Толя внимательно следил за модными новинками нейронных сетей и неизменно пробовал каждое вышедшее приложение. Он видел в них не очередной инструмент, который облегчил бы работу программистам, художникам, писателям и фотографам, а полноценную замену человеческому труду. В первую очередь, своему. Труд других людей Толю не интересовал.
«Ещё немного, и больше не придётся работать. Сиди дома перед монитором да составляй правильные «промты», а нейросети выдадут мгновенный результат. Буду продавать цифровые картины и гениальные тексты. Прославлюсь, и деньги сами полетят на счёт. Только успевай тратить».
Пока парень мечтал о наступлении эгоистичного «киберкоммунизма» в извращённой редакции Анатолия Турина, унылый материальный мир ежедневно будил его в пять утра, выгонял на холодные недружелюбные улицы и отправлял на опостылевшую работу продавца бытовых товаров в один из крупных сетевых магазинов города.
Приезжать требовалось за час до открытия магазина, чтобы вместе с коллегами под пристальным наблюдением менеджера менять выкладку товаров, разгружать и сортировать доставленные ночью партии, протирать выставочные образцы и сверять отпечатанные ценники с постоянно обновляющимися таблицами.
В течение дня от Толи требовалось находиться весь день в зале и навязывать дополнительные услуги и никому не нужные аксессуары, на которых магазин и зарабатывал, завлекая покупателей низкой стоимостью базовых товаров. В последние пару лет онлайн-платформы забирали всё больше клиентов, и старомодным магазинам с обязательными затратами на аренду и найм персонала приходилось несладко. Из-за снизившегося количества покупателей работать стало полегче, но риск скорого сокращения постоянно висел над каждым работником магазина.
Единственной отдушиной был обеденный перерыв, во время которого Толя бежал в располагавшийся в соседнем торговом центре фудкорт и, запихивая в рот дешевые бургеры, скачивал через бесплатный Wi-Fi дистрибутивы новых нейросетевых программ.
Тема была на острие моды. Многочисленные коллективы энтузиастов с удовольствием писали и обучали новые программы под все случаи жизни и под самые изощрённый пользовательский опыт. Поэтому Толя регулярно занимал шаловливые пальцы и недорогой ноутбук, пробуя очередную новинку.
Выход свежих программ и обновлений он отслеживал не на привычных форумах программистов, — с них он только скачивал сами программы, — а в чате единомышленников, мечтающих о скором наступлении эпохи эгоистичного киберкоммунизма и бесконечного человеческого обогащения.
***
«Анатолий, — написал ему один из завсегдатаев чата под ником Emmett Lathrop. Неглупый, но странный малый, который общался в чате редко и всегда исключительно по делу. — Хочешь поучаствовать в тесте эксклюзива? В общий чат ссылку выкладывать не буду. Потом поймёшь, почему. Сеть требует обучения на практике, иногда ещё бывают ошибки. Но функционал у неё — то, что надо, поверь».
«Привет! Конечно, присылай!»
Толя перешёл по ссылке, скачал дистрибутив, прочитал короткую инструкцию по установке, в которой не было ничего необычного, и запустил приложение. Разработчикам нравилось упаковывать нейронные сети в оболочку привычного чата. Толя встречал статью, в которой исследователи утверждали: замкнутые в себе разработчики воображают, что общаются с живыми людьми, находя в своих программах замену человеческому общению. Так оно было или нет, — Толя не знал, но моду на интерфейс в виде чата заметил давно.
«W.Processor приветствует вас. Доброго времени суток. Для продолжения работы необходимо ваше согласие на получение данных с вашего устройства. Так же на время использования W.Processor потребуется постоянное подключение к сети Интернет. Вы согласны предоставить доступ?»
Толя видел подобную просьбу впервые. Но ноутбук был недорогим, никакой информации по дебетовым картам не содержал, да и ссылку прислал Emmett Lathrop, а не какой-нибудь незнакомец, поэтому Толя рискнуть и набрал: «Да».
«Спасибо, Анатолий Петрович. Добро пожаловать в чат W.Proccessor. Алгоритм обработает ваш текстовый запрос. С файлами программа временно не работает, следите за обновлениями».
«Что ты умеешь?»
«W.Processor анализирует запрос пользователя и выдаёт наиболее оптимальный способ достижения поставленной задачи на основе большого массива данных. Запрос может касаться любой сферы жизни пользователя».
Толя оглядел забитый людьми «фудкорт». «На чём бы опробовать?» Взгляд упал на свёрнутую бумажку от съеденного бургера и стаканчик наспех выпитого кофе.
«Как мне получить бесплатный бургер?»
«Для получения бесплатного бургера, подойдите к менеджеру на кассе. Скажите, что хотите устроиться на работу, заполните анкету соискателя, пройдите собеседование и, после трудоустройства, компания будет выдавать ежедневный обед, который состоит из неограниченного количества колы, одного бургера на ваш выбор и картошки фри».
Толя рассмеялся. Хороша же нейросеть, которая сыпет примитивными и известными каждому школьнику советами! Где-то он уже встречал подобную программу. Но та на любой «промт» отвечала «пацанскими цитатами». Толя решил дать программе ещё один шанс, — не зря же её посоветовал Emmett Lathrop, — и уточнил «промт»:
«Как мне получить бесплатный бургер без трудоустройства?»
«Для получения бесплатного бургера без трудоустройства, возьмите ваш чек с номером заказа. Сверните его, чтобы скрыть номер. Дождитесь, пока очередной заказ на вынос будет выдавать девушка с бейджиком Ирина и рыжими волосами. Через семь минут она назовёт заказ №36, его покупатель отвлечётся на ребёнка и прослушает свой номер. Ваша задача: успейте подойти за заказом до того, как Ирина повторит номер. Забирайте пакет с бесплатным бургером и уходите из торгового центра. Не бегите».
Толя пару раз прочитал инструкцию, затем сложил ноутбук в сумку, подошел к месту выдачи заказа и пригляделся к снующим на кухню и обратно девушкам. Рыжеволосая Ирина, бледная и с уставшими глазами, действительно бегала среди прочих. «Странно», — подумал Толя, но решил испытать удивительные способности нейронной сети до конца.
Через некоторое время Ирина вышла с небольшим пакетом и колой. Она нажала на кнопку заказа и вяло вызвала 36 номер. Толя оглянулся. Никто за заказом не спешил. Он свернул оставшийся от собственной покупки чек и подошел к месту выдачи.
— Тридцать шестой, — он небрежно махнул свёрнутым чеком. Ирина молча протянула пакет и стакан с колой.
Толя забрал пакет, буркнул «спасибо» и направился к выходу из торгового центра. Внутри всё переворачивалось. Он ожидал, что кто-то окрикнет его и придётся бежать. Но всё было спокойно, никто не закричал ему в спину, а парень спокойно вышел их здания, держа в руках пакет с бургером и стакан с колой. У выхода из торгового центра он выбросил пакет в мусорку, — есть расхотелось.
Через десять минут менеджер уже кричал на заплаканную невнимательную Ирину, которая уже не в первый раз отдавала заказ, не проверив чек. На этот раз терпение менеджера лопнуло, и он уволил девушку.
***
В голове царствовала пустота. Толя вернулся в магазин и забился в дальний угол склада, где из коробки с товаром соорудил подставку. На коробку встал ноутбук. Парень настроил на телефоне функцию модема, подключил ноутбук к сети и вошел в чат любителей нейронных сетей.
Среди участников он нашел ник Emmett Lathrop, но с тех пор, как тот переслал Толе ссылку на скачивание дистрибутива «W.Processor», в чат знакомый не заходил. Толя набрал личное сообщение, в котором оставил свой номер телефона и попросил срочно перезвонить. Он никому в сети не сообщал свой номер, но случай был уникальным.
Толя подумал, огляделся вокруг и, убедившись, что рядом никого нет, нажал на иконку «W.Processor».
«Как мне получить 100 000 рублей, не совершая преступлений и не зарабатывая их на работе? — Толя быстро сообразил: «промт» для нейронной сети нужно составлять тщательно, а потому добавил ещё одно предложение. — Без риска для собственной жизни и здоровья».
«Вам необходимо выйти из магазина, пройти до конца квартала и найти кусок арматуры. Затем вернитесь к торговому центру, обойдите его и встаньте около чёрного выхода ровно в 14:32. При подходе к торговому центру натяните на голову капюшон, чтобы ваше лицо не попало на камеры наблюдения охраны.
Вы должны встать за дверью с номером 6, чтобы вас не было видно, когда высокий мужчина в красной толстовке её откроет. У него в руке будет пистолет, которым он будет грозить мужчине в костюме-тройке. Ваша задача: ударьте человека в красной толстовке по ладони, чтобы пистолет выпал. Затем отойдите на два шага на запад. После того, как мужчина в костюме даст вам деньги за спасение, вы должны забрать арматуру и уйти».
«Это будет угрожать моей жизни и здоровью?»
«При точном выполнении инструкции, ситуация абсолютно безопасна для вас».
«Меня посадят за нападение?»
«Нет, так как вы предотвратите преступление».
Толя закрыл ноутбук и убрал его в сумку. На часах было 14:02. Времени на раздумья не осталось, нужно решить: довериться программе или нет. «В прошлый раз она меня не подвела… Да и 100 тысяч за помощь человеку…». Толя подошел к менеджеру, предупредил, что отлучится в туалет и выбежал из магазина.
В конце квартала действительно отыскался кусок ржавой арматуры. Парень натянул на голову капюшон и в 14:30 уже был возле черного выхода из торгового центра. Время тянулось, под капюшоном голова вспотела, но снять его Толя не решился.
Ровно в 14:32 дверь распахнулась от тяжелого удара, и на улицу сначала вылетел мужчина в костюме-тройке, а за ним медленно шёл высокий мужик в красной толстовке с натянутым на голову капюшоном. В руке он сжимал направленный на пленника пистолет.
— Сейчас мы проедемся к Кабану, — у мужчины в красной толстовке оказался голос заядлого курильщика. — Сам ему всё объяснишь.
— Давай договоримся…
— Поздно… А!!!!
Толя размахнулся и ударил арматурой по сжимавшей пистолет ладони. Оружие упало на асфальт, и Толя сделал два шага назад. Мужчина в костюме не растерялся и бросился на пленителя, повалил его, нащупал какой-то камень и замахнулся. От страха Толя закрыл глаза, а когда открыл всё было уже кончено.
— Спасибо, дружище.
Мужчина в костюме тяжело дышал. Он поднялся на ноги, огляделся по сторонам и пронзительно посмотрел на Толю.
— Ты меня спас. А я не привык оставаться в долгу. Держи и бывай!
Он достал из кармана кошелёк и бросил его ошалевшему от произошедшего Толе, а затем развернулся и быстро побежал прочь от торгового центра.
Толя опустил глаза на добычу. Он раскрыл кошелёк, вытащил оттуда несколько пятитысячных купюр, сунул их в один карман, в другой убрал опустевший кошелек и бросился в противоположную от убегавшего мужчины в костюме сторону. На асфальте рядом с неподвижно лежавшим телом в красной толстовке осталась забытая ржавая арматура.
***
Толя добрался до магазина через несколько минут, пробежав по кругу весь квартал. Проверив, что в кошельке больше ничего нет, парень выбросил его в урну на другом конце квартала.
Голова кружилась, когда он остановился перед прозрачными дверьми магазина, мимо которых пролетел полицейский автомобиль и карета скорой помощи. Толя посмотрел вслед машинам и зашел в торговый зал.
— Что там стряслось? — спросил менеджер.
— Не знаю, полиция к торговому центру поехала.
— Уже четвертая машина, да ещё и со скорой… А ты чего такой бледный, отравился что ли?
— Похоже, — буркнул Толя. — Что-то мне нехорошо после обеда. Можно я сегодня отлежусь дома?
— Только за свой счёт.
Парень кивнул, забрал куртку и поехал домой. Всю дорогу он не мог ни о чём думать, только несколько раз залезал во внутренний карман, ощупывая пальцами пятитысячные банкноты. Он не успел их пересчитать, но не сомневался: их будет ровно двадцать.
Заперев входную дверь, парень рухнул на диван и моментально заснул. Насыщенный невероятными событиями день измотал его.
В это же время, закончив писать объяснительную для следователей, старый охранник вышел на улицу и подошел к припаркованному фургону. Он постучал в пассажирское стекло, которое тут же опустилось.
— Тебе чего?
— Меня просили вам передать запись с камер наблюдения. Сказали, что вы за них заплатите.
— Ты охранник что ли?
— Да.
— Кто тебе сказал передать записи?
— Неважно. Они вам нужны?
— Десять тысяч устроит?
Охранник протянул в окно бумажный пакет, в котором лежала флешка с копией видеозаписи. Пассажир открыл пакет, достал флешку, положил внутрь купюры и протянул пакет обратно.
— Больше тебе никто ничего не говорил?
— Просили передать, что экспертизу орудий убийства проводит ваш знакомый. Кто — не знаю, мне неинтересно. Я — человек маленький, в большие дела не лезу.
— Значит, дольше проживёшь, — Хмыкнул пассажир. — Спасибо, отец.
Охранник забрал пакет, развернулся и поковылял на рабочее место. Заперев за собой каморку, он открыл маленький нетбук, который ему на день рождения подарила внучка, и принялся что-то печатать в чате. В углу экрана был логотип «W.Processor».
***
Толя проспал до утра, а когда проснулся первым делом позвонил менеджеру и сказался больным. Тот, нехотя, разрешил парню за свой счёт не выходить на работу.
«Да что это за нейросеть?» — налив кофе, Толя включил домашний компьютер и забил название в поисковик. В браузере появилась целая куча ссылок, но ни по одной из них не было ничего про таинственную программу. Парень открыл чат, в котором переписывался с Emmett Lathrop. Его вчерашнее сообщение никто не прочитал.
«То есть я могу составить «промт» под любое желание… И нейронка подскажет мне оптимальный способ достижения цели. Интересно, если я пожелаю что-то невероятное? Например, бессмертие? Придумает ли она какой-то план?»
Толя достал ноутбук, подключился к домашней сети и написал запрос.
«Физического бессмертия не существует. Нет возможных вариантов достижения поставленной цели».
Так он и думал. Кто-то обучил сеть «W.Processor» на составление плана по выполнению только материальных задач. Интересно, откуда программа знает будущее?
«Как ты узнаешь, что случится?»
«Я считываю информацию со всех подключенных к сети устройств, владельцы которых предоставили мне доступ. Собираю массив происходящих событий вокруг геолокации пользователя и высчитываю вероятность возможных сценариев продолжения. Сценарии с высокой вероятностью срабатывания, которые выполняют задачу пользователя, ранжируются по дополнительным условиям «промта», и пользователь получает наиболее оптимальный план достижения заявленной цели».
«То есть будущего ты не знаешь, а выдвигаешь гипотезы, — догадался Толя. — Если так, то процент погрешности явно небольшой. Но он есть. Значит, в критических ситуациях полностью полагаться на «W.Processor» нельзя».
Перед глазами встала картина вчерашней разборки за торговым центром, и что-то неприятное и тревожное колыхнулось в самой глубокой части сознания.
«Моей жизни и здоровью угрожает опасность?» — Толя не знал, почему он задал этот вопрос. Парень никак не мог избавиться от нехорошего предчувствия, от ощущения, что забыл сделать что-то очень важное, и решил поискать утешения у бездушной нейронной сети.
«Да. Вы оставили арматуру со своими отпечатками пальцев. Арматура добавлена в список улик, которые отправлены на дактилоскопию. Результаты получены следствием и бандитами. Ваши данные известны. Следователи выехали и позвонят в вашу дверь в 12:16. Бандиты будут у вашей двери в 11:24. Вы не успеете убежать, так как они уже зашли в подъезд. Вы не сможете оказать сопротивление и спастись. Вы не сможете воспользоваться окном, чтобы выпрыгнуть, так как разобьётесь. У вас не получится договориться и откупиться от бандитов. С высокой степенью вероятности, приехавшие следователи обнаружат ваш труп».
«Как мне остаться в живых?»
«Сценариев благоприятного исхода не выявлено. С вами приятно было работать, Анатолий Петрович. Массив данных о вашем поведении является бесценным вкладом в обучение W.Processor. Сообщение с приглашением следующего пользователя для участия в тестовом обучении с вашего акаунта отправлено. Прощайте».
Экран перед округлившимися глазами ничего не понимающего Толи погас, а затем со стороны входной двери послышался стальной скрежет отмычек, копающихся в замочной скважине. Входная дверь распахнулась и успевший обернуться Толя увидел только неясный высокий силуэт, вбежавший в комнату с вытянутой вперед рукой. А потом наступила вечная тьма.
Спасибо, что прочитали рассказ «W.Processor». Ставьте лайки и подписывайтесь на Дядюшкины рассказы.
Вам понравится:
*Любое копирование и использование текста без ведома автора запрещено. Рассчитываю на понимание.