашла к нему в комнату через полчаса. Услышав, как женщина входит, Ваня отвернулся к стенке и притворился спящим.
Бабушка села на край кровати и тяжело вздохнула.
- Ну что ты будешь делать? – Голос звучал виновато. – Пойдем научу тебя делать воздушные петли, раз тебе так хочется.
Ваня уже и позабыл, что хотел притвориться спящим и повернулся к бабушке.
- Ты мне не разрешила трогать пряжу.
- Разрешила, не разрешила, - отмахивалась баба Маня, - пойдем покажу, пока не передумала.
- Но я же не умею.
- А как же ты еще научишься? Любое мастерство, неважно в чем, достигается путем регулярных практик. Мир бы не увидел ни одного отличного специалиста, если бы все опускали руки, когда у них что-то не получается.
- Может и не стоит начинать, раз не умею.
- Только глупый человек поведется на такую провокацию.
- Что такое провокация?
- А это Ваня такой вид манипуляции. Используется провокатором с целью причинить зло оппоненту.
Ваня ничего не понял, но ему это было и не нужно.
- Но ты же злишься, что я хочу попробовать.
- Я злюсь не потому, что ты хочешь научиться вязать, а потому, что ты не спросил разрешения.
Обида на бабушку иссякла сама по себе. Ваня ее обнял, и попросил поскорее показать, как правильно держать спицы, и как делать петельки.
Произошедшая ситуация ярким пятном отпечаталась в воспоминаниях. В тот день Ваня получил один из жизненных уроков, даже не подозревая, что в один прекрасный день, он повлияет на всю его жизнь.
***
Брюзгильда.
Лена впервые услышала фразу «Не умеешь – не берись!» от своей мамы. Произошло это после того, как она решила нарисовать картину на плотной бумаге, купленной отцом для чертежей. Прикрыв глаза, девочка увидела лес, услышала птиц, увидела, как белка выпрыгивает из своего дупла на ближайшую ветку. Возникшая картина была настолько яркой, что ее непременно захотелось изобразить. Лена спросила разрешения у мамы, чтобы взять листок и краски. Женщина была так занята разбором коробок после переезда, что махнула рукой, давая согласие, особо не вникая в слова дочери.
Лена уселась за стол и принялась рисовать. Деревья получались слишком ровными, неестественными, белка рыжей кляксой красовалась посреди голубого неба, а птицы, изображенные черными кривыми линиями, больше напоминали грязь и не имели никакого сходства с пернатыми. Лена так хотела порадовать маму красивым рисунком, что, торопясь написать шедевр, задела локтем стеклянную баночку с водой. На звук, в комнату забежала мама.
- Неумеха! – Закричала она. – Не умеешь?! Не берись! Одни проблемы от тебя. Мало мне дел сегодня, как за тобой еще подтирать грязь.
Лена смотрела широко распахнутыми глазами, не понимая, что такого ужасного натворила.
- Это просто банка, я не заметила и она упала...
- Это не просто банка, это дополнительная работа для меня.
Мама подошла к столу и бросила мимолетный взгляд на рисунок.
- Листы отцовские еще испоганила... Дурдом. Что мне ему говорить? Будет опять мне нервы трепать, что я за тобой не слежу.
- Я нарисовала лес... - пролепетала Лена.
- Грязище развела. Это не рисунок, это мазня.
Лена расплакалась и выбежала из комнаты.
- Больше, чтобы я не видела, как ты берешь краски! – Крикнула вслед мать.
Уткнувшись в подушку Лена горько плакала. Маленькая девочка не знала, что мама говорит так не со зла, а от усталости и вечных нескончаемых забот. Для взрослой женщины это был обычный четверг, полный хлопот, а для Лены это стало детской травмой. Поскольку милая мама никогда не была так груба и жестока к ней, девочка решила для себя что действительно ей не стоит больше пробовать рисовать. Но то было по-детски наивное обещание самой себе, которое Лена потом неоднократно нарушала. Случай с мамой засел в памяти и возникал перед глазами, всякий раз когда она ошибалась.
История повторилась, когда будучи подростком Лена решила поучаствовать в конкурсе живописи. Судьями были дети из художественной школы. Работу Лены высмеяли, перечислив одни недостатки. Замечания оставили глубокий шрам в душе девушки, заставляя ее сердце ожесточиться. В тот день Лена вынесла для себя урок – куда безопаснее критиковать, чем делать. Ведь тот, кто хоть что-то делает, рискует стать посмешищем в глазах других людей. Куда проще принизить другого человека, дать ему непрошенный совет или же намеренно облить его своим зловонным ядом, заставляя отказаться от призвания или любимого хобби. Но самое главное: унижая, оскорбляя, советуя, порицая – не забывать получать удовольствие.
Делая такие выводы Лена даже не подозревала, что делает хуже сама себе.

_____________________________________________________________________________________

Рассказ "Брюзгильда" Глава 2.

О рассказе: История короткая и не для всех (абсолютно бесполезная для людей с адекватным мышлением)