Сэра Артура Конан Дойла часто упрекают за обилие фактических текстовых ошибок. Критики разносят "Пеструю ленту" за то, что в рассказе змея спускается по шнуру и слышит стук. "Пустой дом" - за "японскую" суперборьбу "баритсу". А "Собаку Баскервилей" - за ядовитый фосфор, которым злодей Стэплтон якобы мазал своего несчастного пса. За ненужное письмо Лоры Лайонс. За слепую веру практичного сэра Чарльза в легенду о собаке... И за многое другое.
Некоторые из упреков в адрес автора вполне справедливы. Змеи правда ничего не слышат и не ползают по веревке. А суперборьба была создана не в Японии, а в Англии. И называлась не "баритсу", а "бартитсу". Это факт.
Однако претензии к "Собаке Баскервилей", на наш взгляд, по большей части безосновательны.. Ибо эта повесть - шедевральна. А "ошибки" автора - не столько ошибки, сколько ,,темные места" текста. Эти загадки вызваны либо - незнанием английского менталитета, либо непониманием сути повести.
Поэтому вернемся к событиям гибели сэра Чарльза в Девоншире 14 июня 1889 года; посмотрим, по совету Шерлока Холмса, "назад"; и попытаемся объяснить все писательские загадки или ,,темные места" шедевра. Итак, поехали...
1. Фосфор. Начнем с фосфора. Согласно общепринятому мнению, Стэплтон для того, чтобы получить наследство, намазал пса фосфором, сделав животное похожим на адское чудовище из легенды. Этим псом герой хотел напугать сэра Чарльза до смерти,, что ему и удалось. Сам же злодей остался вне подозрений.
Версию с фосфором предложил в повести доктор Ватсон. Именно он после убийства собаки провел пальцем по ее морде, обнаружил светящийся состав и произнес роковое слово "фосфор" (в оригинале - "phosphorus"), из-за которого сэр Артур подвергся очередному упреку в досадной фактической ошибке.
Ведь белый фосфор (есть еще красный фосфор, но он в темноте не светится) - это очень ядовитое вещество с тяжелым, неприятным запахом, способное самовоспламеняться и наносить сильнейшие химические ожоги. Этот фосфор очень быстро убил бы любую собаку, попробуй она его слизать с себя.
Однако химик-Холмс, понюхав состав, сразу заметил, что это "какой-то особый препарат". Препарат "без запаха, чтобы у собаки не исчезло чутье". То есть точно НЕ белый фосфор. Выходит, Стэплтон мазал собаку НЕ белым фосфором?
Выходит, так. Тем более, что белому фосфору нужны особые условия хранения. Его следует держать под водой, чтобы он случайно не воспламенился. А не в жестяной банке, как это делает Стэплтон на островке в Гримпенской трясине.
Что же хотел сказать Ватсон своим восклицанием "phosphorus"? Скорее всего, не то, что он нашел белый фосфор, а то, что он нашел светящийся состав. Ибо греческие корни слова phosphorus" означают "свет"("φως") и "несу" (φέρω).
Какой состав? Возможно, светящуюся краску, изготовленную с использованием люминофора. Такая краска появилась в Британии уже в 70-х годах XIX века.
2. Тисовая аллея. Несколько слов о тисовой аллее. В шедевральном фильме И. Масленникова тисовая аллея, к сожалению, показана совершенно неправильно. И потому не дает никаких дополнительных смыслов. В культовом фильме мы видим не столько аллею, сколько обыкновенный замковый парк, где деревья растут, как им вздумается. И где доктор Мортимер ходит туда-сюда, как хочет.
Между тем, в книге, по словам доктора Мортимера, аллея - это "высокая зеленая изгородь из тесно сросшихся старых тисов". Это не открытая дорожка в парке или в лесу, а узкий проход между деревьями, которые "идут сплошной стеной". По тисовой аллее можно идти только вперед или назад. Свернуть с нее нельзя. И отсутствие человеческих следов сразу погружает в мистическую атмосферу...
3. Слепая вера сэра Чарльза. Многим странным и парадоксальным в образе сэра Чарльза Баскервиля кажется его суеверие. А именно: слепая вера в легенду о собаке, преследующей будто бы род Баскервилей. И это при том, что герой изображается в повести человеком очень "трезвым" и "практическим".
Баронет - "отнюдь не фантазер", но расчетливый делец. Герой, по словам "Таймс", "совершал весьма прибыльные операции в Южной Африке". Причем, со "свойственной ему трезвостью ума". Почему и вернулся домой с капиталом.
Почему же такой практичный человек верил в легенду? Во-первых, потому, что он был очень болен. Баронет, по словам Бэрриморов и Мортимера, "страдал болезнью сердца, о чем свидетельствовали резкие изменения цвета лица, одышка и подавленное состояние духа".
А, во-вторых, из-за чудаческого характера... Ведь сэр Чарльз был человеком "со странностями". Он не чуждался политики. Но жил одиноко и скромно (несмотря на огромное состояние). В Лондон ездил крайне редко. С соседями-помещиками не дружил. Из слуг держал только чету Бэрриморов.
4. Письмо Лоры Лайонс. Теперь о письме Лоры. Это письмо писалось по наущению Стэплтона, которому надо было выманить баронета к калитке для встречи с собакой - поддельным призраком рода Баскервилей. В письме Лора просила о встрече для того, чтобы обсудить с сэром Чарльзом детали своего бракоразводного процесса. Баронет пришел к калитке и попал на "адского" пса.
Что было дальше, известно всем... Непонятно одно: зачем было выманивать письмом сэра Чарльза к калитке, если он и так каждый вечер гулял по тисовой аллее? Ведь "чета Бэрриморов показывает, что он (сэр Чарльз - Христофор+) никогда не изменял этой привычке". Пошел бы баронет гулять и перед отъездом в Лондон. Наверняка. Зачем же понадобилось письмо? Для лишней улики?
О, нет. Письмо понадобилось Стэплтону для удовлетворения своих самых низменных чувств: зависти, мести, гордости... Ведь когда сэр Чарльз выходил к калитке, злодей мог чувствовать себя вершителем судеб, богом, диаволом... Стэплтон не просто получал наследство, он получал сад-исткое наслаждение от мучения ближнего своего таким экзотическим, диавольским способом...
5. Характер Стэплтона. Мы уже говорили, именно Стэплтон, а не Мориарти, был самым опасным злодеем Англии. Если Мориарти желал "всего лишь" убить того, кто ему мешал, то Степлтон лишал людей жизни ради "любви к искусству". Злодей "коллекционировал" жертв. Точно так же, как он коллекционировал бабочек, бегая за ним по болотам с сачком и ботанической коробкой.
Стэплтон - не просто опасный злодей. Он больной "на всю голову" человек. Это "злобный социопат", садист и серийный убийца. В его списке три жертвы: сэр Чарльз, каторжник Сэлден и мальчик-слуга, пострадавший при ограблении в Фолкстон-корте (это преступление Холмс приписал Стэплтону). Но могла быть и четвертая жертва - сэр Генри. И пятая (Лора Лайонс). И шестая (Бэрил Гарсиа).
В финале повести Стэплтон, конечно, погибает в Гримпенской трясине (про нее - здесь:).. Это делается для того, чтобы показать торжество добра над злом. А также - победу великого сыщика над самым опасным злодеем Англии. "Булавка, пробка, ярлычок - и коллекция на Бейкер-стрит пополнится еще одним экземпляром," - говорит Шерлок перед завершением баскервильского дела.
Безусловно, Шерлок Холмс не восстает против самого прародителя зла. Это было бы "чересчур самонадеянно" с его стороны... Но сыщик по мере своих скромных сил все же борется со злом. Да так, что заставляет самого опасного злодея Англии сгинуть в трясине. Поэтому да здравствует Шерлок Холмс!
Читайте также другие статьи:
Как сложилась судьба Степлтона - самого опасного злодея Англии?
Как Шерлок Холмс "на глаз" датировал манускрипт с легендой о Собаке
Расследование тайны гибели сэра Хьюго на болотах: А что, если демонической собаки не было?