Пока существуют суда, неважно, морские или речные - будут иметь место и происшествия, связанные с ними, а иногда и настоящие катастрофы. Масштаб событий может быть самым различным. Ну вот, например, 1886 год:
31-го июля на Самолетском [ судоходной компании "Самолётъ"] пароходе «Вера», у крестьянина Самарской губернии, Новоузенского уезда, слободы Покровской, Федора Михайлова Пахатникова, во время пути следования между Чебоксарами и Сундырем, украдено из тюка 4 куска бумазеи, 25 вигоневых и пуховых платков стоящих 80 рублей. Кражу эту совершил чистопольский мещанин Павел Васильев Абакумов, который, вместе с покраденными вещами, задержан на том же пароходе. Произведенное о сем дознание, вместе с Абакумовым, передано г. мировому судье 5-го участка города Казани, а покраденные вещи выданы по принадлежности Пахатникову.
Мелочь, конечно, но уже через неделю, в ночь на 8 августа на этом же пароходе разыгрался страшная трагедия. Сначала о нём самом. Именно его снимка не нашёл, к сожалению. Но есть фото однотипного судна, заказанного тоже в Бельгии, "Великая княжна Мария Павловна"
Правда, она на пару метров длиннее и шире "Веры". Хотелось бы вот что заметить - газетчики тогда ничем не отличались от сегодняшних блогеров, придать событиям более "жареный" характер в их описаниях - лишний повод привлечь внимание. Так что пишется даже о 450 пассажиров на борту, ссылаясь в том числе и на показания выживших. Думаю, многие из вас бывали на пассажирских судах и в поездах в своей жизни. Как, реально рядовому пассажиру оценить общее количество людей на них?
Здесь я немного забегу вперёд. После катастрофического пожара судно было быстро восстановлено, благо, корпус металлический, а котельное отделение и машина пострадали незначительно. Оно получило название "Жуковский" и выглядело практически идентично
Так вот, пассажировместимость "Жуковского" (чел.):
1-й класс - 23, 2-й класс - 51, 3-й класс - 40 (1897).
Можно впихнуть больше? Ну, наверно. Более умеренные журналисты указывают цифру в 240 человек, а солидный журнал "Русское судоходство" за тот год даёт такой расчёт:
Пассажиров, оставшихся в живых - 163, утонувших - 73, сгоревших - 4
Команды, соответственно выживших 19, утонувших 5
Буфетной прислуги, выживших 11
Бесплатных выжило 5, утонуло 2
Семейство буфетчика, выжило 2, утонуло 2.
Под бесплатными подразумеваются дети до 5 лет. Итого, на пароходе было 286 человек. В тот момент в 1 классе ехало 3 человека, во 2-м 12, остальные ехали 3-м. Среди них несколько рабочих артелей, возвращавшихся с заработков, и само собой, многие из них изрядно накатили, что позже только способствовало возникшей панике.
Самые молодцы буфетная прислуга, ещё их называют лакеями. Меж тем, именно их представитель был инициатором пожара. Тут опять же просматривается сплав идиотизма с кусочничеством. Дело в том, что на пароходах компании "Самолётъ" освещение судна осуществлялось не командой, а было отдано на откуп буфетчиков. Лампы заправлялись самым паршивым керосином, обслуживали их лакеи. По следам этого пожара писалось: Однако частенько пассажирам самим выпадает роль ламповой прислуги, - они сами зажигают лампы, сами поправляют, сами надзирают за их исправностью.
Итак, один из лакеев зажёг лампу в каюте первого класса, но сильно выкрутил фитиль. Ушёл, а стекло вскоре лопнуло. Занялся подволок. Вернувшийся лакей, пытаясь сорвать лампу, уронил её на пол, горящий керосин разлился.
Какое главное правило для обнаружившего пожар? Правильно, немедленно сообщить о нём, а уж потом пытаться бороться с огнём. Однако перетрухавший труженик сервиса, боясь наказания, решил порешать проблему сам, набрал ведро воды и вылил на палубу, что лишь способствовало разлитию горящего керосина вширь. Попытка вместе с прибежавшим матросом накрыть огонь ковром привела к сильным ожогам рук. И только после этого с воплями "Горим!!!", он бросился наверх.
Пассажиров охватила паника, и началось... Об этом писалось так: Трудно вообразить себе,— рассказывают очевидцы,—ту страшную суматоху, какая поднялась на пароходе при этом зловещем крике! Огня еще не было видно, —но всё суетилось, топталось на одном месте, бегало по пароходу, не зная куда и для чего. Командир и помощники его стали убеждать толпу успокоиться:— „Не беспокойтесь! Ничего нет!“... „Успокойтесь, пустяки,—лампа разбилась, сейчас затушат!“— Но толпа, охваченная паникою, не слушала увещаний.
Когда огонь выбился на верхнюю палубу, капитан Алекрицкий приказал увеличить ход и поскольку пароход шёл вдоль крутого берега, где высадка была невозможна, повернул к другому, стремясь выбросить судно на отмель. Встречный ветер и увеличение скорости привели к раздуванию пожара. Людям на борту оставался выбор - сгореть заживо или броситься в воду.
Правда, шестеро казаков избрали другой путь - забрались в лодку на корме, способную вместить до 40 человек, обрубили шашками канаты и были таковы. Что ж, думаете, не нашлось умников-писак, позже отмечавших, что если бы они стали ждать других пассажиров, то в лодку набилось бы и 80 человек, и она непременно бы утонула, а так, мол, хоть шесть уцелели! Жаль, что этим щелкопёрам сами не пришлось стоять на горящем пароходе, наблюдая как удаляется последняя надежда спастись...
Когда судно упёрлось носом в отмель, командир, опасаясь, что пароход снесёт течением, приказал не останавливать машину и под плицами вращающихся колёс также погибали пытавшиеся спастись вплавь.
Наряду с паскудным поступком казаков, были примеры подлинного героизма и хладнокровия.
...Поразительное хладнокровие сохранил приказчик чистопольского купца Корыжкина. Он стал бросать в воду скамьи, диваны, ящики, которые спасли многих плавающих в воде, а сам он бросился в воду только после того, как —сделал все, что мог, для спасения других. Хладнокровие обнаружил также чистопольский купец Остолоповский. Услышав крики „пожар“, он надел калоши, переждал некоторое время и затем сознательно бросился в воду и приплыл к берегу. В карман у него сохранился бумажник с деньгами и векселями...
...На пароходе из села Золотого ехал доктор села Ровного, г. Гумыльский, который спасся совершенно чудом; мало того, что сам спасся, но спас еще трех человек. Он на воде держался за скамеечку, за которую уцепились еще трое; он учил их, как управлять ею и к какому берегу держаться, ободряя всех, что «вот скоро берег – крепитесь, не падайте духом». Доктор лишился чувств лишь в то время, когда его взяли на лодку. Один мальчик, лет 14-ти, держался на воде с помощью спасительного кольца; когда к нему подплыли на лодке, он не дал себя взять, а сказал: «спасайте других – я сам спасусь»...
... Одна женщина ехавшая с двумя детьми, мальчиками 4-х и 2-х лет, увидя пожар парохода, схватила детей под мышки и упросила какого-то незнакомого ей крестьянина броситься в воду вместе. «Мне так сделалось жалко детишек, что я обещался бабе помочь», говорит спасенный мужик, и действительно, когда несчастные бросились в воду, то добросовестный товарищ схватил бабу, но – увы! – без детей: злосчастная мать невольно выронила их обоих и они утонули. Надо было видеть отчаяние матери: «Зачем же ты меня спас?!» безумно кричит она, обращаясь к мужику...
Ну, и без подлятины не обошлось. Когда прибыли представители местных властей и судоходной компании, были наняты местные лодки для поисков по берегам спасшихся и утонувших за 5-6 рублей, деньги по тем временам немалые. Однако позже выяснилось, что многие утопленники были ограблены "спасателями".
...По рассказу г-на Хазова, сын его, мальчик 5 лет, был найден верстах в 5 ниже сгоревшего парохода, на песке, утром на следующий день. Его переняли ночью рыбаки плывущим поверх воды, посчитали мертвым и положили на песок, как труп. Ночью мальчик очнулся, встал и немного походил по песку, как удостоверяют оставленные им следы, а потом лег, обессиленный без помощи, -—положил правую руку под голову, а левую вытянул и так умер...
Рисунок, сделанный по описаниям очевидцев:
Позже, в ходе расследования, выяснилось, что никаких учений по борьбе за живучесть и эвакуации пассажиров не проводилось, выжившие члены команды не умели пользоваться системой паротушения, пожарные шланги находились в машине, никаких средств тушения пожара в жилых помещениях не было и т.д. Всё, как мы любим... Капитан, кстати, оказалось, капитанил на сгоревшем три года назад пароходе "Казань".
Подробностей трагедии ещё много, но пожалуй и так можно составить себе представление о ней. Никто не был осуждён, жизнь продолжалась...
Ещё о жизни на речных пароходах в те времена:
.............................................................................................................................................................................
Полное оглавление журнала