Найти тему
Доктор online

Если бы Тэффи написала "Мадам Бовари"

— Готов поспорить, что это написано мужчиной!

— А если женщиной?

— Ну это вряд ли. Не может женщина так писать. Надо быть большим оригиналом! Неплохо бы познакомиться с сочинителем.

На обложке стояла фамилия автора - "В. Микулич", подходящая равно как мужчине, так и женщине.

Повесть называлась "Мимочка" и восхитила настолько Льва Толстого, что он непременно захотел тут же познакомиться с автором.

Современное издание "Мимочки"
Современное издание "Мимочки"

"Мимочка – невеста! Мимочка опять невеста, и на этот раз, кажется, уже совершенно серьёзно. Она принимает поздравления; она делает визиты родным, получает от них подарки. Тетушки с любопытством и с участием расспрашивают ее о подробностях приданого; дядюшки приносят свои лучшие пожелания, подшучивают над Мимочкой, поддразнивают ее, причем Мимочка слегка краснеет и потупляет свои невинные глазки.

– Вы очень любите вашего жениха? – спрашивают Мимочку.

– Я еще слишком мало знаю моего жениха для того, чтобы любить его, но я его… уважаю, – отвечает она.

Какова Мимочка! Никто не ожидал, что она ответит так умно. Все тетушки находят, что она ответила очень умно, а до сих пор Мимочка еще никогда не проявляла более ума, чем его полагается такой хорошенькой девушке, как она..."

"Сватовство майора", картина русского художника Павла Федотова (1815—1852)
"Сватовство майора", картина русского художника Павла Федотова (1815—1852)

Юмористическая дилогия о жизни Мимочки до свадьбы ("Мимочка-невеста") и приключениях замужней Мимочки на Кавказе ("Мимочка на водах") привела в восторг и Николая Лескова, нашедшего, что "повесть… свежа, жива и любопытна… манера писания чрезвычайно искусна и приятна".

Книга стала настолько популярной, что ее тут же разобрали на цитаты и перевели на немецкий, французский, польский, шведский и датский языки. Сто пятьдесят лет назад вся читающая Россия хорошо знала Мимочку, очаровательную, капризную, немного взбалмошную героиню искрометной повести, чей образ стал нарицательным для обозначения светской и пустоватой барышни.

Кем же был автор, сумевший вызвать восхищение самого Льва Николаевича Толстого, что не так-то просто было сделать?!

Лидия Ивановна Веселитская
Лидия Ивановна Веселитская

...Итак, 1880 год. Санкт-Петербург. Под Новый Год, 30 декабря, в дом на углу Знаменской и Баскова переулка, где находился литературный салон, спешили гости. Хозяйка салона, Елена Андреевна Штакеншнейдер, была старшей дочерью придворного архитектора Андрея Ивановича Штакеншнейдера.

Елена Андреевна - личность прелюбопытнейшая, оставившая после себя бесценные мемуары о выдающихся современниках. Иван Гончаров называл ее "горбуньей с умным лицом".

Елена родилась с врожденной деформацией позвоночника и костей таза, из-за чего ее правая нога была короче. Бедняжка передвигалась на костылях, но была искренней, открытой, обладающей остротой ума и душевной чуткостью женщиной.

Елена Андреевна Штакеншнейдер
Елена Андреевна Штакеншнейдер

"Мне многое не позволено, что идет к другим, - писала восемнадцатилетняя Елена, - не могу ни танцевать, ни наряжаться, ни кокетничать". Ей трудно ходить, но она умела слушать, наблюдать и беспристрастно фиксировать на бумаге. А слушать и наблюдать ей было что.

На журфиксах по вторникам бывали Иван Гончаров, Федор Достоевский, Яков Полонский, Всеволод Гаршин, Аполлон Майков, музыкальный и художественный критик Владимир Стасов, артисты Полина Стрепетова и Иван Горбунов, композитор Модест Мусоргский и многие другие.

Гостьей на этом предновогоднем вечере стала 23-летняя Лидия Веселитская, молодая и интересная барышня, будущая писательница и переводчица, делающая первые шаги на литературном поприще. Она и раньше бывала в этом салоне, но в этот день ее впервые представили Федору Михайловичу Достоевскому. Ее давней мечтой было увидеть своего кумира.

Наряду с литературными чтениями, музицированием и любительскими спектаклями на журфиксах велись страстные споры по философским и религиозным вопросам.

Поскольку журфикс состоялся на Святках, находящийся в предпраздничном настроении Достоевский, перетасовывая колоду карт, предложил Лидии:

— Погадать вам?

Надо сказать, что хозяйку салона, Елену Андреевну, занимал вопрос - будет ли Лидочка писать и станет ли известной? Штакеншнейдер рассказывала, что к Федору Михайловичу начинающие писатели приходили за разрешением сомнения: есть ли у них талант или нет? Недавно к нему родители привели пятнадцатилетнего юношу - пишет стихи и подает надежды... Им оказался Дмитрий Мережковский. Родители спросили: "Будет сын знаменит?"

Федор Михайлович ответил уклончиво: "Пострадать надо". Родители ушли недовольные. И теперь Елена Андреевна с нетерпением ждала вердикта в отношении Лиды.

Девушка покраснела и произнесла:

— Мне гадать не о чем. Я лучше пострадаю, а судьбу свою знаю: через месяц я выйду замуж.

— Вот как? Ну дай вам Бог!

Достоевский расспросил Лидию о женихе: сколько ему лет, чем занимается, русский ли он и как его зовут, и пожелал счастья.

Лидия Ивановна Веселитская
Лидия Ивановна Веселитская

Лидия Ивановна Веселитская родилась 5 марта 1857 года в Егорьевске в дворянской семье, которая вела свою родословную от семейства Божидар из Герцеговины. Ее отец преподавал в Александровском кадетском корпусе. Когда Лида была ребенком ее родители развелись. Мать вышла вторично замуж. Лидочка с матерью и отчимом поселилась в Петербурге.

В 1874 году Лидия окончила Павловский женский институт, в 1876 - Педагогические курсы. 30 января 1881 года она вышла замуж за русского офицера. Через шесть лет брак распался из-за измены мужа, который полюбил другую женщину и вскоре женился на ней.

События личной жизни и собственная неудача в браке побудили обостренное внимание молодой писательницы к теме женской судьбы, домашних конфликтов, проблем в браке, отношений мужчины и женщины.

В 80-е годы Лидия опубликовала сказки и рассказы в журналах "Семейные вечера", "Семья и школа", "Детское чтение". Хотя первые произведения Веселитской не остались незамеченными, например, Иван Сергеевич Тургенев весьма лестно отозвался о появившемся в журнале "Нива" рассказе "Студент", но широкой известности не получили.

В 1891 году вышла повесть "Мимочка на Водах" – вторая часть трилогии о Мимочке, которая имела оглушительный успех у читателей и стала бестселлером.

"Вот и он. Он подошел к ней с серьезным и торжественным выражением лица и холодно поклонился ей. Потом заговорил о погоде и, попросив позволения сесть с ней рядом, сел на противоположный конец скамейки. О, каким холодом веяло теперь от его элегантной фигуры! Вершина Эльборуса не могла быть холоднее. И от соседства этого Эльборуса у Мимочки холодели ручки и ножки, и ей хотелось плакать..."

Веселитская печаталась под псевдонимом "В. Микулич" и "Л. Чернавина".

Изображение используется в иллюстративных целях
Изображение используется в иллюстративных целях

"Лидия Ивановна показала жизнь русской женщины конца XIX века: девушка на выданье; увлеченная домашним обустройством молодая жена; ветреница, жаждущая любовных приключений и сексуальных радостей; не любящая мужа жена; женщина, желающая обрести покой в семейном кругу и домашнем тихом существовании; женщина, любящая и преданная одному-единственному мужчине..."

Невероятно популярная Веселитская незаслуженно забыта в наши дни. А зря! Чтение трилогии, состоящей из повестей "Мимочка-невеста", "Мимочка на водах" и "Мимочка отравилась", весьма любопытное по нескольким причинам: во-первых, интересное яркими описаниями минувшего времени и людей, в нем живущих; во-вторых, удивительным русским языком - остроумным и забавным, как если бы Тэффи написала роман "Мадам Бовари"; в-третьих, своими удивительными параллелями с современной жизнью, подтверждающими, что "времена - всегда одинаковые".

Изображение используется в иллюстративных целях
Изображение используется в иллюстративных целях

"Вы думаете, может быть, что Мимочка плохо и мало училась, что ей вовсе не до книг. Напротив, она "ужасно" любит чтение. После туалета и выездов она больше всего на свете любит chocolat mignon и французские романы.

Не думайте также, что Мимочка оттого любит французские романы, что она не патриотка, или что она забыла русскую азбуку. Вовсе нет. Она бы и рада читать по-русски, но ведь нечего! Если б заботливая maman и захотела дать дочери какую-нибудь русскую книгу, что могли бы вы рекомендовать ей кроме хрестоматий Филонова и Галахова, которые, разумеется, не могут занять воображение девушки в том возрасте, когда она, натурально, мечтает о любви, о замужестве…"

Девушка очень напоминает некоторых наших современниц, смотрящих только сериалы (в случае с Мимочкой - читающей французские романы), не выпускающих из рук телефона и выкладывающих бесконечные фото в соцсети.

Лев Толстой, например, так отозвался о повести в своем письме к Веселитской:

"То, что вам передавал Суворин о моем восхищении перед вашей повестью, наверное, только в малой степени выражает то, как она мне нравится. Очень интересно, что вы напишете теперь, и по правде скажу, очень боюсь. Надо, чтобы было очень, очень хорошо, чтобы было не хуже "Мимочки". А "Мимочка" по тону своему так оригинальна, что следующая вещь не может уже быть похожа на нее по тону".

Изображение используется в иллюстративных целях
Изображение используется в иллюстративных целях

Толстой оказался прав. Была анонсирована четвертая часть - "Мимочка-вдова", но по каким-то причинам замысел писательницы так и не был осуществлен.

Лидия Ивановна выпустила также еще несколько книг - "Зарницы"(1895), "Рассказы" (1898 и 1911), "Тени прошлого" (1914), "Пасха красная" (1914), "Дуся" (1915), "Встречи с писателями" (1929), однако известности "Мимочки" они не получили.

Веселитская была знакома, встречалась, дружила и переписывалась с Толстым, Гаршиным и Чеховым. Личная жизнь Лидии не сложилась.

Писательница после Октябрьской революции не эмигрировала, а осталась в России и занималась переводами. Лидия Ивановна Веселитская-Микулич была крестной матерью Лидочки, дочери журналиста и издателя Михаила Осиповича Меньшикова, казненного большевиками.

Лидия Ивановна с крестницей и Михаилом Меньшиковым
Лидия Ивановна с крестницей и Михаилом Меньшиковым

Яков Михайлович, старший сын Меньшикова, юрист, публицист, офицер Первой мировой войны, до самой смерти в Париже в 1953 году, благодарно вспоминал о "милой Лидусе", одинокой и униженной старушке, заменившей ему мать и тихо почившей в родном Царском (Детском) Селе суровое довоенное время.

79-летняя Лидия Веселитская скончалась 23 февраля 1936 года в Царском Селе.