Найти в Дзене

📜 Авторские права на графические косметические предметы, используемые в видеоиграх

Всех приветствую! Сегодня хотела бы поделиться своей статьей, которая была опубликована в рамках VIII Международного юридического форума «Правовая защита интеллектуальной собственности: проблемы теории и практики» (IP Форум) в 2020 году. 📚 В своей статье я обращаю внимание на правовой режим нетипичных объектов интеллектуальных прав, а именно - внутриигровых косметических предметов, которые имеют графическую проработку и являются объектами авторского права. Также рассматриваю вопрос о том, каким образом в мире регулируется возникновение, использование и надзор за данными правами на примере опыта компании Valve Corporation. 🔸 Темпы роста мирового рынка видеоигр опережают иногда даже самые смелые предсказания экспертов. Корпорация Sony в своем годовом отчете за 2018 год указала, что игровой сегмент принес львиную долю годовой прибыли компании в 2018 году – 2,75 млрд долларов (около 180 млрд рублей). К примеру, киностудия этой же компании – Sony Pictures - принесла за 2018 год всего лишь
Оглавление

Всех приветствую!

Сегодня хотела бы поделиться своей статьей, которая была опубликована в рамках VIII Международного юридического форума «Правовая защита интеллектуальной собственности: проблемы теории и практики» (IP Форум) в 2020 году.

📚 В своей статье я обращаю внимание на правовой режим нетипичных объектов интеллектуальных прав, а именно - внутриигровых косметических предметов, которые имеют графическую проработку и являются объектами авторского права. Также рассматриваю вопрос о том, каким образом в мире регулируется возникновение, использование и надзор за данными правами на примере опыта компании Valve Corporation.

🔸 Темпы роста мирового рынка видеоигр опережают иногда даже самые смелые предсказания экспертов. Корпорация Sony в своем годовом отчете за 2018 год указала, что игровой сегмент принес львиную долю годовой прибыли компании в 2018 году – 2,75 млрд долларов (около 180 млрд рублей). К примеру, киностудия этой же компании – Sony Pictures - принесла за 2018 год всего лишь 208 млн долларов.

🔸 Продажи цифровых копий видеоигр и копий на физических носителях редко, когда являются основной статьей дохода крупнейших игровых корпораций. Такие игровые гиганты как Blizzard Activision, Electronic Arts, Valve Corporation, Riot Games, Epic Games и многие другие компании внедряют в свои продукты дополнительные способы монетизации. Один из способов – это продажа различных дополнительных косметических предметов.

📌 Косметические предметы — это своего рода графическая модификация видеоигры. Они не влияют на игровой процесс с точки зрения механики и изменяют только визуальные элементы игры. Косметические предметы могут быть представлены в самых разнообразных формах и описать все не предоставляется возможным.

🔹 Один из самых популярных косметических предметов – это одеяние, костюм, снаряжение, которое изменяет стандартный внешний вид игрового персонажа. Это могут быть самого разного рода изменения – обувь, футболки, штаны, платья, смена цвета волос, добавление элементов гардероба (например, короны, перчаток, очков), добавление различных дополнительных анимаций персонажу (от свечения до особых жестов).

🔹 Кроме изменения вида персонажа могут изменяться и игровые предметы, например, оружие. Могут быть добавлены различные графические элементы в виде наклеек, изменен стандартный цвет и т.п.

🔹 Помимо изменения вида персонажа косметические предметы могут менять отображение окружающего игрового мира (например, измененная игровая карта), оформление интерфейса (в широком смысле – набор инструментов для взаимодействия игрока и видеоигры, например, измененный курсор, смайлы, шрифты и т.п.), а также такие объекты, как загрузочные экраны, которые чаще всего представляют из себя электронное изображение, нарисованное с помощью графического планшета.

✏️ Все эти объекты, относятся к произведениям искусства с точки зрения ст.1225 ГК, так как представляют из себя графическую, визуальную проработку подобно картинам или скульптурам. Но там, где присутствует творчество человека, всегда возникают интеллектуальные права на созданные объекты и, соответственно, споры об этих правах.

📚 Теперь остановимся подробнее на аспекте возникновения и защиты авторских прав создателей косметических предметов. Сразу следует отметить, что любая игра и ее персонажи имеют стандартную графическую проработку и, если с правами на первоначальные изображения все относительно просто (здесь действуют общие принципы и механизмы возникновения и защиты интеллектуальных прав), то с правами на дополнительные косметические предметы иногда возникают значительные трудности.

💬 Дело в том, что большинство игровых корпораций внедряют в свои видеоигры возможность игровому сообществу самому создавать новые косметические предметы.

🔹 В конце сентября 2019 года одна из крупнейших игровых компаний Riot Games и французский дом моды Louis Vuitton заключили договор на интересных условиях.

  • В рамках этого контракта Louis Vuitton разработает «уникальные облики персонажей» и дизайны настоящей одежды (примеры будут ниже). Над новыми внешностями будет работать Николас Гескьер, художественный руководитель женских коллекций Louis Vuitton.
  • С точки зрения ст.1260 ГК объекты, которые будут созданы, являются производными произведениями, так как предполагают переработку первоначального произведения.
  • Весь комплекс интеллектуальных прав в таком случае принадлежит создателям производного объекта. В связи с этим возникает логичный вопрос о перераспределении прав между компаниями, учитывая стоимость каждой копии облика персонажа и потенциальное количество продаж.

Предлагаю рассмотреть как возникают, используются и защищаются авторские права на подобные объекты на примере крупнейшей компании в игровой индустрии - Valve Corporation.

🔶 У Valve в игровом клиенте «Steam» существует специальный раздел, который носит название «Мастерская».

  • Она объединяет весь контент, который создан не разработчиками Valve, а самими пользователями.
  • Для некоторых видеоигр игроки могут создавать новые предметы (например, одежду для конкретного персонажа или стиль оружия), которые разработчики могут добавить в игру, для других же – создавать какие-либо модификации и самостоятельно внедрять их в игры.

❓ И конечно же сразу возникает вопрос: а как в таком случае возникают и защищаются интеллектуальные права такого «стороннего» создателя внутриигрового изображения?

📃 На официальном сайте Valve Corporation в разделе «Мастерская» содержится следующее сообщение:

«Отправляя работу в мастерскую Steam или принимая процент распределения получаемых за нее доходов, вы автоматически соглашаетесь с условиями соглашения подписчика Steam».

📃 В соглашении подписчика Steam (далее - Соглашение) все, что касается прав на пользовательский контент, содержится в разделе 6 – «Пользовательский контент». С точки зрения ст. 1286 ГК пользователи, загружая рисованные косметические предметы в Мастерскую Steam, предоставляют право использования данных объектов компании Valve на основании неисключительной лицензии (в Соглашении используется термин «неэксклюзивное право») на весь срок действия интеллектуальных прав.

⚠️ Однако пользователь вправе удалить переданный в Мастерскую продукт. В этом случае, компания Valve не будет больше иметь прав на использование, распространение, передачу, трансляцию и иное публичное использование продукта за исключением, когда:

а) он уже используется в играх,

и при условии, что

б) удаление не будет затрагивать прав пользователей, уже получивших доступ к копии продукта.

🔶 Иными словами, пользователь в одностороннем порядке может расторгнуть такой лицензионный договор, если не попадает под исключительные случаи. Данное положение является примером повышенной гарантии прав создателей косметических предметов, так как в соответствии со ст. 450.1 ГК односторонний отказ от договора возможен только если это прямо указано в договоре, законе или ином НПА.

-4

📚 Теперь о гарантиях и защите авторских прав на такие объекты. В Соглашении указано, что каждый пользователь гарантирует, что имеет достаточно прав на весь пользовательский контент, который он предоставляет.

🔹 Таким образом в Соглашении, также как в ст. 1257 ГК, закреплена презумпция авторства пользователя, предоставившего контент.

🔶 На официальной странице Компании Valve содержится любопытное сообщение:

«…Если вы считаете, что использование вашей работы в рамках одного из наших веб-сайтов или сервисов нарушает ваши авторские права, вы можете уведомить Valve об этом…».

🔹 Форма уведомления имеет достаточно серьезное содержание, включая необходимость подробного описания предполагаемого присвоенного материала и даже предупреждение об ответственности за сообщение ложных сведений. Таким образом, опровержение презумпции авторства может быть произведено через направление такой формы уведомления.

💬 И в заключение хотелось бы указать, что данная область не обходится без споров о принадлежности авторских прав на созданный пользователями контент.

  • Так, в 2014 году Valve объявили о получении уведомления о нарушении авторских прав по поводу двух косметических предметов для оружия M4A4 видеоигры «CS:GO»: электронная наклейка «Howling Dawn» и графическое изменения вида оружия «Howl» (которые к слову, действительно были похожи друг на друга).
  • Тогда Valve не стала разбираться кто именно из двух пользователей нарушил авторские права и оба участника получили запреты сообщества Steam, в том числе отстранения от получения доходов от предметов. Были удалены не только оба спорных предмета, но и все остальные игровые предметы, в которых участвуют по крайней мере один из участников спора.

🔹 Данный спор явился отправной точкой для усиления контроля компании Valve за соблюдением авторских прав на весь создаваемый пользователями контент.

🔎 Ниже примеры изменения внешнего вида персонажа с помощью косметических предметов в видеоигре Dota 2:

1. Стандартный внешний вид;

-6

2. Измененный вид-1 (использовано несколько различных дополнительных косметических предметов, но авторские права на них принадлежат одному лицу);

-7

3. Измененный вид-2 (использовано несколько различных дополнительных косметических предметов, авторские права на них принадлежат разным лицам).

-8

Ну разве это не произведения искусства?!

Есть какие-то вопросы, предложения, уточнения? Пишите в комментариях! 💫

Буду безмерно рада лайкам и подпискам 😊

Поддержать меня или поблагодарить за статьи можно по ссылке или через QR-код ниже:

-9

📞 Подписывайтесь также на другие мои соцсети:

Группа ВК

ТГ-канал

ТенЧат