Найти тему
273,1K подписчиков

Тэффи: "Моя жизнь - анекдот, то есть трагедия..."

17K прочитали

Маленькая Надя тайком пробралась в комнату брата. Она быстро нашла спрятанный на полке ключ и открыла запертый ящик письменного стола. Не по годам серьезный, полный мрачной иронии, Николенька уехал в лицей, и Наде не терпелось узнать - чем же был так занят вчера братишка?

В его столе изумленная Наденька нашла тетрадь стихов с многократно повторенной строкой: "О Мирра, бледная луна!"

В семье Лохвицких все дети писали стихи, но при этом подшучивали друг над другом. Занятие это считалось постыдным - пустая трата времени. Если маленькая Надя видела брата или сестру с вдохновенным лицом за тетрадкой, то принималась скакать на одной ножке и кричать:

— Пишет! Пишет!

Вне подозрений до этого был только старший брат Наденьки - лицеист Николай. Оказывается, и брат писал... Открытие произвело на сестер Лохвицких такое сильное впечатление, что старшая сестра Нади, став известной поэтессой, взяла себе псевдоним "Мирра Лохвицкая".

Мирра (Мария) Лохвицкая
Мирра (Мария) Лохвицкая

Надя Лохвицкая родилась в Петербурге в 1872 году в семье известного адвоката, профессора в области уголовного права, издателя журнала "Судебный вестник". Он брал за свою работу столь высокие гонорары, что Чехов в печати его иронично назвал "доктором прав и неправ".

Всего в семье было шестеро детей. Из пяти дочерей Лохвицкого в последующем четыре печатались, а две: Мирра и Надя - прославились. Надежда с юных лет увлекалась чтением.

"Тургенев - весной, Толстой - летом, Диккенс - зимой, Гамсун - осенью", - обозначила она круг своих литературных интересов.

Отец, Александр Владимирович, обладал великолепным чувством юмора и красноречием, завораживающим собеседника, а мать, обрусевшая француженка, Варвара Александровна Гойер, привила детям любовь к литературе.

"Помню как сейчас: входит самая старшая сестра в нашу классную комнату и говорит:

— Зуб заострился, режет язык.

Другая сестра уловила в этой фразе стихотворный размер, подхватывает:

— К этакой боли я не привык.

Тотчас все настраиваются, оживляются.

— Можно бы воском его залечить.

— Но как же я буду горячее пить? - спрашивает чей-то голос.

— И как же я буду говядину жрать? - раздается из другого угла.

— Ведь не обязаны все меня ждать! - заканчивает тоненький голосок младшей сестры".

Тринадцатилетней гимназисткой Надя поехала на встречу с Львом Николаевичем Толстым в Хамовники, чтобы попросить его внести изменения в роман "Война и мир" и "спасти" Андрея Болконского. Но при встрече со знаменитым писателем девочка страшно смутилась, и всего лишь молча протянула свою фотографию для автографа.

Тэффи
Тэффи

Окончив Литейную женскую гимназию в Петербурге, юная Надя вышла замуж за 31-летнего следователя Владислава Петровича Бучинского. По свидетельству современников, со своим женихом она познакомилась летом, когда гостила у дядюшки в усадьбе Галично (ныне - Бокситогорский район Ленинградской области).

После свадьбы Надежда уехала с супругом в Тихвин, а затем - в его имение Рыки (Рики) под Могилевом, которое принадлежало отцу мужа "сердитому старому" Петру Федоровичу Бучинскому.

В браке появились две дочери - Валерия и Елена, и сын Янек. Жизнь домохозяйки в провинции была скучна и неинтересна, Надя изнывала от скуки, а в строгом и авторитарном муже она быстро разочаровалась.

Владислав Петрович просил жену повзрослеть и обвинял в том, что она скорее "будет тискать плюшевого медвежонка, чем приласкает собственных детей".

Решение бросить мужа пришло в 1900 году после десяти лет брака. 28-летняя Надежда Андреевна уехала в Петербург, оставив супругу троих детей, полная решимости покорить столицу и заняться литературным творчеством. Плюшевого медвежонка она забрала с собой.

Могла ли такая женщина, как Тэффи, жить без любви? Она была слишком живой, слишком яркой, чтобы жить без страстей. Но что могло заставить ее бросить мужа и детей?

Надежда была слишком умна и очень независима, чтобы любить посредственность. Ее избранник должен был быть в первую очередь талантом с большой буквы, талантом неиссякаемым, ярким внешне и человеком больших страстей. Всю жизнь в нее были влюблены мужчины и она постоянно была влюблена.

Надежда Лохвицкая с дочерью
Надежда Лохвицкая с дочерью

И вот она в Петербурге. После первого неудачного опыта с опубликованными стихотворениями Надежда поняла: для одного Петербурга двух писательниц Лохвицких (ее сестру Мирру Лохвицкую называли "русской Сафо") более чем достаточно. Нужно было другое имя. После усердных поисков оно было найдено: Тэффи. Почему Тэффи?

"Я написала одноактную пьеску, а как надо поступить, чтобы эта пьеска попала на сцену, я совершенно не знала. Все кругом говорили, что это абсолютно невозможно, что нужно иметь связи в театральном мире и нужно иметь крупное литературное имя, иначе пьеску не только не поставят, но никогда и не прочтут. Вот тут я и призадумалась. Прятаться за мужской псевдоним не хотелось. Малодушно и трусливо. Лучше выбрать что-нибудь непонятное, ни то ни се. Но что? Нужно такое имя, которое принесло бы счастье. Лучше всего имя какого-нибудь дурака - дураки всегда счастливы.

За дураками, конечно, дело не стало. Я их знавала в большом количестве. Но уж если выбирать, то что-нибудь отменное. И тут вспомнился мне один дурак, действительно отменный, и вдобавок такой, которому везло. Звали его Степан, а домашние называли его Стеффи. Отбросив из деликатности первую букву (чтобы дурак не зазнавался), я решила подписать пьеску свою "Тэффи" и послала ее прямо в дирекцию Суворинского театра".

Тэффи
Тэффи

Надежда начала с коротких рассказов и фельетонов, которые печатались в газетах. Надежда Александровна говорила о себе так:

"Я родилась в Петербурге весной, а, как известно, наша петербургская весна весьма переменчива: то сияет солнце, то идет дождь. Поэтому и у меня, как на фронтоне древнего греческого театра, два лица: смеющееся и плачущее".

Литературная жизнь писательницы чуть не оборвалась, едва начавшись. Писатель Александр Куприн в пух и прах раскритиковал ее святочный рассказ, опубликованный в газете "Новости".

"Очень скверный рассказ. Бросьте писать. Такая милая женщина, а писательница вы никакая. Плюньте на это дело..." - заявил Куприн.

Надежда Александровна собиралась так и сделать, но вмешались… башмачки. Ей очень захотелось купить модные хорошенькие башмаки от Вейса за двенадцать рублей. Надежда Лохвицкая была большой кокеткой и модницей: обожала шляпки, которые потом высмеивала в своих фельетонах, красивую обувь и любила наряжаться.

Маленькая Надя тайком пробралась в комнату брата. Она быстро нашла спрятанный на полке ключ и открыла запертый ящик письменного стола.-5

Тогда она решила в последний раз написать рассказ ради денег. За одну ночь все было готово, а утром Василевский-Небуква, редактор-издатель "Понедельника", заехал за рукописью. Рассказ ему понравился и был напечатан. Через некоторое время Надежда вновь встретила Куприна.

Александр Иванович рассыпался в похвалах: "До чего же хорошо написала. Голубчик мой, умница!"

Вдохновленная оценкой Куприна, она продолжила писать дальше под псевдонимом Надежда Тэффи. "В этих самых башмаках и зашагала я по своей литературной тропинке..."

Секрет ее популярности удивителен, а ее аудитория всеобъемлюща - "от восьми до восьмидесяти". Ее фельетоны, стихи и рассказы были просты и понятны, ими зачитывались и аристократическое светское общество и горничные с приказчиками.

Изображение использовано в иллюстративных целях
Изображение использовано в иллюстративных целях

Мой черный карлик целовал мне ножки,

Он был всегда так ласков и так мил!

Мои браслетки, кольца, брошки

Он убирал и в сундучке хранил.

Но в черный день печали и тревоги

Мой карлик вдруг поднялся и подрос:

Вотще ему я целовала ноги -

И сам ушел, и сундучок унес!

Курьезный случай, смешной эпизод или жизненная неурядица, положенные в основу сюжета, - и вот уже молва повторяет вслед за Тэффи остроумные фразы.

Когда во время первой мировой войны не хватало мяса и ели конину, кухарка в фельетоне Тэффи ангажировала обед словами: "Барыня! Лошади поданы".

Тэффи
Тэффи

Слава ее была огромна: в честь Тэффи назвали духи и конфеты. Среди поклонников ее творчества были и Распутин, и Ленин, и даже Николай Второй. Однажды у императора спросили, кого из русских писателей он хотел бы видеть в юбилейном сборнике в честь 300-летия царствования дома Романовых, на что он воскликнул: "Одну Тэффи!"

Куприн называл Тэффи "единственной, оригинальной, чудесной", прибавляя, что ее любят все без исключения. Многие рассказы Тэффи посвящены детям, но со своими собственными Надежда общалась только в письмах. И они ей этого не простили.

Сохранилось письмо Тэффи, отправленное Аркадию Аверченко, из Парижа в Севастополь в октябре 1920 года, где она упоминает о младшей дочери Елене:

"Дорогой Аркадий Тимофеевич!

У меня к Вам, милый друг, огромная просьба. Ради Бога, разыщите Елену и передайте ей письмо и 300 франков. <…> Очень прошу простить… за беспокойство, но… в прошлом году я ей послала все свое состояние и все свои чулки, а она, оказывается, ничего не получила. <…>

Ваша Тэффи".

Уже взрослая старшая дочь Валерия увиделась с матерью во Франции и сохранила ее архив.

Тэффи
Тэффи

В Париже Тэффи стала такой же популярной, как на родине. Ее фразы, шуточки, искрометные остроты цитируют все русские эмигранты.

Но чувствуется в них грусть, ностальгия - "Городок был русский, и протекала через него речка, которая называлась Сеной. Поэтому жители городка так и говорили: "Живем худо, как собаки на Сене". Или знаменитая фраза про русского генерала-беженца из рассказа "Ке фер?" (Что делать?).

"Выйдя на Плас де ла Конкорд, он посмотрел по сторонам, глянул на небо, на площадь, на дома, на пеструю говорливую толпу, почесал переносицу и сказал с чувством:

— Все это, конечно, хорошо, господа! Очень даже все хорошо. А вот... ке фер? Фер-то ке?"

Но перед самой Тэффи извечный русский вопрос - что делать? не стоял. Она продолжала работать, фельетоны и рассказы Тэффи постоянно печатались в парижских изданиях.

Маленькая Надя тайком пробралась в комнату брата. Она быстро нашла спрятанный на полке ключ и открыла запертый ящик письменного стола.-9

Тэффи пережила две революции, Гражданскую и две мировые войны. Последнюю она застала в оккупированном Париже. Поскольку писательница отказалась сотрудничать с коллаборационистами, ее перестали печатать. Жизнь в Париже была ей уже не по карману, и Тэффи уехала в Биарриц.

После отъезда ее след потеряли, поэтому вскоре в литературных кругах распространился слух о смерти Тэффи, и в 1943 году поэт Амари (Михаил Цетлин) даже опубликовал некролог в нью-йоркском "Новом журнале", заканчивающийся словами - "О Тэффи будет жить легенда как об одной из остроумнейших женщин нашего времени".

Маленькая Надя тайком пробралась в комнату брата. Она быстро нашла спрятанный на полке ключ и открыла запертый ящик письменного стола.-10

Узнав, что современники ее считают умершей, она в одном из писем к дочери написала: "Очень любопытно почитать некролог. Может быть такой, что и умирать не стоит". И тут же пошутила: "Я сейчас вернулась с кладбища, где была не в качестве покойницы, а навещала Павла Андреевича Тикстона".

С середины 1920-х годов Тэффи состояла в фактическом браке с Павлом Андреевичем Тикстоном, который стал ее последней любовью. Это был женатый состоятельный мужчина, бывший крупный петербургский банкир, который обанкротился из-за обвала фондового рынка в 1929 году.

После этого он стал хворать, с ним случился инсульт, и Тэффи заботилась о нем много лет вплоть до его смерти в 1935 году.

В ее воспоминаниях чувствуется особая, теплая интонация по отношению еще к одному человеку, с которым писательница была дружна всю жизнь. Тэффи любила... Ивана Бунина. А он, разбираясь со своими женщинами, был в некотором смысле слеп... Он восхищался Тэффи, обожал ее, доверял ей сокровенное, но не мог и подумать, что ее душа может принадлежать ему.

Как-то раз Бунин обратился к Тэффи шутливо: "Надежда Александровна! Целую ваши ручки и прочие штучки!"

"Ах, спасибо, Иван Алексеевич, спасибо! Спасибо за штучки. Их давно уже никто не целовал!" - мгновенно съехидничала Тэффи.

Маленькая Надя тайком пробралась в комнату брата. Она быстро нашла спрятанный на полке ключ и открыла запертый ящик письменного стола.-11

Так она и жила. Если выдавался случай пошутить, конечно же, Тэффи не упускала его. Хотя и самой ей часто нужна была помощь, поскольку писательница страдала от невротических расстройств, проблем с сердцем и со зрением, она этой помощи не просила.

Поэтесса Ирина Одоевцева, близкая подруга Тэффи, вспоминала в мемуарах "На берегах Сены", что у Надежды Александровны были признаки обсессивно-компульсивного расстройства. Она считала этажи и окна в каждом здании, мимо которого проходила, складывала цифры номерных знаков автомобилей, а вывески читала дважды - сначала как обычно, потом задом наперед, и очень уставала от этих навязчивостей, но ничего с этим не могла поделать. Последние годы жизни Тэффи провела на тихой улочке Парижа рю Буассьер.

Судьба раскидала ее детей: старшая дочь Валерия Владиславовна Грабовская, окончила Львовский университет, работала в дипломатической службе, вышла замуж, но потеряла во время войны мужа, жила в Лондоне.

Маленькая Надя тайком пробралась в комнату брата. Она быстро нашла спрятанный на полке ключ и открыла запертый ящик письменного стола.-12

Младшая, Елена Владиславовна, драматическая актриса, художница и танцовщица, исполнительница "пластических танцев" в 1920 году покинула Россию и жила в Варшаве.

Сын Янек, окончил в Польше Автодорожный институт, потом был выслан на родину по политическим мотивам, женился (в браке было трое детей), работал начальником железной дороги, был репрессирован в 1937 году и погиб в лагере.

В 1953 году Валерия Владиславовна передала архив Тэффи в дар Бахметьевскому архиву при Колумбийском университете (Нью-Йорк).

Маленькая Надя тайком пробралась в комнату брата. Она быстро нашла спрятанный на полке ключ и открыла запертый ящик письменного стола.-13

А к самой Надежде Александровне судьба была все-таки благосклонна: 80-летняя Тэффи, отметив свои очередные именины, спустя неделю, 6 октября 1952 года, скончалась. Ее похоронили на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.